Рейтинговые исследования электорального поведения

Наиболее массовое распространение и ведомость среди разных видов электоральных исследований получили рейтинговые исследования , целью которых является выявление шансов на парламентских или президентских выборах определенных кандидатов и политических партий на разных этапах избирательной кампании. Такие опросы дают информацию для разработки прогнозов избирательной активности и результатов голосования. И в отличие от базовых исследований электоральной ситуации, которые преимущественно проводятся штабами кандидатов для разработки стратегии и тактики определенного субъекту избирательного процесса, и является эксклюзивными, рейтинговые опросы очень часто проводятся на заказ СМИ или публикуются в СМИ, и их результаты становятся достоянием широкой общественности. Свое название рейтинговые (прогнозные) исследования получили от понятия рейтинг.
Рейтинг - числовой показатель уровня деятельности учреждения или отдельной личности, обосновывается итогами голосования, социологического опроса, анкетирования.
В электоральной социологии различают такие виды рейтингов :
1. Рейтинг информированности - часть избирателей страны или определенного округа, которая информирована о лице или деятельности определенного политического деятеля или политической организации (партию, движение, объединение, избирательный блок и тому подобное). Низкий уровень осведомленности о кандидате в депутаты, политическую партию или кандидата в Президенты (губернаторы, мэры и тому подобное) резко снижает его шансы на успех на выборах, а, следовательно, низкий рейтинг осведомленности о кандидате или политической организации требует резкой активизации информационно-пропагандистской работы. Однако высокий уровень осведомленности о кандидате или партии вовсе не обязательно будет свидетельствовать о наличии у них высоких шансов на победу, ведь отношение к ним поинформированных избирателей может быть и преимущественно негативным. А потому исследование рейтинга осведомленности и его динамики является скорее важным фактором коррекции тактики избирательной кампании, оценки эффективности рекламно-информационной деятельности, а не основой прогнозирования его шансов на победу на выборах. К тому же методики измерения рейтинга осведомленности могут базироваться как на самооценках самих избирателей относительно знания лица кандидатов или названий партий, так и на тестовых методиках измерения реального уровня осведомленности о биографии, программе, политических ориентациях определенных кандидатов или партий.
2. Рейтинг доверия - оценка избирателей страны, региона или избирательного округа уровня доверия к определенному политическому деятелю или определенной политической организации (партии, движения, объединения, избирательного блока и тому подобное). Чаще всего измеряется за четырехбальной ("полностью доверяю", "частично доверяю", "вовсе не доверяю", "не знаю такого политика (партии)") или по шестибалльной шкале ("полностью доверяю", "скорее доверяю, чем нет", "насколько доверяю, настолько и нет", "скорее не доверяю", "вовсе не доверяю", "не знаю такого политика (партии)"). При этом величина рейтинга определяется разными способами. Частью тех, кто полностью доверяет определенной партии или политик) (позитивный рейтинг), частью тех, кто полностью не доверяет политикам или партии (негативный рейтинг), или средней взвешенной оценок (средним индексом).
3. Рейтинг влиятельности - оценка меры влияния определенного политика или политической организации на принятие решений исполнительной или законодательной власти. Мира влияния на решение Президента - или правительству зависит от формальной или неформальной "приближенности" к высшим лицам исполнительной власти, а влияние на решение парламента - от наличия мощной фракции в парламенте или умения договариваться о взаимном "зачете" решений между разными фракциями в условиях отсутствия стойкого большинства. Как правило, такие оценки получают путем опроса экспертов, а не массового опроса населения, которое не имеет достаточной информации об уровне влиятельности политиков и партий. Такие опросы дают очень субъективные результаты, а главное ничего не дают для оценки шансов кандидатов на выборах, ведь влиятельность имело связанная с привлекательностью.
4. Рейтинг привлекательности (выбору) - часть избирателей страны или определенного округа, которая готова отдать свой голос за определенного политика или политическую организацию (партию, движение, объединение, избирательный блок и тому подобное) на момент опроса.
В отличие от рейтинга информированности, рейтинга доверия или рейтинга влиятельности политика или партии, рейтинг привлекательности (выбору) имеет непосредственное отношение к оценке шансов кандидатов в депутаты или Президенты, потому что предусматривает альтернативный выбор респондентами определенных политиков и партий, и никогда не может, в отличие от других рейтингов, сумма рейтингов выбора всех кандидатов или партий превышать 100%. Реально же сумма рейтингов привлекательности(выбору) значительно ниже за 100%, потому что часть потенциальных избирателей никогда не может определиться в своем выборе, а часть вообще не собирается участвовать в этом выборе. Хотя часть не определенных, которая очень большая в межвыборный период, за обычай значительно уменьшается незадолго до выборов. А потому исследования рейтинга привлекательности (выбору) проводятся регулярно. Как в межвыборный период, так и непосредственно перед выборами ежемесячно, а в последней месяц-два к выборов даже еженедельно. По крайней мере, на президентских выборах или многопартийных выборах в общенациональном избирательном округе, а перед выборами кандидатов в Верховную Раду в мажоритарных избирательных округах проводят два-три рейтинговых исследования, хотя это явно недостаточно.
При этом применяются как обычные методы повторных исследований, так и специальные техники повторно-панельных исследований, какие западные социологи называют еще "выслеживающими опросами", а в Украине называют "волновыми опросами".
Основными вопросами, с помощью которых измеряют рейтинг популярности (выбору) есть :
1. Если бы выборы Президента (ВР) Украины состоялись в ближайшее время, то за кого бы Вы проголосовали?
Чтобы удостовериться, в какой мере этот рейтинг устоялся, дополнительно задают еще вопросы:
2. Насколько Вы уверены в своем выборе?
01 – полностью уверен
02 – скорее уверен
03 – трудно ответить
04 – скорее не уверен
05 – вовсе не уверенный
3. При ком из указанных кандидатов (партий) Вы не проголосовали бы при любых условиях?
4. Если Ваш кандидат по какой-либо причине не станет участвовать в выборах, то кому Вы отдадите свой голос?
Тех же, кто не определился за кого будет голосовать, но возможно будет участвовать в голосовании можно дифференцировать с помощью вопрос:
5. Если Вы еще окончательно не определились за кого из кандидатов (партий) будете голосовать, то кому из названных политиков (партий) Вы симпатизируете больше всего?
6. Может так случиться, что для избрания Президента (депутата) понадобится II тур голосования. Если к П тура президентских выборов выйдут кандидат X и кандидат Y, то кому Вы отдадите свой голос?
7. Если во второй тур выборов выйдут кандидат X и кандидат Z, за кого Вы проголосуете?
01 – за кандидата X
02 – за кандидата Z
03 – трудно ответить
04 – против обоих
05 – не пойду голосовать
И таких пар можно определять столько, сколько достоверных кандидатов имеют хотя бы минимальные шансы на выход к II тура голосования.
Такая типология электорального поля основных кандидатов дает возможность на основе рейтинговых опросов выявить их шансы на победу на выборах и динамику этих шансов на основе повторных или "волновых" рейтинговых опросов. Однако даже она не является собственно прогнозом результатов голосования, ведь при любой типологии в рейтинговых опросах электората все равно остается значительная часть неопределенных избирателей, неустоявшихся избирателей и нейтральных относительно всех кандидатов, а в прогнозе результатов выборов нужно учитывать поведение всех потенциальных избирателей. А это требует применения разных прогнозных методов и моделей.