Понятие электоральной социологии

Электоральная социология — относительно молодая отрасль социологических исследований. Впервые серьезно проблемой теоретического исследования электорального поведения начали интересоваться в США, в 20-ые годы ХХ века. Чарльзом Мериамом была создана чиказская школа исследований политического поведения. Подробную характеристику этого проекта дал Г. Алмонд, проанализировав не только его смысловые особенности, но и методику, в частности особенности выборочного метода, который заключался в соединении случайной выборки и квотирования по основным демографическим характеристикам.


Безусловно, особенной вехой развития прикладных исследований электорального поведения стала деятельность в США Института Дж. Геллапа. В 60-ые годы свой вклад в развитие исследований электорального поведения, по свидетельствам П. Шампаня, сделали французские исследователи Ж. Стецель, М. Брюле, Г. Мишела, Ж-л. Гароди, а позже - Ф. Бон, Ж. Ранисе, Е. Дюпуар'є, Б. Руе, А. Лансело и др.
Что же касается отечественных исследователей, то значительный взнос в научную проработку проблемы закономерностей и парадоксов электоральных процессов сделали И. Бекешкина, В. Ворона, О. Вишенник, Є. Головаха, В. Кушерець, С. Макеєв, И. Мартинюк, В. Матусевич, В. Оссовський, В. Паниотто, В. Петров, В. Полторак, А. Ручка, В. Хмелько, В. Чигрин и другие отечественные социологи.
Подавляющее большинство авторов разных времен утверждали, что именно выборы должны быть условием такого характерного для человечества процесса, поскольку все другие формы и методы перехода власти в другие руки являются противоестественными, антигуманными, такими, которые протиричать системе общечеловеческих ценностей.


Объектом изучения социологии избирательного процесса считается весь избирательный процесс, все составные компоненты избирательной кампании в совокупности их связей. Поскольку избирательный процесс имеет как политические, так и экономические, правовые, социальные и другие аспекты, потому это явление изучается и политической, и правовой наукой. Социологию интересуют, все аспекты на всех этапах и уровнях избирательного процесса, которые возникают при взаимодействии и столкновение интересов конкретных социальных пластов, групп и прослоек общества. Именно это, что выражает проблемные стороны исследуемого объекта, и считают предметом исследование социологии выборов.
Основным составным элементом социология выборов, или "электоральная социология" изучения есть "электорат" - (от лат. elector - избиратель) - все граждане, которые наделены правом голоса и которые реализуют или не реализуют его (право) в специально созданных для этого условиях (институцийована система проведения выборных процессов). Понятие "электорат" здесь употребляется в социологическом измерении, в широком понимании, потому что иногда под "электоратом" понимают круг избирателей, которые голосуют за ту или другую партию или президента на общественно-политических выборах (это так называемый политологический признак понимания электората).


Предметом исследования данной отрасли является электоральное поведение - совокупность действий, поступков, которые определяют политические ориентации и намерения избирателей относительно делегирования их полномочий представительским органам власти, которые проявляются в участии или неучастии совокупности избирателей в выборах.
Электоральная социология изучает структуру и динамику электоральных установок и поведения избирателей, факторов, что их определяют, и технологии влияния на электоральное поведение. Сами электоральные установки и поведение избирателей разделяются относительно участия в процессе голосования (выборщики и абсентиєнты) и относительно выбора (поддержки) определенной политической партии (блоку партий) или кандидатов в Президенты, губернаторы, мэры, депутаты и тому подобное.
Электоральная социология должна давать ответы на такие, казалось бы, простые вопросы:
1.Почему граждане участвуют в избирательном процессе вообще и акте голосования в частности? Чем определяется уровень избирательной активности?
2.Чем определяется электоральный выбор партий и кандидатов? Зависят ли факторы электорального выбора от типов политических культур страны и регионов и уровня социально-экономического развития?
3. Возможно ли прогнозировать электоральное поведение избирателей? Какие методы исследований и прогнозирования являются наиболее эффективными? В какой мере возможно влиять на электоральный выбор граждан и какие технологии влияния наиболее эффективные?
Электоральная социология, как и любая развитая научная дисциплина, выполняет функции описания, объяснения и прогнозирования определенных процессов.
На необходимость различения установок (и электоральных в частности) и индивидуальных мыслей (не говоря уже об общественном мнении) указали и известные специалисты по методологии политического анализа Д. Б. Маннгейм и P. K. Вещь. Они отмечали, что опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов : факты, знания (perceptions), мысли (opinions), отношения, установки (attitudes) и отчеты о поведении (behavioral reports) респондентов.
Структуру готовности к сознательному электоральному выбору можно представить такой, которая состоит из трех компонентов, : когнитивного (осознание объекта), аффективного (эмоциональная оценка объекта) и поведенческого (последовательное поведение относительно объекта).
Г. Артьомов выделяет в структуре мотивации электорального выбора эмоциональные, рациональные и оценочные элементы.
К эмоциональным принадлежат те элементы мотивации, которые основаны на ощущениях (переживании симпатии/антипатии, надежды/сомнения, увлечения/разочарования и тому подобное), которые возникают у избирателей в результате наблюдения за поведением кандидатов и общения с ними.
Рациональными можно считать элементы мотивации, основанные на ожидании определенного поведения кандидата, что предопределено знанием программы кандидата или партии
Ценностными элементами мотивации электорального выбора можно считать те, которые основаны на мнении избирателя о значимых качествах кандидата. Исследователь отмечает, что в пределах этого мотивационного комплекса существуют доминирующие (центральные) и периферийные элементы. Зато, в реальном электоральном поведении эти элементы мотивации сочетают в разных пропорциях
Электоральная установка - это сформировано на основе предыдущего опыта определенной информации об объектах избирательного процесса отношения избирателей к участию в выборах и объектам выбора, которые оказываются в определенных эмоциональных оценках партий или кандидатов и готовности отдать за них голос (О. Вишенник).
Электоральную установку обычно разделяют на два вида - общую и отдельную (индивидуальную или узкогрупповую).
Под общей электоральной установкой понимает готовность избирателя участвовать (или не взять) в определенных выборах (голосовании). Зато отдельная электоральная установка - это готовность проголосовать "за" (или "против") определенного кандидата (партии).
Электоральное поведение — это предопределена определенными установками и условиями деятельность граждан, направленная на реализацию избирательных прав (включая и право не брать участия в выборах).
Как и другие отраслевые социологические науки, электоральная социология разделяется на теоретическую и прикладную.
Теоретическая электоральная социология исследует структуру и тенденции изменений электоральных установок и поведения граждан, объясняет их факторы, структуру и изменения, а вторая, опираясь на теоретические и методологические знания, осуществляет эмпирические прикладные исследования конкретной избирательной кампании и разрабатывает технологии влияния на установки и поведение избирателей.
Прикладная электоральная социология в ходе определенных избирательных кампаний обеспечивает субъектов избирательного процесса информацией о предвыборной ситуации, разрабатывает краткосрочные прогнозы результатов голосования, маркетинговые стратегии избирательных кампаний и рекомендации относительно коррекции тактики предвыборной борьбы.
Следовательно, прикладная электоральная социология, как и экономические и некоторые другие социальные науки, выполняет три традиционных функции прикладной социальной науки — информационно-аналитическую, прогностическую и политико-маркетинговую.