Суть семьи и брака

Одним из древнейших социальных институтов является семья. Возникла семья в первобытного общества значительно раньше классов, наций, государств. Общественная ценность и значимость семьи обусловлена и «производством и воспроизводством» непосредственно жизни, воспитание детей, формированием их индивидуального сознания. Семья - объединение на браке или кровном родстве, усыновлении людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственности за воспитание детей, заботе о родных и взаимопомощи. Брак - это историческое обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности друг к другу и к детям и родных.

В процессе исторического развития под влиянием господствующего в обществе способа производства, способа жизни и общественных отношений систематически изменялись и изменяются отношения семьи и общества, семьи и личности. Прогресс общества тесно связан с устранением, уменьшением дискриминации женщины на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенными изменениями функции семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, усилением и расширением воспитания. Все социально-экономические, культурные процессы - положительные и отрицательные, происходящие в обществе, влияют на функционирование семьи, которая является ячейкой общества. На семью и ее моральное положение непосредственно влияют факторы окружающей социальной среды: социально-экономические процессы производственных, трудовых коллективов, повседневную жизнь.

В семье отражаются и переплетаются самые разнообразные общественные отношения: экономические, социальные, политические, правовые, духовно-идеологические, психологические, моральные, эстетические. Разумеется, нельзя не учитывать и природнобіологічні семейно-брачные отношения. Основные признаки семьи: брачные или кровно-родственные связи между всеми ее членами (супругами, родными, детьми и др.), совместное проживание в одном помещении, общий семейный бюджет. Юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не такие уж четкие: сколько времени нужно жить совместно - неделю или несколько лет, всю жизнь, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и др. И это тогда, когда такие признаки, казалось бы, самые эффективные, фиксированные. А как и чем измерить те тонкие системы отношений, превращают семью в особое духовное объединение. Как не парадоксально, но именно это все, не столько осягаєме умом, сколько воспринимается интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Хорошая, крепкая семья - один из важнейших компонентов человеческого счастья. В крепкой, дружной, сплоченной и здоровой семье заинтересовано общество, государство, хотя образование семьи, вступление в брак мужчины и женщины регулируется правом, все же ведущее место здесь принадлежит морали. И много деталей брака контролируется только совестью тех, кто вступает в брак. Счастлив лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудны. Любой другой брак построен на подлому расчету. Брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, средств самосохранения и развития общества.

Пользование людей материальными благами и духовными ценностями также много чем определяется семьей. Именно семья воспитывает вкусы, потребности, склонности молодого поколения. Именно от семьи, в первую очередь, зависит, насколько молодой человек сумеет оставаться сама собой, противостоять глупую и разрушительной моде и др. Какая же качество специалиста и, следовательно, какова эффективность его функционирования - это также многое зависит от семьи. В семье закладываются привычки, навыки, формируются традиции, моральные отношения между старшими и младшими, милосердие или равнодушие, теплая доброта или холодная пользу. Все это относится к социальной значимости семьи. Но семья имеет и персональную значимость. Для большинства людей семья - нормальное, необходимое среду обитания, существования. По данным социологических исследований смертность людей, которые не в браке, значительно превышает смертность среди людей семейных, женатых. Внимание к семье государства, науки, публицистики, общественного мнения растет. Процесс формирования семьи в слишком тяжелый период, который переживает государство, усугубляется рядом обстоятельств. Еще не преодолены те традиции, которые мешают становлению семьи, не все еще достаточно осознали то новое, без чего невозможна практическая деловая семья. Ведь много веков семья выступала только поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики, которая проводилась по принципу «общественное надусе». Государство решало за семью все. Отсюда и вторичность для государства тех функций, которые всегда декларировались: обучение, воспитание, здравоохранение, повышение благосостояния и др. Полная зависимость семьи от государства превратила ее фактически в беспомощную, безвольное. Все это требует изменений. Государство должно строить политику так, чтобы семья могла рассчитывать, прежде всего, на свои возможности. А собственные возможности могут возникнуть в семье тогда, когда государством создаются для нее необходимые условия: экономические, социальные, правовые.