Постмодернизм

Этот теоретический направление считается одним из новых (последних) макротеоретичних достижений социологической науки. По мнению социологов, он "стоит немного не в одной плоскости" рядом со способами познания социальной реальности и самой социологии и больше касается нового понимания изменений в обществе, которые сегодня происходят. Это общетеоретические концепцию предложил Э. Гидденс, выдающийся современный американский социолог на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде в 1990 p., Очертив как постмодернистский направление, хотя само это понятие употреблялось гораздо раньше.

 

Глубокие сдвиги в жизни развитых стран Запада обусловили возникновение новых направлений в социальной теории, целью которых является дать более точное и объективное осмысление и объяснение явлений и процессов последних десятилетий. Впервые эту проблему поднял А. Тойнби (труд "Исследование истории", 1934-1954). Ученый отмечает, что западная цивилизация в последние десятилетия вступила в новый, переходный период, отличный от предыдущего. Исследователям этого теоретического направления была свойственна попытка выяснить различие между "модернистами", которая сформировалась в то время, и постмодернистов (неизбежного нового будущего), показать то радикально новое, что уже появляется в жизни. Постмодернистский направление в социологии можно условно разделить на два течения. Первая - "причинно" - заостряла внимание именно на роли научно-технических факторов в механизме современных социальных изменений, и интерпретирована в системе социального знания как теория постиндустриального развития. Вторая - "следственная" - отражает постмодернизм как новый социально-философский подход к общественной жизни, культуры, человеческой деятельности. Он является не столько теоретической парадигмой, сколько набором концептуальных подходов к социокультурной реальности. Социологическая мысль постмодернистского подхода синтезирует несколько направлений социального теоретизирования, включает различные интерпретации современной социальной и культурной реальности. В отличие от теорий индустриального общества, - в которых основное внимание уделяется научно-техническому прогрессу, развитию новых технологий, которые вызывают большие изменения в социальной структуре - социальных институтах, образе жизни людей, и где современное общество показано во всей своей сути - слишком рационализирована жесткой системой, - постмодерне общество характеризуется более иррациональными и гибкими формами социальных связей.

 

Сторонники концепции постмодернизма подчеркивают роль культурных факторов в переменах, которые происходят и которые состоятся в будущем. Именно такого рода факторы рассматриваются ими как критерии общественного прогресса. Причем, подразумевается, прежде всего, возрастающая роль социального субъекта (личности любой социальной общности - народа, группы) и свободы его деятельности. При этом и "социальное" понимается по-другому, не на рациональных принципах, власти, прогрессе, производстве.

 

Теоретики постмодернизма выступают продолжателями критики модерности капиталистического развития, которую осуществляли Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм и другие сторонники негативной оценки "индустриального массового" общества. Эта критика касалась главным образом сфер культуры и общественного сознания. Социологи считают, что уместно говорить о равноправии самых разных культур, независимо от степени их развития, совершенства и т.д.. Здесь утверждается равноправие разных вкусов, стилей жизни, стандартов, вкусов, поведений. Гидденс и сторонники постмодернизма считают, что в обществе постмодернистского типа главную роль будет играть идея субъективации всех социальных процессов, связанных с культурной активностью социальных общностей.

Сущность принципа постмодернизма наиболее отчетливо проявляется через переконструирования подходов, соображений по анализу изменений социальной реальности. Вместо единой систематизированной социологической теории предлагается набор различных социологических концепций, иногда такие, что не совсем стыкуются и взаемостимулюються между собой. По такому принципу допускается и разрушения границ, границ между научными дисциплинами. Постмодернистский направление отражает новый синтез идей относительно интерпретации социального мира. Один из поисков интегрированного подхода в современной социологической теории есть и попытки синтезировать микро-и макроуровне анализа социальной реальности, представленного теорией "структурализации" (которую одновременно относятся и к структуралистическая направления в социологии) Э. Гидденса, где внимание сосредоточивается на предпосылке и результатах человеческой деятельности как структурных свойств социальных систем.

 

Один из спивнапрямив постмодернизма представляется взглядами выдающегося французского социолога и этнолога Пьера Бурдье (1930-2001). Его взгляды представляются достаточно оригинальными, на первых порах воспринимались как "шокирующие". Направление его теоретизирование не умещается в пределы школы, а интегрирует различные концептуальные идеи для решения на новом уровне традиционных социологических дилемм.

 

По мнению исследователей, Бурдье свойственна пренебрежение междисциплинарного подхода, который накладывает отпечаток на предмет исследования и на применяемые методы исследования. И неудивительно, что круг его исследовательских интересов достаточно широк (этнология, социологическая теория, социология культуры, политики, массовых коммуникаций, социальная философия).

 

Критические и нестандартные взгляды П. Бурдье пронизывают различные направления системы социологического знания. Однако уместно будет показать отдельные фрагменты его теоретизирования, более касается постмодернизма.

 

Оригинальность социологического теоретизирования Бурдье проявляется в анализе взаимосвязи объективного и субъективного. Социальный мир представляется мыслителю как сложная многомерная структура, где объективное и субъективное взаимно пронизывается и дополняется друг другом.

 

Объясняя смысл и механизм социального взаимодействия, ученый широко использует понятие "габитуса", "социального пространства". В "габитуса" он относит все то, что касается сознания деятелей (индивидов). Это своего рода набор схем (моделей), через которые люди воспринимают, понимают и оценивают мир, адекватно ориентируются во множестве конкретных жизненных ситуаций. "Габитус" определяется как система действия, способ ощущения, осмысление и оценка субъектом, который определяется понятием "стиль жизни" социального мира.

 

"Поле", согласно взглядам П. Бурдье, является ареной соревнований социальных деятелей или группы за улучшение своих позиций, за получение определенного места в социальной иерархии и одновременно "поле" является структурной частью "социального пространства". Поэтому в социальном мире есть несколько "полей" (экономическое, политическое, религиозное, культурное и т.д..). "Поле" выступает своеобразной разновидностью рынка, где используются различные виды "капиталов" (экономический, культурный, социальный).

 

Понятие "калиталу" занимает в социологической концепции Бурдье довольно весомое место. В действиях "агента" в "социальном пространстве" капитал выступает в разных формах - не только в экономическом смысле. Здесь "капитал" следует рассматривать как факт закрепления человеческих социальных отношений в форме интересов, уважения, долга, дает шансы человеку на получение, воздействия в пределах определенного социального поля и т. п. Капитал проявляется в различных формах: культурный капитал ( дипломы, знания, уровень языка, манеры); социальный капитал (связи, сети влияния).

 

Бурдье, как уже отмечалось, занимался широким кругом вопросов: социальное воспроизводство, система образования, государство, власть и политика, литература, СМИ, социальные науки. В одной из основных его работ "Практический смысл" - освещаются фундаментальные вопросы соотношения философского, антропологического и социологического познания, теории и практики, формирования категорий социальной перцепции, на этнографическом материале анализируется формирование и функционирование логики практики и практическое чувства. В частности, именно Бурдье первым обратил внимание ученых на комплекс проблем, связанных с новым перераспределением мировых ресурсов, появлением "новых бедных", за что его иногда называют "идейным вдохновителем антиглобализма".

 

Исследования П. Бурдье социальных факторов глубочайшим образом изменили наш взгляд на некоторые институты: музеи, телевидение, науку и, в первую очередь, образование. В "Наследники" (1964) и "Воспроизведение" (1970), двух работах написанных вместе с Жан-Клодом Пассероном, он показывает, каким образом система школьного образования "отвергает" детей из скромного среды и опровергает сложившиеся представления о равных возможностях государственной школы. Он также говорит о том, что взгляды и "габитус" преподавателей престижных школ, которые схожи с взглядами детей из семей определенного социального уровня, сплетенные крепким культурным и социальным капиталом, способствующих воспроизводству из поколения в поколение нового, так называемого "государственного дворянства".