Структуралистическая концепция

Одной из довольно специфических теорий в современной Западной социологии является теория структурами или, точнее, структурализм в социологии. Его теоретики направляли внимание на выработку системы определенных обобщенных абстрактных понятий для аналитического изучения социальных явлений с целью формального моделирования и статистического изучения социальных явлений в более обобщенных чертах структурализм определяют как поиск универсальных и неизменных законов человеческой жизни.

 

Это - довольно сложный научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах XX в. и получил позже различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретического уровня исследования. Основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Структурный метод, лежащий в основе структурализма, первоначально был разработан в структурной лингвистике, а чуть позже был распространен на литературоведение, этнографию, историю и некоторые другие гуманитарные науки. В более узком (и строгом) смысле под структурализмом подразумевают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, которые получили наибольшее распространение в 60-х годах. Его основные представители - французские ученые: этнолог К. Леви-Стросс, историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

 

Основу структурного метода составляет выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый "скелет" какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований.

 

Внедрение в гуманитарные науки структурного метода в таком его трактовке связано с радикальной перестройкой самого предмета этих наук - с построением новых типов идеальных объектов, обладающих высокой степенью конструктивности, и с возникновением новых типов межпредметных связей.

 

Объект исследования конкретно-научного структурализма - культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых - язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т. п. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет найти скрытые закономерности, которым бессознательно "подчиняется" человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры (ментальные структуры - психологические механизмы, обусловливающие предпочтение определенным типам и формам языковых репрезентаций, духовный склад, образ мыслей; эпистемы, как условно-конструируемые культурно-исторические образования)

 

Корни структуралистическая принципов - в структурной лингвистике, грамматической системе языка. Внимание уделяется, как правило, культурным явлениям в виде этнографических, психологических, историко-научных, историко-культурных и эстетических систем-образований, как совокупности взаемозвьязуючих и взаимодействующих элементов, суть которых определяется не столько содержанием, сколько местом и ролью в социальной системе . В противоположность субъективистских течениям, в структурализме "отталкиваются" от "своеобразного объективного", не подлежит субъективным изменениям (переконструирования, взглядам с другой стороны). Такого рода "объективность" в социальной среде, по мнению ученых, "обусловлена" языке, "не склонна" к субъективного влияния и изменений, в которой существуют и функционируют своеобразные структурные образования, которые формируются независимо от воли и желания людей . На практике же структурное направление в социологии - это, своего рода, поиск аналогии со строением языка во всех сферах культуры и общества.

Метод структурного анализа в социологии связан с методами лингвистики, семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем). Так, французский этнолог, социолог К. Леви-Стросс исследовал системы, родства, мифов, ритуалов, масок как особого рода "языка", выступавшая средством "уразумение" общего, родственного между разнообразием социальных явлений и культур человеческого духа. По мнению ученого, модели различных "социальных миров", конституирующие социологи, - одинаковые, поскольку исходят из единственного источника - человеческого разума.

 

Структура человеческого разума определяет все структуры, которые создаются людьми. Даже мифы различных примитивных обществ подобные. То же самое касается и систем коммуникации, воспитания, обменных процессов. Однако, изучая "примитивные" общества, К. Леви-Стросс установил, что предметом социального обмена между родами, наряду с товарами и женщинами, была также информация, согласно обычаям, жизненными правилами или произволом ее владельца, могла и должна была стать общим достижением. Однако в таких холодных обществах, как их называет Леви-Стросс, склонность к производству и потреблению информации заметно ниже, чем в "горячих" индустриальных, современных структурах, которые развиваются. Поэтому, по его мнению, массовая коммуникация - это изобретение последних. В связи с этим, сторонники структурализма подвержены гипотезы, что в примитивных народов более развитое чувство интуиции, здравого смысла в процессе общения и взаимодействия. Современно-цивилизованный человек создал себе довольно обширную коммуникативную систему, глубоко пронизывает все сферы жизнедеятельности в формировании собственных установок, действий. И она перебрасывает это бремя их формирования не столько по своему усмотрению, интуицию, чуткость, сколько на коммуникативно-информационную систему. Таким образом, напрашивается вывод, что современный человек в большей степени продуктом масс-медиа, которое в свою очередь, породило общество.

 

Своеобразным подтверждением данной теории является идея "мозаичного" типа культуры французского социолога А. Моля, при которой средства массовой информации играют ключевую роль в системе общественных взаимоотношений. Если в классическом (и в некоторых других примитивных) типе культуры система знаний строилась на необходимости постижения цепи причин и следствий, то в "мозаичном" типе культуры - знание является случайной совокупностью разрозненных элементов. По утверждению А. Моля, современный человек открывает для себя окружающий мир, как по законам случае в процессе проб и ошибок, так и "статистически" из газет, сведений, полученных в случае необходимости. Только приобретя некоторого объема информации, человек начинает скрытые в ней структуры. Она идет от случайного к случайному, но иногда это случайное является и существенным. Сообщение СМИ обращены больше к чувствам. Они апеллируют (сосредоточены) не столько к рациональному осмыслению информации, сколько логике мифа, которая снимает противоречия и значительно упрощает образы мира, социума, человека. Если исходить из точки зрения здравого смысла, объективного осмысления окружающего мира, то напрашивается вывод о росте примитивности и одномерности в постижении человеком сложной и противоречивой реальности.

 

Все пути строятся на логической структуре разума, и все они определяются общими законами. В конечном итоге, концепция Леви-Стросса связана с "дюркгеймовского" социологической школой и американской культурной антропологией. Ученый утверждал, что исторический подход только облегчает понимание того, как возникают те или иные общественные институты, главная же цель научного изучения общества - раскрытие формальной структуры взаимоотношений, вытекающих в свою очередь с "бессознательного" природы человеческих отношений. Такого рода "неосознанное" является универсальным для всех времен и народов стремление представить исторически конкретное многообразие действительности в символической форме традиций, ритуалов, и в первую очередь - языка.

 

Конечный результат исследования - моделирование своеобразной "структуры", т.е. мысленного алгоритма конструкции, которые определяют "скрытую" логику данного явления.