Теория конфликта

Конфликтологической подход в социологии - важное направление развития социологии XX в. Проблемы социальных конфликтов относятся и анализируются практически всеми крупными социологами различных направлений социологической мысли. Поэтому в русле этой парадигмы появилось немало ярких теоретиков интересных концепций и трудов. Теория конфликта появилась в современном социологическом знании в 60-70-х годах, оттеснив традиционно влиятельные позитивистские течения, и занимает в наши дни одно из ведущих мест среди направлений современной социологии.

 

В прошлом большой вклад в научную разработку этой проблематики сделало много классиков, в частности К. Маркс, М. Вебер, Т. Зиммель, В. Парето. Большинство исследователей склоняются к утверждению, что теория конфликта заявила о себе прежде всего как главная альтернатива позитивистской позитивизма. Своеобразной "социологии порядка" была противопоставлена "социология конфликта", а поэтому и возникла необходимость развивать "альтернативную" ветвь социологической теории - для более адекватного отражения социальной реальности.

 

В отличие от функционализма, конфликтологической подход сосредоточивает внимание не на механизмах самосохранения социальной системы, а на факторах трансформации, качественного преобразования ее. История человечества свидетельствует, что социальные образования отмечаются не только стабильностью, уравновешенностью, согласованностью, взаимодействием своих частей, но и кризисами, конфликтами, другими разрушительными процессами, которые приводят время от времени к существенным изменениям в самих основах общественной жизни людей.

 

Современная теория социального конфликта чеканилась в трудах американского социолога JI. Козеpa (функции социального конфликта), немецкого - Р. Дарендорфа (класс и классовые конфликты в индустриальном обществе), британского Дж. Рекса (социальный конфликт), Р. Милла и др.. Основатели конфликтологической направления в центр аналитической внимания поставили конфликты - самый распространенный вид. Однако они не отвергали и обратная сторона данного процесса - интеграционный и кооперационный, последствия в их функционировании. Теория конфликта исходит из того, что независимо от того, имеет ли место открытая борьба интересов или нет, в обществе она всегда присутствует.

 

Итак, конфликтологической видение социального мира восходит теоретизирования К. Маркса. Исходя из гегелевского толкования противоречия как источника развития в сфере Духа, Маркс предложил материалистическую версию диалектики истории. Согласно ней общественный прогресс осуществляется благодаря возникновению и решению противоречий в области материальных, прежде всего экономических отношений, которые являются определяющими в жизни общества. Отношения собственности обусловили положение человека в экономической системе, приводили к возникновению враждующих классов, противостояние борьбы, в свою очередь дестабилизировало и видоизменяло общество. Поляризация капиталистического общества (концентрация капитала на одном полюсе общества и пролетаризация и обнищание подавляющего большинства населения - на другом) становится источником постоянного классового противостояния. Классовую борьбу К. Маркс рассматривал как главную движущую силу развития, а революции - как локомотивы истории. Ослабление институционального регулирования поведения вызывает развитие феномена, который получил название "аномия" (пренебрежение нормами). Девиантное поведение Р. Мертон рассматривал как симптом несогласованности между предписанным культурой устремлениями и социокультурными средствами их реализации.

 

Исходными постулатами конфликтного подхода является стройный логическую цепь утверждений, что любое общество или сообщество характеризуется той или иной неравномерностью распределения ограниченных по количеству ценных ресурсов, неравный доступ к которым порождает конфликты интересов. Это, в свою очередь, порождает антагонизм - открытое столкновение, борьбу конфликтующих сторон. Сама система конфликтных ситуаций, действий влечет реорганизацию социальной системы, предпосылки для новых конфликтов. Таким образом, конфликт как явление, присущее природе человеческого общества, - в центре анализа социальных процессов. Конфликт, по Дарендорфом, - это не просто реальность, а норма развития социальной системы. По его мнению, для реального мира необходимо переплетение разных взглядов, конфликтов и изменений. Конфликт является органичным элементом структуры общества. Это, по сути, конфликт социальных ролей, позиций. И поэтому речь идет не только о теории собственно конфликтов, а значительно шире - о теории общественной организации, модели социального поведения, групповую мотивацию, объяснения причин изменения социальных структур.

 

Конфликтологическая концепция Дарендорфа исходит из того, что социальные взаимоотношения людей противоречивы, конфликтными. По своей природе функционирования любого социального образования (группы, организации, сообщества и т.д.) требует согласованности, скоординированности, а это, в свою очередь, требует определенного подчинения и принуждения. Взаимодействуя с другими, люди находятся на определенных социальных позициях и выполняют соответствующие социальные роли. Последние же обязывают индивида к вполне определенного поведения, следовательно, имеют принудительный характер.

 

Общество не может избавиться конфликтных ситуаций, но оно имеет возможность делать их регулируемыми, предоставить им форм, совместимых с социальной структурой, непрерывно меняется. В таком своем позитивном варианте социальный конфликт является подлинной движущей силой обновления общественной жизни, модернизации, развития его форм. Именно поэтому "рациональное обуздание" социального конфликта должно стать, по выражению Дарендорфа, одной из главных задач политики.

 

Дарендорф, называя собственную общесоциологический концепцию "теорией конфликта", противопоставляет ее "марксистской теории классов". Социальный конфликт он считает результатом сопротивления существующим в любом обществе отношений господства и подчинения. Продолжительность его ведет к обострению, а "рациональная регуляция" его - к контролируемым последствий. Хотя причины социальных конфликтов не усувани, открытое "либеральное" общество может налаживать их на уровне конкуренции между индивидами, группами и классами.

 

Другой основатель современной теории конфликта американский социолог Л. Козер также раскрывает многочисленные причины социальных конфликтов. Главное для него было раскрыть механизмы формирования и развития конфликтов, характер взаимосвязи внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, и, наконец, роль социальной структуры, которая и определяет степень функциональности конфликта. Козер исследовал "взаимообусловленность" конфликтов на всех уровнях: межнациональных, межгрупповых, внутригрупповых, с целью их регулирования и контроля социальных изменений.

 

Ученый определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее стремление и чувства социальных групп или людей в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценка ценностей. Он считает, что каждое общество содержит напряженность и "конфликтную потенциальность", и рассматривает конфликт как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей. Если в "закрытых" обществах социальные конфликты разграничивают общество на две враждующие группы, два враждующих класса, угрожая разрушением общественных связей, то в "открытых", демократических обществах они имеют конструктивный характер. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают "окостенению" социальной системы, стимулируют ее развитие, открывают дорогу инновациям.

 

По К. Боулдином, М. Крозье (американские социологи) конфликты заключаются в противодействии групп, имеющих несовместимые цели. Д. Белл (американский социолог) считает, что наиболее острая форма конфликта - классовая борьба, - ведется через перераспределение доходов. Несмотря на то, что конфликт признается одним из главных двигателей социального прогресса, согласно теории конфликта, в паре с ним выступают и "согласованность", "стабильность", "порядок", "покой".

 

Существует несколько подходов к исследованию конфликтов:

 

? социально-психологический, который отличает разного рода напряженности индивидов, при которых конфликтные действия приобретают форму ссоры, агрессивности, поиска врага и т.д..)

 

? семантический (вербальные или концептуальные недоразумения между участниками и как следствие - нарушение коммуникативности)

 

? социологический (несовместимость между целями, намерениями, ценностями конфликтующих сторон, в результате чего возникают реформаторские движения, революции, расколы участников на враждебные лагеря).

 

целом же для сторонников теории социального конфликта характерно рассмотрение их (конфликтов) как неантагонистических противоречий, уверенность в возможности их регуляции. Главное, по мнению социологов, не допустить расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряженности. Эту задачу должны решать не только правительственные круги, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.