Социоинженерия

Поворот к эмпирической социологии актуализировал вопрос: что может социология и должен социолог участвовать в принятии управленческих решениях и отвечать за них? Классики социологии отвечали: "Нет". В рамках эмпирической социологии на поставленный вопрос дается другой ответ: "Да". Прикладные исследования конкретных ситуаций обслуживали социальные организации, обеспечивали руководство новой социологической и социально-психологической информацией для принятия оптимального управленческого решения. Учитывая это, социолог вмешивался в консультативно-управленческую деятельность. Это, в свою очередь, определяло необходимость и адресность эмпирической социологии - полезность социологических исследований была понятна и признана правительственными органами, деловыми и политическими кругами. Регулярные консультации с социологами, заказ социологическим центрам стали нормой принятия управленческих решений. Все это определяло "востребован", служебно-эмпирический характер эмпирической социологии и обусловило привлечение социолога к разработке планов социального развития на всех уровнях социальной политики.

 

Сложившаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название "социоинженерной деятельности". Социоинженерного деятельность, или "инжиниринг" - заимствован западный термин, определялась предоставлением комплекса самостоятельных консультативных услуг по регулированию и социального контроля различных организационных структур для решения социальных задач.

 

Хотя, как научный термин "социальная инженерия" сложилась в американской социологии с начала 60-х годов, сама идея и практические принципы начали понемногу проявляться с 30-40 годов XX в. в рамках так называемой "человеческой инженерии", целью которой использование научных данных о потребностях, возможностях и слабые стороны человеческого организма при конструировании машинных систем. Первоочередной основным кругом проблем было повышение безопасности труда, обеспечение комфортности в системе "человек-машина". В дальнейшем, специалисты в области социальной инженерии стали заниматься главным образом социальными проблемами на производстве, применяя в своей исследовательской и практической деятельности данные социологии, социопсихологии, физиологии, экономики. В послевоенный период мотивы социальной инженерии стали широко применяться в оборонной промышленности США, индустриальной социологии, военной социологии, в исследованиях пропаганды и коммуникаций. С 40-х до 60-х годов число такого рода центров социальной инженерии увеличилось до 130. Идею и принципы все чаще стали использовать в избирательных технологиях.

 

Так или иначе прикладные исследования позволили политикам, предпринимателям, менеджерам и другим лучше понять социальный мир и влиять на него наиболее надежными методами.