Развитие эмпирической социологии

Одна из основных социологических тенденций XX в. - Развитие эмпирической социологии. Ее принято понимать как исследование, связанное со сбором и анализом конкретных социальных фактов, формированием и использованием специальных методов: опрос (письменное и устное), социологическое наблюдение, эксперимент, анализ документов, социометрические процедуры и др.. Такого рода исследования стали активно внедряться в 20-30-е годы сначала в США, а затем и в других странах. Имели место они и в бывшем СССР. Существует много причин активного распространения эмпиризма в социологии, усматриваются, как правило, в новых потребностях при развитии как общественных отношений, так и самой науки, и выходе ее на новый, более высокий уровень, приближенный к зрелого состояния.

 

В начале XX в. эмпирические исследования имели разрозненный характер, не существовало разработанной методологии и методики их подготовки и проведения. А потому для дальнейшего развития эмпирической социологии оказалось закономерным именно усиление методики и техники исследований, которые обеспечивали конкретное изучение социальных явлений.

 

По причине "оторванности от повседневной жизни" общесоциологические теории рассматривались как нечто абстрактные. Однако социологический инструментарий, измерительные процедуры и числовые эквиваленты повышали уровень доказательности и валидности (надежности, соответствия) полученного социологического знания. Таким образом, полезная фактическая информация и практические рекомендации получали основном аргументацию от методов, а не от содержания, т.е. теорией начинают пренебрегать как в качестве основы, так и в качестве конечной цели исследования. Необходимо также отметить, что недоверию к теоретической социологии способствовало и то, что многие исследователи исходили из собственных позиций и методик, что затрудняло обобщение многообразной и неоднородной информации в общую теорию.

 

В 20-30-х годах центр развития социологии переместился в СЕЛА. Прежде всего здесь утверждается победа неокапиталистической порядке, становится эталоном общественного развития. Все сферы социального уклада американского общества, его образ жизни и прочее достигли своего оптимального развития и требовали лишь поддержки и "незначительных усовершенствований" при общем их сохранении. Данное положение обусловило поиск соответствующих эффективных средств, методов и механизмов социального управления, которые способствовали бы демократической поддержании социального порядка. Такой подход обусловил соответствующее тезис: "Социология на службе менеджмента".

 

Центром формирования эмпирической социологии стал Чикагский университет - "чикагская школа". Именно здесь в 20-30-е годы развернулись многоцелевые прикладные исследования, которые и ознаменовали расцвет эмпирической социологии. Поэтому, не удивительно, что развитие эмпирического социологического направления связывают с "чикагской школой". Это направление был ориентирован на детальные исследования жизнедеятельности людей в конкретных ситуациях. В это время город Чикаго за короткое время превращается в вершину американской цивилизации, становится одним из крупнейших центров промышленности, науки, культуры. Город буквально захватывали волны эмигрантов из Европы, и это обусловило определенные изменения в особенностях американского образа жизни.

Учредителями Чикагской школы считают У. Томаса и Р. Парка.

 

В самых известных работ представителей данной школы, каждая из которых была обобщением определенного исследовательского проекта, относятся: "Негры в Чикаго" (1922) - (Р. Парк, У. Джонсон), "Бурлака" (1928) - (Н. Андерсон); "Гетто" (1928) - (Л. Вирт), "Негритянская семья в Чикаго" (1913) - (Ф. Фрезер) и мн. И влиятельной в формировании данного направления стала работа Уильяма Томаса и Флориана Знанецького, которая превратилась в хрестоматийную - "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918). В этом исследовании, благодаря активному использованию метода изучения документов из разных источников - в основном личного характера (дневники, автобиографии, воспоминания, письма крестьян, эмигрировавших из Польши в Америку), проанализированы жизни людей в новых условиях. При этом выделяются несколько основных проблем: "социальная модель счастья", "индивидуальная и социальная активность", "отношения между представителями разных полов", "преступность", "проституция", "алкоголизм". Эта своего рода "пионерская" работа знаменует собой вступление в эмпирического развития социологии со всем ее "методическим и техническим оборудованием".

 

С переходом тогдашнего общества в менеджеральну эпоху социология столкнулась и с принципиально иной деятельностью - сферой производства.

 

Начала зарождаться так называемая индустриальная социология. Лозунг "вся власть специалистам" и концепции "научного менеджмента" Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Фоллета и других были определяющими в данном процессе. Директивный стиль управления и контроля, отношение к человеку как к экономической единицы ("человек экономический"), механистическое представление о месте человека в производстве, подкрепленное веберовской бюрократической модели организации управления и осуществления власти над людьми - сдерживали дальнейшее повышение эффективности производства. "Великая депрессия", которую США пережили в 1929-1933 pp., Осветила недостатки "научного менеджмента" и стимулировала пересмотр взглядов относительно трудовых ресурсов и потребность перехода к новой системе организации производства и управления им с учетом "человеческого фактора" и производственной демократии. Кроме того, исследования в области психологии труда также акцентировали внимание на моментах взаимоотношений сотрудников, уровне их спаянности, корпоративного духа и др.. Поворот к гуманизации проблем менеджмента на грани 20-30-х годов обусловил поиск социально-управленческого механизма, который позволил бы задействовать моральные и психологические факторы мотивации и заинтересованности людей в труде (типа "партнерского управления", "группового решения", "сотрудничества") .

 

Особую роль в развитии теории и практики "человеческих отношений" сыграл американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949), который начал индустриальную социологию. Он достаточно критически воспринимал современное ему индустриальное общество, в котором происходили разрушительные процессы отделения и дезинтеграции людей. С 1927 до 1932 года Э. Мэйо руководил исследованиями в одной из промышленных фирм в г. Хоторн близ Чикаго, которые получили название "Хоторнского эксперименты", которыми было охвачено до 20 тысяч человек, и были признаны классикой эмпирической социологии. Данные эксперименты начинались с определения степени влияния благоприятных условий труда на уровень его производительности: освещение, режим работы, система оплаты и др.. При этом были получены интересные результаты. Оказалось, что на рост производительности труда влияют факторы, не зависящие от условий труда: "групповой дух", межличностное общение и т.п.. Наблюдение Мэйо показали, что члены коллектива, бригады хотят быть включенными в группу и при этом чувствовать себя свободными. Желание быть включенным в определенную сообщество он назвал чувством "социабильности". Были выявлены закономерности межличностных отношений в производстве. В методическом плане к новациям в "Хоторнского эксперимента" следует отнести:

 

? выделение экспериментальных и контрольных групп с целью наблюдения за результатами переменных и наличием связей между ними;

 

? проведение пилотажа программы интервью - методических экспериментов и пробных интервью с новыми анкетами;

 

? теоретико-прикладной характер исследования.

 

Проведенные эксперименты изменили лицо менеджмента и сформировали новое представление об организационной поведение человека в производственных процессах. "Человек экономический" уступила место "человеку социальной". Появилось социальный заказ на инженера, который имел качестве управляющего производством, социолога и психолога. Возникла необходимость подготовить элиту лидеров организаций, способных анализировать групповые ощущение, мотивировать поведение людей и создавать условия для личностного самовыражения в труде. Возникла необходима, модная и хорошо оплачиваемая профессия социолога.

 

Постепенно методологический инструментарий проведения социологических исследований. Основные этапы и стандартные процедуры социологического исследования, которые сложились в эмпирической социологии, составляют фундамент современной системы процедур проведения социологического исследования. В развитии методики и техники массовых опросов большую роль сыграла деятельность "Американского института общественного мнения" Дж. Гэллапа, который в 30-х годах XX в. начал проводить общенациональные опросы. Гэллап решал одновременно и научные, и методические вопросы, разрабатывая основные правила проведения социологических исследований. Так, им был выведен выборочный метод опроса, качественные параметры выборки, правила составления анкеты. А достижения надежных результатов существенно расширило исследовательскую проблематику. Появляются стандартизированные маркетинговые исследования, электоральные исследования в процессе выборов, изучения общественного мнения, анализ аудитории, средств массовой информации, исследования-зондажи настроения людей.