Американская социология конца XIX - начала XX в.

Период становления американской социологии был ознаменован господством социал-дарвинистские идей. Определенное влияние на основателей американской социологии Л. Уорда, В. Самнера, Ф. Гиддингса и А. Смолла произвела наследие Г. Спенсера. В ходе осмысления исторического опыта своей нации они сделали вывод о значительной роли активности человека в направленности и темпах общественного развития. Американская социология с момента своего институционализации ориентировалась на пропаганду с опаской потери связи с массовым сознанием. Это явление было инициировано частично особыми историческими обстоятельствами развития нации, а также прагматическими установками исследователей. На этом этапе своего функционирования американская социология выработала стиль, метод анализа социальной реальности. Задачи становления национальной школы были в основном решены.

 

Первым президентом Американского Социологического Общества был Лестер Уорд (1841 - 1913). Он издал несколько фундаментальных трудов по социологии, в которых изложил оригинальное учение, которое одновременно было и продолжением идей европейского позитивизма (О. Конта, Г. Спенсера), и декларацией американского видения исследовательских и общественных задач социологии. Основные его работы были посвящены выяснению механизмов процесса улучшения социальных условий усилиями сообществ или индивида, обосновали идею "социального мелиоризму" (науки о совершенствовании и улучшении социального устройства).

 

Отправной точкой анализа деятельности индивида и сообщества Уорда был натуралистический подход - анализ факторов, которые побуждают к действию. Ученый стремился построить модель мелиоричнои деятельности человека ("социальный мелиоризм" - научное направление о усовершенствования и улучшения социального уклада). Уорд был уверен, что побудительным началом деятельности человека есть желание, стремление к достижению объекта желания. В этой же последовательности он дал обоснование "желанию" и "души". Некоторые труды Уорда были посвящены социальной конкуренции (проблемы социального роста), проблеме индивидуальности.

 

Наследие Уорда в дальнейшем вдохновила национальную социологию на повальный эмпиризм.

 

Другим основателем американской социологии был социолог, экономист, публицист, представитель социального дарвинизма Уильям Самнер (1840-1910). Самнер, профессор Йельского университета, одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.

 

В своих трудах он отталкивался от двух принципов:

 

1) естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение;

 

2) социальная революция имеет автоматический и неуклонный характер.

 

Идея естественного отбора в его интерпретации выступила как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Взгляды Самнера выражали интересы средних слоев американской буржуазии, нуждающихся благоприятных условий для свободной конкуренции.

 

Его способ изложения идей заключался в логической последовательности - предоставить человеку естественную способность к труду как источника развития рациональности, увеличения общественного благосостояния, индивидуального энергетического потенциала. Его логическая система была призвана внушить молодежи мысль о том, что совершенствование общества связано с прагматическими знаниями (в данном контексте прагматизм, одномерность). Сюда он относил принципы естественного отбора и борьбы за существование, автоматический неуклонный характер социальной эволюции, социальное неравенство как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации, восприятия и оценки различных явлений на основе культурных стереотипов "собственной" стратификационной группы. Наибольшее внимание Самнер уделял двум формам общественных отношений и институтов - войне и антагонизма, исследовал массовые институты:

? институты самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, институты, направленные на регуляцию удовлетворения голода и половой потребности);

 

? институты семьи и брака (регулирующих удовлетворения инстинкта пола и самосохранения через воссоздание)

 

? институты самоутверждения (мода, этикет, игры, наслаждение);

 

? институты религии (не связанных с инстинктом страха, веры и подчинения).

 

Основополагающие проблемы социологии на переломе веков осветил другой выдающийся американский социолог - Франклин Гиддингс (1855 - 1931) - в прошлом президент Американского Социологического Общества. Первой из проблем, к решению которых обратился Гиддингс, был предмет социологии. В широком смысле он видел социологию обширной наукой об обществе, которая вмещает в себя всю отрасль специальных социальных наук. Следующей по значимости для социолога была проблема определения понятия "общество", под которым Гиддингс понимал группу (сознательных существ), что естественно развивалась и в которой имеют место определенные отношения, которые превращают эту группу с течением времени на стройную, сложную, устойчивую организацию. Считая основополагающий элемент общественной жизни "сознание рода" (коллективное сознание, которое обеспечивает взаимопонимание и коммуникацию людей), Гиддингс использовал данное понятие наряду с термином "социальный разум" для характеристики общественного сознания. Ему открылась истина, что человек не благодаря сознанию, а благодаря деятельности, активности может ускорить или замедлить ход исторического движения. Гиддингс в 20-х годах стал одним из наиболее активных пропагандистов новых концепций позитивизма и статистического метода исследования, оказал заметное влияние на формирование эмпирической социологии в США.