Развитие социальных знаний в Украине (до конца XIX в.)

Можно считать, что первые просоциологические общественно-политические идеи отражены в летописях "Повесть временных лет" Нестора и в "Слове о Законе и Благодати" митрополита Илариона - древнейших документах древнерусской письменности. Актуальность мыслей данных исторических документов того времени обусловливается историческими событиями и положением Руси. Важными были идеи необходимости единения в борьбе с многочисленными врагами, отстаивание своей веры, независимости.

 

К концу XVI в. - В духовной культуре Украины отсутствовали любые проявления общественных знаний. Лишь с конца XVI - начала XVII вв. начинает просыпаться национальное сознание (в современном ее понимании) украинского народа, его духовный подъем. Первые упоминания о национально-патриотический дух появились в конце XVI в. во Львове ("Украинский братья"). Это способствовало развертыванию широкомасштабного движения за национальное освобождение под руководством гетманов Христофора Косинского, Северина Наливайко, Богдана Хмельницкого и других национальных героев Украины. С XVII в. во многих уголках Украины возникают первые культурно-образовательные центры (Острог, Харьков, Львов, Киев). Выдающимся деятелем-просветителем той эпохи в Украине был Петр Могила (1574-1647) - ученый, политический деятель (его именем названа Киево-Могилянская коллегия-академия). Большое внимание он уделял социально-политическим проблемам, рассматривая отношения государство - общество - церковь.

 

Известными деятелями того периода были также Стефан Яворский (1658-1722) - профессор Киево-Могилянской академии (ставил вопрос о социальном и национальное угнетение Украина) Феофан Прокопович (1686-1736) - писатель, философ (сторонник прогресса и науки, поднимал проблемы взаимоотношений светской и церковной власти, благосостояния народа).

 

Колоритной фигурой эпохи Просвещения в Украину был Григорий Сковорода (1733-1794) - гуманист, поэт, философ. Представляют интерес его взгляды относительно человека, мира, возможности познания человеческой сущности. Сковорода горячо отстаивал идеи равенства между людьми, права каждого на счастье, свободу, очертил путь к идеальному обществу, где господствует равенство. Его деятельность создала прочные предпосылки для формирования новой украинской культуры XIX в.

 

Начало XIX в. ознаменован научно-просветительской деятельностью Д. Кавунник-Велланского (1774 - 1847) - ученого, философа (популяризатора кантианства, шеллинпанства, сторонника религиозно-философского учения о человеке, обществе).

 

Михаил Максимович (1804-1873) - первый ректор Киевского университета, историк, этнограф, философ, правовед - уделял основное внимание обоснованию идеи личной свободы, которая понималась им как генезис свободы совести, слова, частной дела и т.п.. Он стремился определить психологические особенности, охарактеризовать психику украинского народа.

 

С середины XIX в. прослеживается значительное влияние на развитие украинской общественно-политической мысли марксистской течения. Прогрессивная интеллигенция России и Украины пропагандировала идею необходимости коренной реформации несправедливого общества, борьбы с самодержавием, крепостничеством. В Украину вычеркиваются два общественно-политических направления: либерально-демократический, основателями которого были Н. Костомаров, П. Кулиш, М. Драгоманов, и революционно-демократическое, представлен Т. Шевченко, И. Франко, Лесей Украинский, М. Гулаком. В это время появляется и первая тайная политическая просветительская организация - Кирилло-Мефодиевского общества, учредителями которого были Н. Костомаров, М. Гулак и др..

На революционно-демократических принципах развивалась деятельность Тараса Шевченко - гениального украинского поэта, писателя, художника, прогрессивного деятеля. Его мировоззрение формировалось тогда, когда Украина переживала глубокий кризис феодально-крепостной системы и хозяйства. Т. Шевченко выбрал литературный путь как форму борьбы с господствующим строем. Его художественные произведения были полны глубокого социального содержания и проникали в душу каждого - от крепостного крестьянина к прогрессивному интеллигента. Сам Т. Шевченко не только на литературном поприще, но и на общественно-политической плодотворно сотрудничал с такими выдающимися деятелями, как Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, М. Михайлов, Н. Некрасов и др..

 

Отстаивая идею естественного права, Шевченко мечтал об обществе, где будут воплощены принципы демократизма и "оптимального" общественно-политического строя.