Становление и особенности российской социологии

Социологическая мысль в России с середины и конца XIX - начала XX в. представлена многим направлениям, отражающие сложный спектр общественно-политических течений, существовавших в то время. И на это есть свои причины. Российскую социологию необходимо, прежде всего, рассматривать как ответ на потребности общественной жизни: переплетение противоречий и особенностей традиционного и индустриального обществ; преданность патриархальности и потребность в новой трудовой этике, прочная тенденция к маргинализации общества, стремление активных социальных сил к радикализму, эпоха реформирования общественной жизни России - далеко не все контрасты, которые определяли проблематику и содержательность развития русской философско-социологической мысли.

 

Сначала она формировалась как философия истории (первая половина XIX в.). На передний план выдвигались социальные теории, где переплетались социально-философские и социологические элементы. И только на рубеже XIX-ХХ вв. появляются уже чисто социологические теории. Российская социология часто сосредоточено на проблеме необходимости, желания или нежелания капиталистической эволюции страны по европейской (западной) модели. Подавляющее большинство социологов, разрабатывая теоретические модели, так или иначе, имели в виду "русский путь" развития и соответственно стремились теоретические положения различных направлений перевести на уровень конкретных практических программ. Время в обществе ощущалась наличие определенной "русской идеи", "духа народа", что находило свое выражение и в социологии. Российские социологи стремились не только описать характерные черты народа социологическим языком, но и пытались смоделировать варианты российского развития. И, само собой, такого типа идеи находили отражение в социологии, выливаясь на первых порах в народничество.

 

Важной и восходящей русской социологической мысли был и натуралистический подход к анализу общественных отношений, который сыграл большую роль в дальнейшем формировании русской социологической мысли. Прежде всего, это проявлялось в органистичному подходе к общественным отношениям, который заключался в стремлении представить мир как органическое целое. Русские мыслители стремились найти и обосновать общезначимый социальный идеал, который направил бы общественные усилия к социального конструктивизма. Большое внимание исследователи уделяли русской общине, видя в ней органистичне "начало", опору, на которой можно было бы реализовать самобытный русский путь социальной эволюции. Не прошла без внимания российских социологов и проблема социальной динамики, в таких ее элементах, как эволюция и прогресс. Вообще, категории "прогресс" российские социологи уделяли большое внимание.

 

Исходя из начальных философско-гносеологических посылок относительно роли субъекта познания и бытия, вопрос соотношения социальной реальности и общественного идеала - в российской социологии сложились две противоположные тенденции: утопическая и реалистична. В конечном итоге, утопическая линия выходила из представления об обществе как механический агрессор, при котором достаточно определить научно обоснованный социальный проект и благодаря субъективному фактору осуществить его революционным путем, ускорив, тем самым, исторический процесс, в конце нашло практическое выражение в октябрьской революции (переворота) 1917 г. и распространении коммунистической идеологии в практическом применении.

Реалистическая же линия пропагандировала многофакторный подход, понимание общества как сложной динамического равновесия. Обуславливалась необходимость ривноважливого соотношение в эволюции субъекта и социальных форм. Особое внимание уделялось поиску механизмов согласования интересов различных субъектов на практический гуманизм, внутреннюю духовную революционность. И именно эта реалистическая линия, по мнению специалистов, оказалась созвучной научной социологии.

 

Важное место в теоретическом поиска занимали и теории взаимной помощи, кооперации, солидарности. Ключевые положения в нем занимали и проблемы человека. Отсюда же и проявилась тенденция так называемой "этизации" социологии (сочетание этического и социологического подходов).

 

Социальная мысль в России, как соответствующее знание, возникла в ходе и в результате реформ Петра I. Стремление внедрить в российскую жизнь европейские социальные формы без учета социокультурного контекста стало базовым противоречием как социального развития России, так и социально-философских подходов. С первой половины XVIII в. начинают закладываться элементы просвещения на предмет социально-политического устройства, учредителями которого стали Ф. Прокопович (1681-1736) и В. Татищев (1686-1750) (необходимость силовых методов властвования), А. Радищев (1749-1802) (проблемы общины) , С. Десницкий (1740-1789) (проблемы анализа хозяйственной деятельности), которые в своих трактатах и с пониманием, и достаточно критически оценивали петровские реформации.

 

Но особое место в становлении русского социального мышления заняла философия истории (нач. XIX в.), С которой зародилась истинно национальная русская философская сознание. Именно в это время на арену выходят крупные русские мыслители: А. Герцен, П. Пестель, П. Чаадаев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Писарев и др.. Формируются основы антропологической традиции русской философии и социологии, идеи историзма, революционных преобразований в обществе как способа его прогресса.

 

Своеобразие социального мышления в России и его развитие (характер, темпы) заложены были самой российской действительностью. Прежде всего, это соответствующий стиль мышления, в котором доминировали: религиозный догматизм, тоталитарность, апологея государственности, низкий уровень просвещения и т.д.. Религиозный догматизм, необразованность, более того, - нетерпимость к любым радикальным изменениям, прогрессивности, образованности пленили боярскую Русь вплоть до XVIII в. Только реформаторство Петра I и отдельные "островки" этого движения (начало просвещения при Елизавете и социально-политический прогресс при Екатерине II) создали определенные ячейки для развития прогрессивного мышления.

 

В то время прогрессивные изменения хоть и внедрялись отдельными представителями и последователями петровской реформации, однако самой России, ее народа, каждому его слоя (от крепостного крестьянина к царской знати) присуща была, по словам тогдашних просветителей, "отсутствие воспринятого среды, в питательную почву которого могла бы придраться научное образование. И большинство людей, которые получали образование, достаточно быстро "теряли" ее и возвращались в прежнее состояние невежества, невежества из-за нехватки предложения и практики для их знаний ".

 

Изменения стали очевидными лишь с середины XIX в.: Прогрессивные настроения после войны 1812 p., Декабристские и народные волнения, революционно-демократические внушения из Европы сформировали благоприятную почву для развития социального знания в России. Можно сказать, что сама русская действительность была основным условием (как упадок, так и прогрессивные ее стороны) развития и распространения социального знания. Это дает и объяснения относительной слабости его развития вплоть до первой четверти XIX в.

 

Другой существенным препятствием для развития социологии в России было жесткое преследование царским правительством прогрессивных мыслителей и подавления русской социальной мысли на первых порах ее формирования (конец XVIII - первая половина XIX в.).

 

Кратко охарактеризуем наиболее влиятельные в то время направления социологической мысли в России.