Социологические идеи В. Парето

Известный итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923) был первым признанным мыслителем-социологом новейшей эпохи в Италии. Его место в истории социологии слишком своеобразное. За оригинальность и нетрадиционность мыслей, которые не были восприняты тогдашними представителями социологической науки, его иногда сравнивают с Марксом, Ницше, Фрейдом.

 

В. Парето был ярким представителем психологического направления в социологии. Характерной особенностью его социологической ориентации было сосредоточение внимания на психологических, преимущественно иррациональных аспектах социальной жизни: чувствах, инстинктах, эмоциях и др.. Его научные взгляды формировались в русле достижений точных и прикладных наук. По определению роли социологии в познании социальной действительности, Парето выводит ее от философских представлений и определяет ее метод (который хорошо себя зарекомендовал в астрономии, физике, химии, биологии) как логико-экспериментальный. Этот метод требует систематического наблюдения явлений и раскрытия их возникновения, а также с помощью логических операций распространение полученного знания на области (процессы, явления), которые не были предметом непосредственного наблюдения.

 

Одной из основных методологических принципов Парето был тезис о противоречии между нелогичным характером большинства человеческих поступков и логическим характером научного знания о них. По мнению ученого, люди способны действовать логично, рационально, но в основном этого не делают в связи с тем, что в основе человеческой природы заложены инстинкты. При этом логику, рациональные соображения они используют для оправдания или сокрытия своих истинных намерений. Как считает В. Парето, большинство социологов, не понимая этой истины, стремятся найти в человеческих действиях логику, рациональность, когда только необходимо четко указать людям на нелогичность их поведения и изучать ее такой, какая она есть.

 

Важное место в социологической концепции Парето принадлежит анализу "лингвистической" (словесной) действия людей на их поведение в социальной сфере. Ученого интересовало, "влияют слова на социальное поведение, и каким образом одни люди могут благодаря общению навязывать свою волю другим? На эти вопросы социолог дает ответ с помощью собственной теории" деривации "(производных) и" резидуи "(остатков), которые выступают элементами его методологического инструментария.

 

Деривации - это своего рода средства псевдологичного, псевдорациональные лингвистического оформления человеческих интересов и чувств, одним словом, формы вербальных действий убеждения, верования, теории.

 

Остатки - это основные типы этих интересов и чувств. Они - основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний, являются внутренними биологическими импульсами, которые определяют социальное поведение. На основе их Парето стремился объяснить многочисленные варианты человеческого поведения. По мнению ученого, абсолютное большинство человеческих "влиятельных" действий, которые трансформированы в словесные формы-выражения, призывы, идеологические лозунги - это манифестации интереив, чувств, где рациональный фактор хоть и присутствует, однако подчинен настроения и иллюзиям.

Выводы Парето имели важное значение для разработки базовых понятий социологии политики и социологии массовых коммуникаций.

 

Исследуя общество как социальную систему, проблемы социальной структуры и социальных перемещений, Парето уделял основное внимание элите и массам - социальным классам, которые сосуществуют в противоборстве в любом конкретно-историческом обществе. Парето - один из известных теоретиков элитизма, по которому история общества рассматривается как история преемственности властвующих элит, которые формируются и ведут борьбу за власть друг с другом.

 

Борьба противоборствующих элит ("львы" и "лисы") порождает циркуляцию последних или круговорот элит в обществе, и является одним из механизмов социальной мобильности.

 

По социологической наследия Парето, то, по мнению ученых, он один из тех, кто совершил своего рода переворот в социологической науке, направив ее действия на изучение глубинных механизмов социального взаимодействия людей.