Эмпирические исследования XIX в.

Социология на рубеже ХIХ-ХХ вв. уже четко сформировалась и утвердилась как самостоятельная наука с широким объемом изучаемых проблем и глубиной их анализа. Она не развивалась односторонне, в чисто теоретико-методологическом уровне. Ее становление и развитие происходили одновременно с распространением социальных исследований различных сфер общественной жизни. Эмпирические (практические) исследования политики, экономики, демографических процессов существенно стимулировали развитие социального познания, предоставляя интересный материал для анализа потребностей, интересов, ценностей, и вместе с тем создали возможности для развития эмпирических социологических исследований и обследований. Эмпирические обследования того времени нельзя было еще назвать полноправным социологическим исследованиям по той причине, что такого рода процесс научного познания не велся на основе четких процедур, правил, программ, как это должно быть, по причине отсутствия таковых. Зато эмпирические исследования того времени, несмотря на всю свою активность, уверенность, сводились к изучению, проверке, учитывая локальных социальных процессов и явлений с раскрытием существенных причинно-следственных связей между ними, определение закономерностей, тенденций их развития в данной системе. Основная цель такого рода научного рассмотрения - констатация состояния объектов или вузькообмежени действия практического характера.

 

Предварительный процесс интенсивного развития социологического знания теоретико-методологического и прикладного характера накопил значительный потенциал, что в свою очередь послужило лавинном распространению социальных обследований. Одними из первых выходят на качественно научный уровень статистические и демографические исследования.

 

Самым известным представителем в этой области был франко-бельгийский ученый - математик, демограф, социолог - Лам марта Кетле (1796-1874). Нам он известен больше как основатель современной теории статистики. Кетле впервые ввел и использовал точные математико-статистические методы для изучения социальных явлений. Его имя как социолога стало известно Западной Европе благодаря точному прогнозу уголовных преступлений. Кетле разработал ряд математических методов обработки эмпирического социологического материала, в частности, разработки возможных методов, позволяющих делать четкие прогнозы развития общественных процессов. После триумфа работ Кетле в странах Западной Европы процесс исследования таких явлений, как преступность, условия жизни, культура и другие, приобретает массовость. Исследования А. Кетле преподнесли статистику и демографию на более высокий уровень, открыли новые возможности для их дальнейшего развития.

 

Активно исследовал проблемы преступности во Франции правовед А. Герри. В своих трудах Гэрри раскрывает зависимости между различными факторами, влияющими на совершение преступления (род, пол, образование, время года и т.д.), которые признаны и современной криминологии.

 

Подобные исследования проводились и в Англии, и притом несколько раньше. Уже в конце XVIII в. проводились обследования различных форм жизнедеятельности рабочих слоев Англии, Шотландии с использованием анкет, в которых число позиций (вопросов) достигало свыше 100 (Д. Дэвис, Ф. Мартон, Дж. Синклер).

В этот период происходит специализация исследований и их распределение на сферы "моральной статистики", которая занималась проблемами образования, морали, преступности, и "социальной гигиены", где ставились вопросы социального здоровья, медицинского обслуживания, условий проживания разных слоев населения, особенно обездоленных . Эти два предметных направления исследований сыграли огромную роль в пробуждении интереса общественного мнения к положения широких масс в обществе.

 

В социальных обследования в Англии XIX в. зародилось будущее так называемой урбанистической социологии - социология города. Одним из зачинателей этой области был общественный деятель и предприниматель Чарльз Бут (1840 - 1916) ("Жизнь и труд людей в Лондоне"), Ч. Бут - один из первых социологов, кто использовал технику включенного наблюдения (будучи участником), интервью (беседы), документальной информации (материалы полиции). На основе собственных обследований Бут впервые выделил три общественных класса: "высший", "средний" и "ниже", критерием распределения которых было наличие слуг, количество жилых комнат. Позднее такого рода классификация была проникнута мировой социологией и взята за основу.

 

Примечательной фигурой в исследовательской деятельности был французский профессор-естествоиспытатель Фредерик Лe Пле (1806-1882). Главным объектом анализа Ле Пле была семья. Благодаря многочисленным поездкам многими странами мира ученый собрал большой материал о семье, обычаи, институты частной жизни. Это помогло ему впервые типологизировать семьи, определить характерные черты, особенности каждой группы семей, а именно:

 

? патриархальная (зависимость всех членов от главы рода, характерно было для России, славян Центральной Европы);

 

? неустойчива (раздел имущества между всеми детьми в семье, в случае их самостоятельной жизни и ведения хозяйства, характерна для Франции, Бельгии и ряда стран Западной Европы);

 

? коренная (связанная с подражанием отцовского имущества одним из женатых сыновей, который остается при нем и продолжает семейное дело; такой тип семей был характерен для США, Англии, Германии, стран Скандинавии, это наиболее рациональный тип семьи).

 

Лe Пле вошел в историю социологии также как автор монографического метода исследования.

 

Плодотворно работал французский исследователь А. Лоран-Дюшатле, изучавший причины возникновения древнейшей профессии - "жрицы любви", в целом исследовав образ жизни более тысячи проституток, используя на широком уровне материалы собственных наблюдений, статистические данные, методы интервью, документальные источники полиции.

 

Анкетные опросы проводились также в Германии А. Лангарне, при котором было опрошено около 7 тысяч рабочих. К. Маркс проводил подобные исследования, используя анкеты, изучая пролетарские слои Германии, Англии, Франции. И. М. Вебер делал попытки поставить эмпирические социальные исследования на научную основу. Все эти факты свидетельствуют об особенностях развития науки и значение традиций и опыта предшественников дня дальнейшего развития социологической науки на всех ее уровнях.

 

В России середины XIX в. проблемами статистических исследований занимался Д. Журавский - статистик. Его интересовала качественная сторона проведения подобных статистических обследований и выявление факторов, влияющих на качество проведения исследования.

 

В Соединенных Штатах уже первые социальные исследования имели более "рациональный" характер, чем в Европе. В XIX в. появляются первые попытки изучения общественного мнения (оценка и отношение к конкретным социальных явлений). И связаны они были с политическими реформациями. Принятие конституции, гражданская война, борьба за равноправие граждан создали условия для формирования демократического общества. Исследование общественного мнения в США начали журналисты, использовав ее как элемент демократических, социальных и политических преобразований. Шли поиски путей и средств прогнозирования возможных результатов выборов и избирательных кампаний. Так, в 1895 г. в одном из штатов было проведено обследование в массиве около 800 человек. Конечно, эти первые попытки опросов населения не опирались на научные принципы и основы. И история изучения общественного мнения Америки содержит много фактов, свидетельствующих о тернистом пути проб и ошибок в поисках надежных средств исследования. Но все же, они дали большой толчок к дальнейшему расширению исследований во многих сферах общественной жизни.

 

Другим крупным территорией, результатом использования достижений социологии и психологии была рекламное дело. Истоки рекламы в Америке также начинаются со второй половины XIX в. и связаны с именем американского бизнесмена В. Пал мера (правда, проявления рекламы имели место и в начале XVIII в.). Опять же, для развития рекламного дела были использованы наиболее нетрудоемкий средство - прессу. Уже на базе первых публикаций рекламы в газетах возникали одно за другим рекламные агентства. Сегодня реклама для американцев таким же элементом его жизни, как и еда, например.

 

В Европе подобная "реклама" впервые фиксируется 1610 г. в Франции (Т. Ренадо), в Англии - 1611. (Рекламное бюро А. горше и В. Кока). Одним из первых в России использовал печатную рекламу журналист и писатель Ф. Булгарин.

 

Сама по себе реклама в то время не была предметом социологии, однако она дала толчок для дальнейшего развития системы социальных обследований. В настоящем это нашло выражение в форме социального, товарного, рекламного маркетинга. Как социальное явление, реклама чрезвычайно интересный для социологии феномен, благодаря которому можно исследовать много проблем.