Социологическое наследие М. Вебера

Наиболее влиятельным представителем немецкой классической социологии является всемирно известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), основатель так называемой "понимающей социологии", теоретик социального действия, исследователь экономической истории, права, власти, политики, культуры, религии.

 

Круг научных интересов ученого характеризовалось широтой размаха и глубоким анализом. Его исследования имели как теоретико-методологический, так и практически-прикладной характер. Прежде всего М. Вебер основательно занимался вопросами методологии социального познания и обоснования понятийного аппарата социологического знания, в частности разработкой таких понятий, как: "социальное действие", "рационализация", "социальная структура", "власть".

 

Важное место в его научном творчестве занимала проблема построения теории в социальных науках. Категории социальных наук он конструировал через так называемые "идеальные типы", которые фиксировали черты отдельных социальных явлений и процессов.

 

М. Вебер уделял много внимания изучению религии. Он исследовал как восточные религиозные учения (ислам, иудаизм, буддизм, даосизм и др.)., Так и христианство, в частности протестантство, и прежде всего под углом зрения их социального формирования на направления. В основном это социологические труды о религии, начиная с известного труда "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжение которой Вебер дал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных верований.

 

Объектом социологического анализа в трудах М. Вебера были также политические и правовые отношения как прошлого, так и его современности. Исследования ученого в этой области настолько значительны, что содержание основных проблем и понятий социологии политики и права и сегодня в значительной степени базируются на его принципах.

 

Есть у него труда и сугубо исторического характера: исследование производственных отношений в сельском хозяйстве в античную эпоху, общая история экономики, работы, посвященные некоторым проблемам тогдашней Европы.

 

Главный труд М. Вебера - трактат по общей социологии, - "Хозяйство и общество". Это работа по общей социологии, где были изложены проблемы экономической истории, социологии права, политики, религии. Предмет исследования - общая история. Цель - осмыслить разные формы хозяйства, права, власти, религии, путем включения их в единую концептуальную систему. Он ставил перед собой задачу выявить самобытность западной цивилизации путем сравнения с другими цивилизациями.

 

Главной идеей социологии, по Веберу, является обоснование рационального поведения, которая проявляется во всех сферах человеческих взаимоотношений. Чтобы выяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческого поведения, Вебер создает изъяты из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. Он рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть сущность и общий характер событий. Социолог видел в идеальных типах прежде познавательный инструмент, творческий акт, с помощью которого образуется специфический образ действительности. Согласно предположению ученого, идеальный тип как методологическое средство позволяет сконструировать явление или человеческое действие так, как они имели бы место в идеальных условиях, и рассматривать их независимо от местных условий. Благодаря этому считается возможным рассмотреть и изучить, как происходила та или иная историческое событие. Поэтому Вебер трактует историю и социологию как два разных направления научного интереса, а не как две дисциплины.

Социология, по Веберу, является "понимающей", поскольку изучает поведение лица, вкладывает в свои действия собственный смысл, его нужно понимать. Любое действие человека обретает характер социального действия, когда в ней присутствует субъективная мотивация индивида и ориентация на других. Действие каждого лица следует понимать. Именно "понимание" действия, основанное на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе координат конкретных ценностей, служит основой социальных взаимодействий в жизненном мире. При этом М. Вебер рассматривал рациональность характеристику взаимодействия людей (а не как свойство или стратегию индивидуального поведения). Рациональность отождествлена с объяснением, пониманием. Не потому понятна поведение человека, она рациональна, - подчеркивал М. Вебер, - а потому она рациональна, поняла обоим участникам взаимодействия. Поведение индивида не может быть названа социальной, если она ориентирована только на вещественные объекты, и, кроме того, не все типы взаимоотношений людей имеют социальный характер.

 

Вебер конструирует идеально-типические модели действия индивида, выделяя при этом четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни:

 

? целерациональная (основанной на сознательном выборе и расчете)

 

? ценностно-национальная (связана с плановой ориентацией по убеждению, обязанность, веру);

 

? аффективная (как реакция на неожиданные, необычные поступки);

 

? традиционная (как система автоматических реакций на обычные раздражители, составляющие большинство повседневного поведения).

 

Согласно его утверждению, лишь первые два типа действий можно отнести к социальным, так как они имеют дело с осознанным смыслом. Так, давая оценку ранним типам общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия с доминированием первого типа. А в позднем обществе - целерационального и ценностно-национальные с доминированием первого типа. Таким образом, по Веберу, рационализация является двигателем всемирно-исторического процесса. Рационализируется способ ведения хозяйства, управления экономикой, политикой, способ мышления, образ жизни в целом. Веберовская теория рационализации - это, по сути, его видение судьбы капитализма. Таким образом, основой веберовской "понимающей" социологии является идея рациональности, которая нашла конкретный и последовательный выражение в современном капиталистическом обществе.

 

При анализе проблематики власти Вебер последовательно опирается на свою теорию социального действия (ориентация на другого). В полном соответствии со своей методологии Вебер анализирует типы властвования, где критерием для конструирования идеальных типов служат мотивы повинности, исходя из того, что им присуща определенная доля рациональности. Из этого он выделяет три типа господства и соответственно три типа мотивов повинности:

 

? власть в силу веры в обязательность легального учреждения и деловой компетентности;

 

? власти, обусловлена правами, обычаями, склонностью к определенному поведению;

 

? власти, которая держится на личностной предрасположенности подданных.

 

Веберовская социология религии также основанная на исследовании социального действия. Вебер стремился вывести связь между религиозно-этическим принципом и поведением индивидов по их экономической и политической деятельности.

 

Анализируя различные формы религиозной жизни, ученый путем эмпирических обследований и сравнений фиксирует, где доминируют ритуально-культовые зачатки, где - мистико-созерцательные, а где - аскетически-рациональные. Это дало ему основание сделать вывод о существовании связи между религиозными убеждениями и поведением (прежде экономической), и о том, что религия, в которой преобладают рационалистические зачатки, способствует становлению рационального общественного устройства. В связи с этим Вебер показывает, что в конфуцианстве, например, объединились этико-рациональные и иррационально-магические начала. Поэтому, например, в Индии религиозный консерватизм (кастовость, запреты, ограничения) в конечном итоге не дал развитию целенаправленным действиям людей. Лишь рационализм протестантской этики прямо способствует рационализации экономической жизни, инициируя у людей стремление к прибыли, рациональной дисциплины труда, что нашло свое воплощение в известном тезисе Вебера о "адекватность духа капитализма и духа протестантизма" (известная работа "Протестантская этика и дух капитализма").

 

Разработки Вебера имели основополагающее значение и стали исходным пунктом новых социологических направлений (теории социального действия, социологии культуры, управления, науки, религии, права, экономической социологии, исторической, теории социальной структуры, социальных институтов, конфликтов и т.д..).