Социологическая теория марксизма

Со второй половины XIX и в XX в. широкого распространения приобрела социология марксизма. Устами своих основателей Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) она заявила о себе как о научном толкования исторического процесса, основанный на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук.

 

Марксистская социология - это прежде всего материалистическое понимание истории, викарбувалось на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление этой теории определенной мере значительно повлияли диалектика Гегеля, политико-экономические и социологические концепции А. Смита, Д. Рикардо, К. Сен-Симона, а также утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

 

Марксистский взгляд на понимание истории общества дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. Сегодня социология марксизма подвергается разносторонней критике (иногда и справедливой). Однако она остается одной из наиболее влиятельных и поныне и, хотя противостоит многим другим классическим и современным социологическим теориям, имеет своих поклонников во всем мире.

 

Переворот во взглядах на общество К. Маркс связывает прежде всего с принципиально новым пониманием первоосновы общественной жизни. Так, касаясь фундаментальной проблемы философии - проблемы смысла человеческого существования, Маркс пытается полностью связать ее с действием механизмов распределения общественного труда и функционирования институтов частной собственности и денег, и приходит к выводу об исключительно негативную их роль как орудий "человеческого отчуждения". При этом лицо теряет саму себя в социальных общностях. Эта позиция стала одним из самых суровых обвинений в адрес капитализма и привлекла к себе многих мыслителей, интеллектуалов той эпохи.

 

Согласно материалистическому или, точнее, экономическим пониманием истории, система материально-производственных отношений (это понятие К. Маркса и Ф. Энгельса впервые применяют в общесоциологическом контексте) составляет первооснову, "базис", на котором основываются все остальные отношения людей - правовые, политические , идеологические. Экономическая сфера при этом приобретает значение "точки отсчета" или "независимой переменной", "первичной субстанции" относительно других социальных явлений и процессов. Жизненная реальность человеческих индивидов, по теории Маркса, - это борьба за свое существование. Чтобы выжить, они должны производить средства существования, взаимодействуя в производстве. Из опыта социального сотрудничества "вырастает" сознание человека. По догадкой Маркса, мораль, религия, политические взгляды, определенные психологические стороны и другой являются вторичными и коренятся именно в социальном бытии. Отсюда и вытекает известная Маркса аксиома: "Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание".

 

Учитывая тип производственных отношений, Маркс определяет определенную степень исторического развития, тип общества в его целостности как определенного звена исторического общественного развития, применяет понятие "общественно-историческая формация", определяющей основой которой и является базис. Все остальные общественные институты и способы мышления, идеология, представление - это производные от него и считаются надстройкой. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что предметом их теоретического интереса является даже не общество вообще, а определенные исторические типы общества - "экономические общественные формации". А краеугольным камнем истории общественного развития является изменение способов производства - революционные преобразования в эволюционной форме.

Одной из опор марксового учения и важной социологической теоретической моделью, которая существенно обогатила понимание социальных отношений и структуры общества, является классовая теория Маркса. Иногда даже утверждают, что социология Маркса - это социология классовой борьбы. Его концепция связана с анализом антагонистических отношений между буржуазией и пролетариатом как главными классами. Право на владение средствами производства или отсутствие такого права (владение лишь собственной рабочей силой) выступали причиной обострения общественных противоречий. Именно они, как две полярности, создавали тождественную электростатическим разрядам действенность, которая в дальнейшем заставляла общество принимать такую взаеморивновагу. Поэтому обострение социальных конфликтов и доведение их до социального взрыва - пролетарской революции - это, по мнению мыслителя, объективная тенденция социального развития.

 

Рассматривая классовую борьбу как форму разрешения конфликтов, Маркс остался в истории социологической мысли родоначальником конфликтной традиции. В этом плане его гипотезы, исследовательские модели, социологические обобщения имеют высокую аналитическую производительность. Он сформулировал основные положения, разработал основные модели классового конфликта. Вот, в принципе, и все основные постулаты социологической теории марксизма. Перейдем к обзору критики этой концепции.

 

Существует множество толкований социологии марксизма, каждое из которых претендует на истинность. Но рассмотрим марксистскую теорию лишь по некоторым позициям.

 

Прежде всего нужно помнить, что идеи Маркса и Энгельса рассматривают в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили (Западная Европа середины XIX в.) Поэтому, по мнению современных конструктивных критиков, неправомерно и вульгарно отождествлять данные взгляды с "ленинизмом", "сталинизмом", "маоизм" и т.д., которые использовали только авторитет и отдельно взятые идеи как средства политической деятельности и политического бедствия. Большинство советских и других последователей марксизма настолько абсолютизировали Маркса мнение о важности и рушийнисть экономических факторов в общественной жизни, совершенно игнорировали важную роль культурных ценностей и психологических факторов. Более того, сам Маркс позже всячески открещивался от экономического детерминизма.

 

Следует иметь в виду и то, что с изменением общественных реалий, социологические мысли Маркса и Энгельса во многом менялись, становились другими и, безусловно, не сводились в последний период их научной деятельности к революционному пролетарского мессианства.

 

Вместе с тем Маркс искал и альтернативные варианты развития капиталистического уклада (трансформацию капитализма), осознавая возникновение качественно нового общества, отличного от традиционного капитализма.

 

В нашей стране марксизм долгое время выступавший в роли религиозной системы, догмы, на которой базировалась тоталитарная политика. Социологические идеи Маркса были значительно деформированы и превращены в разновидность мифологии. Но, исходя из этого, не следует рассматривать его теорию скептически. Она имеет свой смысл. Идеи Маркса во многом оказались революционными, новаторскими. Он один из немногих, кто ближе подошел к пониманию сущности общества.

 

К. Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную реальность, которая способна к саморазвитию. А его совместные с Энгельсом выводы относительно специфики классовой структуры, классовой борьбы основывались во многом на их личных наблюдениях за условиями труда и быта рабочих Великобритании, жизни виноградарей Германии, за жилищными условиями населения пролетарских районов индустриальных городов Англии, особенностями поведения ирландских эмигрантов и др.. Они использовали статистические документы, материалы периодических изданий, социологических опросов. Большое внимание уделяли фактам преступности, упадка морали и т.п.. Поэтому Маркса по праву называют великим социологом, экономистом, философом, мыслителем.