Психологическое направление в социологии

Развитие научного знания в XIX в. все больше охватывал новые отрасли. Психология не стала исключением. Вектор ее исследований переходит от индивида к изучению механизмов деятельности, межличностного деятельности и поведения. Психологическая наука постепенно разграничивается от физиологии, философии и биологии. Несостоятельность "натуралистических" усилий объяснить сущность социально-исторических явлений путем аналогии и редуцирования заставила искать новые подходы к пониманию социальной жизни. В этом плане социологическая наука со всем ее разнообразием и открытиями еще в достаточном объеме не использовалась для объяснения социального. В связи с этим некоторые ученые пытались через психологические теории, закономерности - одним словом, через "психическое" определить сущность "социального". Так появляется новое направление в развитии социологической мысли - психологическое направление социологии. С XIX в. он приобретает свои полномочия. В социологии применяют различные подходы в методике и теоретических ориентациях психологических исследований. Как основной элемент рассматриваются: индивид, группы, толпа, масса, народ.

 

Психологическое направление в социологии был гораздо более плодотворным в научном отношении, чем ряд натуралистических направлений, ориентированных на биологию. Это направление, прежде всего, предусматривал анализ человека и общества как элементов социальной системы. Большинство исследований данного рода была связана с изучением социально-исторического материала. Одной из черт, присущих психологизма в социологии, является то, что предметом исследования выступают эмоции, инстинкты, внушения, либидо, бессознательные импульсы, а не интеллектуальный фактор человеческой деятельности (разум, сознательное поведение).

 

В рамках психологического подхода в социологии развивался "психологический эволюционизм", основателем которого был американский геолог и палеонтолог Лестер Уорд (1841-1913).

 

Уорд отстаивал идею о том, что основополагающими общественными запросами в общественном развитии на всех уровнях является желание увеличения наслаждения и уменьшение страданий, а быть счастливыми - является основным стимулом всех общественных толчков. Все эти "общественные стремления" он сводил к сути универсальных социальных сил: стремление к удовлетворению, предотвращения страданием, родительские и родственные чувства. Исходя из того, что общественные силы редуцийовани психическими, так относятся к сфере мотивации, социология должна иметь психическое базис.

 

Одной из первых теорий психологизма была концепция "психологии народов" немецких ученых Моритц Лацаруса (1824-1903) и Хейнман Штейнталя (1832-1920). Основным объектом исследования был народ в историческом ракурсе собственного развития - как олицетворение «духа целого". Так называемый народный дух проявляется в общности морали, черт характера, мифологии, языка, верований. Все это и объединяет людей в единое целое - народ. Это было, так сказать, попыткой выявления особенностей национального характера, который отображался в культуре и быту данного народа. (Как бы там ни было, но часто наблюдаются

 

определенные национальные, этнические и культурно-психологические особенности, характерные для определенного этноса: латиноамериканская горячность, немецкая пунктуальность, английский традиционность, славянская искренность и др..).

Продолжением этого направления стала концепция "психологии толпы" немецкого психолога, философа Вильгельма Вундта (1832-1920). Его десятитомное труд "Психология народов" дополнила и обогатила исследования данного типа обоснованием "психологии народа" через критерии "индивидуальность", "личная свобода", "ощущение", "представление", и тем самым различила особенности "индивидуального сознания" от "сознания народа ".

 

Другим направлением в этой области была концепция "психологии толпы", сформированная французским врачом, антропологом Поставить Лебоном (1845-1931).

 

В своих трудах "Психология толпы" и "Психологические законы эволюции народов" он исследовал различия в поведении и деятельности человека в обычных условиях и среди группы людей, когда под "магическим" влиянием толпы человек оказывала такие поступки, которых никогда бы не сделала одиночестве. "Магическую" такого влияния Лебон объяснял своеобразной гипнотичнистю толпы и внушением. Ученый рассматривает "толпа", "массу" как деструктивную (разрушительную) силу, гипнотизирующий индивидов на бессознательные, иррациональные поступки, где руководит нетерпимость, сила, отсутствие самоконтроля, безответственность. Лебон выводит собственную классификацию толп, разделяя их на разные (исходя из интересов):

 

- Разнородные (толпа, суд, парламент);

 

- Однородные (секты, касты, группы по общности интересов и т.д.).

 

Одним из исследователей психологизма и основателей социальной психологии был французский социолог Габриэль Тард (1843-1941), который развил концепцию "массового общества", или "теорию подражания". Подражание можно характеризовать как процесс повторения различных форм бытия. Главной движущей силой развития общества, согласно теории Тарда, есть непреодолимое психическое стремление людей к подражанию - то есть, все явления человеческой жизни осуществляются под действием силы примера и имеют подражательный характер, поэтому и зачастую похожими между собой. Сами подражания проявляются в различных формах: обычай, мода, симпатии, воспитания, обучения, открытия и изобретения и т.д.. В своей последней работе "Законы подражания" он тщательно разработал и обосновал все детали процесса подражания. Тард выделяет также два основных типа наследования: обычаи и мода, привязывая их как доминанты к типам общества. Так, в традиционном обществе доминирует обычай, в современном преобладает мода.

 

 

 

Значительный социологический интерес представляет концепция "интеракционизма" американского социолога Чарльза Кули (1864-1929). В своей работе "Природа человека и социальный порядок" он рассматривает общество как психологический организм, проявляет свою целостность благодаря тесному взаимодействию между индивидом, группами, где основу этого взаимодействия приводит психическая природа человека. Именно через коммуникативные процессы, через интеракция (взаимодействие человека с человеком) индивид входит в различные сферы системы общественных отношений.

 

Люди узнают социальную действительность, ценности, идеалы, приобретают опыт, получают знания исключительно через свои взаимные контакты, благодаря которым и происходит социализация человека, формирование его собственного мировосприятия, сознания.

 

Процесс "вхождения" человека в социальное пространство Шары подробно раскрывает в своей концепции "зеркального Я". Ученый утверждает, что "Я" - это своего рода зеркальное отражение совокупности тех впечатлений, которые "я" производит на людей, которые его окружают. Исходя из этого, ученый выделяет три основных цикла действия "зеркального Я":

 

Вследствие этих представлений и чувств "Я" синтезирует социальное и личностное как результаты контактного действия с окружающей социальной средой. Именно благодаря взаимодействию с другими людьми человек становится человеком.

 

Еще одним направлением психологизма в социологии является инстинктивизм. Суть данной теории состоит в том, что инстинкты рассматриваются как основа жизни и формы человеческого поведения и деятельности объясняются через детерминирования инстинктов, присущих человеку.

 

Инстинкты, как, были известны давно, еще в античные времена, и долгое время оставались загадкой для науки. С конца XIX - нач. XX ст. исследования инстинктов в биологии (Ч. Дарвин, И. Павлов) стимулировали поиски объяснения многочисленных явлений человеческого поведения. Эти идеи вносили новизну в данную отрасль.

 

Наиболее обоснованную концепцию инстинктивизму в социологии разработал американский психолог Уильям Мак-Дугал (1871-1938). В своей работе "Введение в социальной психологии" он предполагает наличие определенной движущей силы, определенной витальной энергии, которая предоставляет толчка, проявления инстинктам. По пункту Мак-Дугал, это - определенная предрасположенность, которая побуждает индивида воспринимать определенные явления, испытывать определенные эмоциональных возбуждений и действовать в соответствии с ними. Инстинкты обусловливают особенности мышления и поведения индивидов, группы. Именно в них - основа и источник особенностей каждого индивида и народа. По совокупности инстинктов, присущих каждому человеку, ученый пытается создать психологическую теорию общества.

 

Различные представители инстинктивизму насчитывают разное количество инстинктов. 3. Фрейд (3. Фрейд) насчитывает их С. В. Джеймс - 38, Мак-Дугал - 18. Каждому инстинкту соответствуют определенные эмоции: инстинкта любопытства - удивление, самоутверждения - уверенность в себе, борьбы - страх, побеги - самосохранения, отвращения - эмоция отвращения, воспроизведение рода - чувство ревности, родительским инстинктам - чувство нежности и др.. Во многом эта концепция соответствует принципу натурализма в социологии, где социальное сводится к биофизиологичного. Это довольно абстрактная схема объяснения социального, которая характеризуется слабой аргументацией научных исследований, эмпирических материалов.

 

Своеобразной революцией в психологии и социальной психологии стало учение австрийского врача, психолога, философа и социолога Зигмунда Фрейда (1856-1939). Раскрывая смысл человеческого поведения через ее инстинкты, влечения, склонности, страсти, Фрейд анализирует эти психические явления в контексте связи с социальными процессами - нормой поведения, творчеством, культурой.

 

Психика как объект исследования рассматривается Фрейдом на трех уровнях:

 

? бессознательное как суть психики, главный ее элемент и источник мотивации,

 

? предсознательное, которое содержит психические акты, которые могут быть осознаны субъектом при определенных условиях,

 

? сознательное, которое рассматривается как элемент "надстройки", произрастающего над бессознательным и находится с ним в постоянном конфликте и зависит от него.

 

Среди человеческих инстинктов в сфере бессознательного Фрейд выделяет либидо (страсть, половое влечение), включающий и общечеловеческую любовь и любовь к родителям, дружбу и т.д.. По утверждению ученого, либидо выступает общей и главной причиной проявления характера, человеческого поведения, деятельности.

 

Каждому уровню психики соответствует элемент личности: "оно" (id), "я" (ego), "сверх-я" (super-ego). "Оно" (id) - сложное, иррацийне, составляет основу жизни и деятельности индивида, руководствуется и подчиняется чувственном принципу удовольствия. "Я" (ego) - сфера сознательного (предсознательного), который действует как посредник между "id" и внешним миром (природа, общество). "Super-ego" выступает моральным цензором личности, оценивает конкретные обстоятельства или ситуации с точки зрения моральной разумной оценки. Все эти три элемента всегда находятся в постоянном взаимодействии.

 

В результате восприятия и освоения окружающего мира человеком, взаимодействия друг с другом возникает определенный конфликт между сознательным и бессознательным - процесс вытеснения (подавления) "негативных" с точки зрения "сознательного", поездов. Этот конфликт преодолевается в процессе "сублимации" (подъем) - еще одного механизма психологической защиты, где энергия "бессознательного" направляется на социально благоприятные цели. Этим и объясняет Фрейд преобразования энергии инстинкта на различные формы жизнедеятельности. С помощью процесса "вытеснения" (приглушение) и "сублимации" (подъем) Фрейд пытается объяснить все богатство общественных явлений и процессов.

 

3. Фрейд остался наиболее плодотворным и оригинальным ученым в психологии и социологии и самым большим его достижением была разработка проблемы бессознательного. Его учение легло в основу многих направлений и школ в различных областях знания. Его теория психоанализа не только привлекла внимание многих поклонников, но и вызвала значительную оппозицию, неприятие. Всего теория Фрейда имеет определенные рациональные элементы, хотя нельзя сводить все богатство человеческой культуры и жизнедеятельности лишь к инстинктам.