Социальный дарвинизм

Другим звеном натуралистического направления в социологии был социальный дарвинизм. Тогда как органицизм ориентировался в основном на поиск внешних аналогий между организмом и обществом, социальный дарвинизм, также возник под влиянием биологической науки, пытался использовать ее внутренние законы. Источником данного направления послужило непосредственно учение Чарльза Дарвина о борьбе за существование. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало перенос биологических законов на понимание общества. Социальный дарвинизм поставил в центр исследований проблему социальных конфликтов и межгруппового борьбы, вызванных противоположностью потребностей, интересов, средств.

 

Наиболее известными представителями социального дарвинизма были Уильям Беджгот - английский политик, экономист, социолог, Людвиг Гумилович - австрийский юрист, социолог Альбион Смоул - американский социолог.

 

Суть их учения сводится к натурализации социального, определение естественного отбора и борьбы за существование как главных социальных детерминант, анализа социальных конфликтов и противоречий в их контексте. Борьба за существование трактовалась как основной закон социальной эволюции (если в процессе отбора выживают наиболее приспособленные), а интересы, биологические потребности человека - это движущая сила развития общества.

 

Возникает, таким образом, противодействие потребностей, интересов, поведения в группе между индивидами, а потому выживают те группы, общности, в которых сохраняется равновесие между новациями, традициями, различными процессами. Каждая группа пытается подчинить себе другую, господствовать над ней, и эта борьба составляет содержание социальной жизни.

 

Первыми группами были орды, которые вели войны. Победители уничтожали побежденных, использовали их как рабов, подданных, эксплуатировали их. Впоследствии возникали государства как орудия для закрепления своей власти и господства над побежденными. Институт государства - это аппарат насилия, продукт борьбы групп.

 

История не знает примера, где бы государство не возникла без насилия, а причина борьбы - материальные потребности, стремление удовлетворить их за счет богатства других и средств существования других.

 

Вот таким примерно есть логическая цепочка действия теории социального дарвинизма.