Органистическая школа Г. Спенсера

В основу ряда социологических учений натуралистического направления была возложена аналогия между организмом и обществом, то есть признана возможность сходства структуры общества и природы, организма.

 

Одним из таких теоретических направлений на ранних этапах развития социологической мысли была органистическая школа в социологии. Ее основателем был английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1905). Его по праву считают и одним из основателей социологии. Спенсер оказал огромное влияние на социальные науки своего времени, определил направление развития социологической теории, очертил предметное поле дисциплины, основные методические основы и принципы. Его научное наследие состоит из таких ранних произведений, как "Изучение социологии" (1878), "Принципы социологии" и фундаментальной пьятнадцятитомнои труда "Описательная социология", где характеризуются различные типы обществ разных времен и местностей. Социологическая система Спенсера основывается на трех основных элементах: эволюционная теория, органицизм, учение о социальных организмы - институты.

 

Одной из самых известных и популярных его теорий была эволюционная теория, где эволюция в социальном мире отождествлялась с эволюцией в физическом мире. На примере "физического" мира это преобразование связано с формированием солнечной системы с рассеянной материи. Тождество тому - возникновение общества как организованного объединения людей со значением численности или постепенным их слиянием. Эволюция - это процесс интеграции материи, переход из неопределенной безлюдной однородности в определенную разнородность. Ученый различал два типа эволюции: простую и сложную (интеграционно-качественные изменения).

 

На основе отождествления социального синтеза с физическим Спенсер изображает эволюционное развитие общества как процесс переменного роста и дифференциации, наблюдается по трем функциям: регулятивной, поддерживающей, разрешающей. Ученый показывает, как, анализируя процесс соединения меньших общин в большие, путем завоевательных действий, подчинение, согласования, можно наблюдать уровне социального развития: от простой (без лидерства) к усложненной. Несмотря на схематизм, "физичнисть", эволюционная теория Спенсера заложила ряд методологических принципов историко-социологических исследований.

 

В анализе общества и социальных явлений систему Спенсера можно сравнить с живым организмом. Он целенаправленно подбирал доказательства возможности построения социологической науки на фундаменте законов, присущих естественным наукам. Подчеркивая сопоставимость структур и функций живого организма и общества, ученый обосновал, что общие законы этики, политической экономии и социологии аналогичны и органическими.

 

В работе "Основы социологии" Спенсер обосновывает аналогию общества и биоорганизму в том, что социальный организм, как и биологический, в процессе развития увеличивается в массе и объеме, а с его развитием происходит усложнение внутренней структуры, что, в свою очередь, усложняет функции, дифференциацию в обоих типах организма. Так же в обоих типах организма все элементы между собой взаимосвязаны, и целостный организм существует дольше свои элементы.

Исходя из своего эволюционного учения, Спенсер определяет и выводит появление и развитие социальных институтов как специализированных "социальных органов", что тождественны биологическим, анатомическим (правительство - мозг, торговля - кровообращение, экономика - обмен веществ и т.д.). В дальнейшем совокупность взаимодействующих институтов образует целостную социальную организацию - общество. Прослеживая ход и логику действия эволюционных постулатов (вышеупомянутых), ученый приходит к утверждению, что постоянно растущее население требует улучшения организации огромной человеческой массы, специализации ее деятельности, установление взаимодействия разнородных дифференцированных элементов. Это, в свою очередь, и приводит к появлению различных типов организаций людей, специализированных по видам деятельности, которые все специализируются и классифицируются в соответствии с функциями в общественном организме. Г. Спенсер выделяет следующие три системы функциональных обязанностей:

 

? продолжения рода;

 

? производственно-распределительные функции;

 

? регулирующие функции.

 

Заключительная часть системы Спенсера представлена классификации и анализа шести типов социальных институтов:

 

? домашние (семья);

 

? политические;

 

? профессиональные;

 

? промышленные.

 

? церковные;

 

? обрядовые.

 

Он показывает взаимосвязь развития социальных институтов и эволюции отношений между людьми. С его именем связано введение терминов "социальный контроль", "система принуждений", "политическое управление" как одна из форм социального контроля, является основополагающим для религиозных институтов.

 

Несмотря на наличие недостатков, заслугой ученого является то, что он поставил и обосновал теорию и практику исследования социальной системы и социальной структуры, раскрыл механизм их функционирования.

 

Одним из выдающихся продолжателей данного направления был и российский чиновник П. Лилиенфельд. На основе принципа отождествления биологического и социального организмов он утверждал возможность применения биологических законов для объяснения общества и принципиально не отличал законы объединений, обществ и биологических клеток. Другим российским органицистом был А. Стронин, который понимал общество как организм и рассматривал социологию как физиологию. Сторонником данного направления был и немецкий экономист и социолог Ф. Шефле.

 

Органицизм в стратегическом плане имел некоторые прогрессивные стороны, однако с точки зрения тактики это был шаг назад в социологической науке. Ориентация на эволюцию и относительно устойчивые законы биологического мира парализовывало исследования развития общества.