Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки. Натурализм О. Конта

Социальные познания предыдущих эпох (Античности, Средневековья, Нового времени) создали качественно новые условия для дальнейшего собственного развития в XIX в. Поэтому выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предыдущим развитием человечества: социально-политическим, экономическим и духовным. Дальнейшие социальные потребности обусловили развертывание различных социальных исследований, научное оформление которых было подготовлено достижениями всех отраслей науки и коренными изменениями в социальном сознании. Этому способствовали: математические знания, развитие статистики, политэкономия. С новыми прогрессивными потребностями молодой буржуазии крепла идея возможности предвидеть развитие социальных событий, прогнозирования.

 

Возникновение социологии как науки - весьма неординарный и многофакторный процесс. Иногда ее факторы хоть взаимодополняют друг друга, однако общего имеют довольно мало. С одной стороны, уже упоминавшиеся наработки философов и обществоведов, широкое распространение эмпирических социальных обследований, статистические исследования, применение математических методов вычисления формировали, интегрировали зарождения социологии. С другой стороны, на фоне удивительных достижений естественных наук абстрактные умозрительные построения социальной философии и философии истории окончательно обесценились. Традиционные методологии исследования общественных явлений находились в глубоком кризисе.

 

Еще одним существенным моментом в сложной мозаике "сценария" появления социологии стали радикальные трансформационные процессы глобального характера, все чаще и динамичнее проявлялись в период

 

XVI-XX вв. - Эпохи зарождения, развития (со всеми проявлениями как расцвета, так и упадка) капиталистического уклада жизни, в его трансформации во всех формах - от раннего к современному ("постиндустриального", "информационного", "постмодернистского"). В данном контексте понятие "капитализм", "уклад жизни" ассоциируется с понятием "общество". С этой точки зрения ученые иногда рассматривают и возникновения социологии - как своеобразный ответ на вызов времени. Возможно, именно это и дало основание выдающемуся английскому социологу, нашему современнику Э. Гидденс определить социологию как науку о социальных институтах именно индустриальных (современных) обществ. Возможно также, что появление определенных исторических факторов могла вызвать "условную" появление социологии как науки об социальные институты рабовладельческой эпохи, как постиндустриального, постмодернистского общества. История распорядилась именно так, что точкой отсчета относительно рассмотрения или анализа общества (от исторических его форм к настоящему через соответствующие пронаукови обществоведческие критерии) - стала эпоха развития капиталистических отношений. Возможно, такого рода трансформационные процессы и накопления научных знаний стали тем звеном, которого недоставало (не хватало), которая не столько стимулировала, сколько кульминувала "завершение" прошлого опыта и начало генерации новой системы научных взглядов, появление и развитие социологии.

 

Четкое осознание учеными (философами, историками) того, что история - это продукт человеческой деятельности, приводило к пониманию человека и общества как особых феноменов. Общество уже не рассматривалось как своего рода совокупность социальных атомов, которые существуют автономно относительно друг друга. И человек, и общество находятся в тесной "невидимом" взаимосвязи, при котором развитие отдельных людей предшествует развитию общества (О. Конт, Ф. Вольтер, Ж. Руссо). И в формировании личности решающая роль принадлежит обществу (П. Гольбах, К. Гельвеций).

 

В свое время развитие естествознания свидетельствовал об определенной общности между органическим и неорганическим миром. Последующей требованием стало продолжение поисков общего между биологическим и социальным, и естествознание становится ориентиром для понимания социальной группы. Первым, кто почувствовал и выразил эти идеи, был французский утопист-социалист Клод А. Сен-Симон (1760-1825). Научная мысль, осознавая бесплодность тогдашней философии, все более предпочитала положительном (реальном) знанию. Сен-Симон выступает с требованием предоставить науке о человеке положительного содержания, основывая ее на наблюдении и используя природоведческую методологию.

 

К. А. Сен-Симон начинает свой позитивизм по созданию классификации наук, где науку о человеке он определяет как "социальную физику".

 

Новизна его идей базировалась на таких правилах-постулатах:

 

? приоритет наблюдения в социальной науке;

 

? ориентация на точные методы естествознания;

 

? фиксация и описание явлений ("как, а не почему происходит явление").

 

Относительно отдельной науки о человеке позитивизм предусматривал также:

 

? видение общества как специфического научного предмета и необходимость науки о человеке как самостоятельной отрасли;

 

? введение методов наблюдения и точной фиксации явлений;

 

? обозрение в системе взаимосвязей с природой.

 

На этом этапе начался отсчет "нового времени" науки об обществе. Позитивизм выступал не только "методом", "инструментом" изучения общественных отношений, а прежде всего базовой платформой понимание сущности человека и общества.

 

В 30-х годах XIX в. французский философ Огюст Копт (1798-1857) обосновывает принципы позитивизма как философского направления. Он вошел в историю как основатель философии позитивизма и социологии. О. Конт впервые вводит понятие "социология", разрабатывает систему социологического знания, определяет его предмет, структуру, методы и возможности.

 

Во время обоснования новой науки он стремился точно определить ее место в человеческом разуме, сформулировать ее основные законы. Для этого он делает попытку классифицировать науки. Первым критерием классификации было разделение наук на две категории: теоретические и конкретные (идя "от общего к частному"). В дальнейшем он (согласно собственной логике) конструирует собственную иерархию наук: математика, физика, астрономия, химия, биология, социология. Социология, по Конту, - это абстрактная наука о человеке (хотя и основывается на биологии), которая предусматривает разветвление на более конкретные науки, исследующие отдельные формы и элементы общества.

 

В системе социологии он выделяет два раздела: "социальную статику", изучающая условия существования и функционирования общества, и "социальную динамику", исследующая законы развития и изменения общества. Социальная статика, по Конту, это что-то вроде анатомии общества, теория общественного порядка, организации, структуры общества. А социальная динамика - теория общественного развития. Конт поставил и решил проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов - то личность, то класс.

 

Ученый сравнивал общество с живым организмом, который имеет различные органы, выполняющие свои специфические функции. Анатомически разделяя общество на отдельные структурные элементы, институты, О. Конт особенно определяет семью, государство и религию как важнейшие ролевые элементы, обеспечивающие единство общества и всего человечества. Он считал, что именно семья, а не отдельный индивид является составной общества, в котором эгоистически-личностные задатки "человека-уроды" трансформируются в неегоистични "социальные" задатки.

 

О. Конт обращал свои взоры и на закономерный прогрессивный характер развития общества. Главное содержание общественного развития, по его мнению, составляет интеллектуальная эволюция человечества, эволюция его сознания. Первичности сознания людей и ее влияние на развитие общества - восходящий принцип Конта как философа и социолога. При этом особую роль он отводит науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

 

Центральным звеном философско-социологических взглядов О. Конта является открытый им "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошла три стадии развития: теологическую (божественную), метафизическую и позитивную. На теологической стадии человеческий разум в каждом явлении природы и общественной жизни видел действие сверхъестественных сил. Это - своего рода фетишистский проявление религиозно-мифологического мировоззрения. На метафизической стадии, за Контом, человеческое сознание оперирует не представлениями, а понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. Однако в связи со слабым развитием науки эти понятия были довольно абстрактными. Так, в качестве общей сущности, источником всех телесных и духовных явлений виделся "космос", "материя", "дух". Как видим, на этом уровне происходило разрушение старых верований, поиски истинных первопричин, а место бога заняла природа. Но и на этой стадии человечество не получило исчерпывающей картины природных и социальных явлений.

 

На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах привязана, как правило, до научных наблюдений. На этой стадии происходит процесс возникновения научного менталитета, формирования научного понимания природы и общества. Теологический и метафизический подходы к пониманию мира подальше трансформировались под влиянием исследование его законов.

 

О. Конт не оставил без внимания и методологические проблемы новой науки. Исследуя проблемы нахождения, систематизации и. Применение фактов социальной жизни, он предложил несколько исследовательских принципов, которые сформулировал четырех методы социологии как науки: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ, - которые до сих считаются базовыми методами во многих "об общественном науках" .

 

Метод наблюдения, за Контом, является главным для социологии. Описание "социальных фактов" выступает своеобразным нарезным образцом позитивизма, развивали все последователи этой традиции. Опираясь на объективные данные, социология избавляться таким образом ненаучных спекуляций. Экспериментальный метод заключается в изучении процессов изменений под действием специально созданных для таких целей условий. Сравнительный метод заключается в сопоставлении подобных или отличных, прошлых или возможных элементов различных общественных форм для выяснения фундаментальных черт социального мира, сравнение различных форм, циклов, уровней жизнедеятельности сообществ для вывода определенных закономерностей, законов их существования. Наиболее специфичными для социологии, по утверждению О. Конта, является исторический метод. Сопоставление современного состояния с прошлым, как своеобразный вариант сравнительного метода, позволяет выявлять закономерности формирования, развития и изменений общества - социальной динамики.

 

О. Конт не был новатором в науке в революционном смысле. Он - "научный реформатор", добросовестный систематик. Ученый обобщил различные идеи своего времени и осуществил первую попытку создания системы социологии, поставив задачу создать новую науку об обществе, введя термин «социология», который был катализатором для поисков новых методов для науки. И ему это удалось.

 

Значение социологии Конта обусловлено прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществоведения и вопреки господствующим в то время спекулятивно мировоззренческим подходам и теологическим взглядам, он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития. Конт определил социологию как особую науку, которая опирается на наблюдения и анализ, поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке, обосновал закономерный характер развития истории, очертил общие контуры социальной структуры и ряда важных институтов общества.

 

В XIX в. в науке использовали различные подходы к социальной проблематике. Социология Конта значительно ускорила процесс ее изучения. Однако ему не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки, недооценивал он и значение общей теории, абсолютизировавших только изучение отдельных социальных фактов. Но он впервые систематизировал социальные закономерности, соединил идеи и выводы широкой наследия протосоциологии, сумел связать ростки социальных знаний в определенную целостность - социологию, разработал модель новой науки. Именно его видение новой области знаний служило образцом не только для социологии XIX в., Но и для дальнейшего ее формирования, заложило основы одной из главных ее традиций.

 

Наука прошла долгий, сложный путь к осознанию того, что такое человек, общество, и понимание ими того, что мир неживой и живой природы также касается их. С человека начинается наука, а смысл человека - в познании природных и социальных факторов собственного бытия. К. Маркс тонко заметил, что человек смотрит на человека как в зеркало и это дает ей возможность понять себя. Большинство социологов пытались понять социальное через биологическое, поэтому их взгляды получили название натуралистической идеи социологии. В рамках социологического натурализма развивались такие направления, как: органицизм, социал-дарвинизм, расовоантропологичний, географический.