Первые попытки формирования социологических знаний (конец Средневековья - начало буржуазной эпохи)

Гуманистические идеи отнюдь не согласовывались с реальной практикой тогдашнего феодального общества, тем более - буржуазными отношениями, идентифицировались с развитием эгоистических интересов, первоначальным накоплением капитала, собственности и т.д.. Потребности молодой буржуазии обусловили изменения опытно-созерцательного вектора, который направлялся в русло социальной философии, государственного и частного права, проблемы происхождения общества и человека, просмотра религиозных доктрин.

 

Идеологами нового времени, которые представляли состояние и развитие знаний той эпохи, были Никколо Макиавелли и Жак Боден.

 

Выдающийся итальянский мыслитель, политический деятель и писатель Никколо Макиавелли (1469-1527) один из первых подверг сомнению и критике религиозное толкование истории и общества и редициював последние через субъективистские элементы. Человеческую историю порождают человеческие страсти - эгоизм и материальный интерес, которые и являются побудительными мотивами человеческой деятельности. Именно эти черты человеческой натуры выступают "строительными составляющими" общественных отношений, в том числе политики и государства. В историю политики Макиавелли вошел как идеолог политической беспринципности и коварства.

 

В известной его работы "Князь" было изложено программу создания централизованного государства, изложены принципы государственности и политической деятельности, Италия в то время переживала период формирования капитализма, была политически раздробленной, и вопрос политики, власти, государственности были актуальными. Работы Макиавелли имели генерационные, конструктивный характер для формирования капитализма и государственности Италии.

 

Социальным мыслителем этого периода, который отстаивал позиции нерелигиозного происхождения общества, был французский политический деятель, юрист Жак Боден (1530-1596). Известен тем, что начал становления географического направления в социологии. Согласно его утверждению, развитие общества зависит от влияния среды. Климат, плодородие почвы, рельеф и т.п. предопределяют особенности человеческой жизни, психологические и интеллектуальные качества человека. Физические условия существования предопределяют как особенности телесного, так и духовного склада людей. Он сравнивает жителей севера и юга: первые - физически крепкие, жестокие, расточительны, части "ремесленные" народы; вторые - жители южных широт - физически слабые, малорослые, духовные, хитрые и прижимистые натуры. Наиболее оптимальными чертами характеризуются жители умеренных широт - так сказать, "золотая середина". Различными факторами Боден объясняет и разное доминирование науки, ремесла, права, государственности, торговли в тех или иных народов (в зависимости от широт и климатических условий).

 

Выдающимся мыслителем своего времени был голландский политик и юрист Гуго Гроций (1583-1645). В русле "нового знания" (антирелигиозной позиции) он выдвинул идеи "естественного права" и "общественного договора", которые, по мнению Гроция, обуславливающих формирование государства, общественных отношений как результат человеческих интересов, взаимоотношений, общения, а не с идеалистических позиций.

 

С XVH-XVIII вв. социальное знание начало все более существенно отличаться от предыдущего своей интенсивностью, характером, широтой. Возникали новые научные области, использовались специализированные методы социальных исследований, знания смежных наук. Общественные знания "раскрепостились" вид теологии и устремились теперь на поиск научной истины.

Поступательные изменения в научной сфере были отражением существенных политических, экономических, мировоззренческих изменений, связанных с формированием буржуазно-капиталистических отношений.

 

Буржуазию волновали "земные" проблемы и заботы, которые были связаны с товарным производством, развитием отношений, которые должны обеспечивать оптимальность ее существования и организации. В отличие от предыдущего феодального класса, новый класс - буржуазия - видела перспективы в новом горизонте собственного развития и старалась как можно глубже постичь настоящее, а потому и возникла насущная потребность в новом по своему характеру знании обо всем, и особенно об обществе.

 

Далее интенсивно развиваются философии, элементы социологического знания, все больший интерес вызывают поиски психологических механизмов познания, фактор географической среды в общественном развитии т.д.. Этот период назван эпохой Просвещения - в знак распространения новых "объективных" знаний о Вселенной, природе, обществе. Яркими представителями той эпохи были выдающиеся философы-просветители Дидро, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Дж. Вико, А. Кондорсе, И. Гердер и др..

 

Гуманисты эпохи Возрождения существенно расширили границы и характер понимания человеческой деятельности, что обусловило в дальнейшем развитие представления о том, что человек является субъектом, творцом собственной истории. Социальное познание становится одним из естественных факторов развития общества. Средневековую систему ценностей и мировоззрение постепенно занимает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. В общественном знании натурализм ориентировал исследователей на изучение влияния социальных детерминант социального.

 

Известными теоретиками по этим вопросам были представители английской философии и социологии Томас Гоббс и Джон Локк.

 

Томас Гоббс (1588-1679) был известен своей концепцией "естественного права" и "общественного договора". Одним из первых он дает достаточно объективное определение человека как биосоциального существа, которая благодаря своим биологическим особенностям и социальным характеристикам в процессе взаимодействия с другими формирует общественно-договорной конструкцию, которая в дальнейшем благодаря собственному поступательному развитию трансформируется в более сложную конструкцию - государство, общество.

 

С целью совместного содержания общества, - в пользу государства как выразителя общего интереса и общественного блага, - люди вынуждены прибегать к своеобразному "общественного" договора. В такого рода договорные отношения, по мнению Гоббса, люди вступают между собой, отводя государству роль внешнего гаранта соблюдения договора. Идея, что история - продукт собственно деятельности человека, формирует себя как исторический субъект - социальное существо, - становилась фундаментом социального мировоззрения.

 

Проблему государственности разрабатывал также английский философ Джон Локк (1612-1704). Как и Гоббс, он исходил из концепции "естественного права" и "общественного договора", благодаря чему государство создается людьми сознательно для гарантии их прав на частную собственность, личную свободу, права на жизнь. Между лицом, обществом и государством, таким образом, завязываются конструктивные отношения, благодаря чему достигается согласие, социальный порядок и тому подобное. Дж. Локк - основоположник социально-политической доктрины либерализма, автор концепции конституционной парламентской монархии, которая, в частности, предусматривала разделение властей на законодательную, исполнительную и "федеральную".

 

Джон Локк стремился теоретизировать и систематизировать знания о государстве и власти, что повлияло на дальнейшее развитие европейской социальной мысли.

 

Особое место занимает творчество выдающихся французских просветителей Монтескье и Ж. Ж. Руссо.

 

Французский мыслитель, социолог Шарль Монтескье (1689-1755), как и Жан Боден, был основателем нового направления в обществоведении, что в XIX в. получил название географической школы в социологии. Как и все просветители того времени, Монтескье выступал против религиозного редуцирования истории общества (хотя и считал, что Бог сотворил мир, но не вмешивается в законы природы и истории человечества), обосновывал объективный характер законов развития природы и общества, взаимосвязь Связь между естественным и социальным.

 

Монтескье обосновал так называемые основные законы человека, которые, по его мнению, обусловливали (в философско-антропологическом контексте) содержание и направленность человеческой деятельности: жизнь в мире, добывания пищи, потребность в общении, желание жить в обществе. Есть Монтескье строит логическую цепочку, в котором в взаимосвязанной системе выступают и природа, и общество.

 

Учитывая природные данные и опираясь на данные собственного наблюдения, ученый пытается доказать зависимость физической, умственной и психологической природы людей в разных географических регионах, прежде всего, от климата, природных условий. Монтескье последовательно анализирует влияние климата на производственную деятельность людей, политической организации общества, принципы государственного управления, на дух, обычаи народа, натуры, рассматривает проблемы институтов (торговля, деньги и т.п.). На основе этого появляется новая социологическая теория о роли климата, почв, территории, ландшафта не только в развитии общества, но и в формировании духа народа, что, в свою очередь, влияло и на политическую и правовую системы государства.

 

Среди французских мыслителей-просветителей достопримечательность занимает Жан-Жак Руссо (1712-1778) - социолог, теоретик искусства, философ, политический мыслитель. Большое внимание Руссо уделял политической праву, анализа социального неравенства. Главной темой его размышлений были правовые аспекты человека в контексте общественного договора. Сущность общественного договора, по его мнению, заключается в том, что каждый человек сознательно "подчиняется" общей воле, общей общественной согласии, в результате чего образуется коллективное целое.

 

Участники такой "сделки" назывались "народом", а отдельные лица - "гражданами" как участники суверенной власти и подчиненные государственным законам. Однако и государство должно выполнять общую волю народа. Его учение определенной степени носило политический отпечаток и, в частности, было идеологической силой, "подогревала" Великую французскую революцию.

 

Новым этапом в развитии социального познания было появление и развитие философии истории, предметной сферой которой выступала история общества и ее анализ. Это стало своего рода связующим звеном между философией и социологией, поскольку своим возникновением социология обязана была именно философии истории.

 

Философия истории помогала воссоздать исторический процесс объединения анализа общественных явлений и процессов, фактов истории и культуры с философскими обобщениями и интерпретациями.

 

Термин "философия истории" впервые употребил Вольтер в смысле системы общих размышлений и исследований человеческой истории и культуры без четкого определения его содержания.

 

Одним из первых, кто сделал попытку определить и реализовать принципы и задачи философско-исторического анализа всемирно-исторического процесса, был известный итальянский философ и социолог Джамбаттиста Вико (1668-1744). Как и большинство просветителей, Вико рассматривает историю как продукт деятельности людей (хотя и предполагает создание мира Богом), утверждая, что она не содержит в себе ничего мистического, а потому исторический процесс является объективным.

 

Историческую необходимость общественного развития он очертил в трех обязательных циклах (этапах), которые проходит тот или иной народ:

 

- "Период богов" (когда религиозные представления господствовали над разумом)

 

- "Героический период" (связан с возникновением и развитием государства);

 

- "Человеческий период" (высокий период в развитии общества, наступает с возникновением демократических принципов, прав и свобод граждан).

 

Вико рассматривает эти этапы как развитие общества по спирали, отождествляя их с возрастными периодами человека: детство - юность - зрелость.

 

Ученый концентрирует внимание на том, что именно человек вносит в историю человеческое, социальное.

 

Самосозидания человеком истории является условием и человеческого самопознания. Мир человека - это система связей и взаимоотношений, объединяющих ее с другими людьми, с окружающей средой. Именно благодаря такому взаимодействию происходит развитие человека и общества - от полуживотное состояния к социальному, человеческого. Помимо идей стадийности и цикличности исторического развития, Вико представляет много интересных наблюдений и выводов относительно механизмов функционирования различных сфер общественной жизни, в частности последовательности смены форм политического устройства, борьбы общественных состояний как главной причины таких изменений, взаимозависимости экономики, политики, морали, религии.

 

Многие его идеи модернизировано и трансформирован в современной социологии, положено в основу целого ряда социологических школ, течений, направлений.

 

Значительный вклад в развитие философии истории сделал французский политический деятель, социолог, математик Мари Кондорсе (1745-1794). Ученый предпринял попытку раскрыть основные состояния социального прогресса и выразил при этом множество ценных идей, догадок относительно роли труда в развитии общества, значение экономических, политических и социокультурных факторов:

 

I эпоха - возникновение охоты, рыболовства, ремесла;

 

II эпоха - возникновение первых народов, расширение специализации деятельности;

 

III эпоха - возникновение письменности, появление познавательной возможности общества;

 

IV эпоха - появление, развитие и дифференциация наук, культур;

 

V эпоха - прогресс науки, культуры, искусства, возникновение христианства;

 

VI эпоха - упадок науки и образования, торжество теологии, феодальной системы;

 

VII эпоха - возрождение науки, изобретения книгопечатания (что расширило возможности как теологии, так и просвещения), пороха, компаса и др..;

 

VIII эпоха - возникновение просветительских идей, революционность открытий, погашения авторитета теологии;

 

IX эпоха - французская революция, ощущение свободы, прав, независимости человека, человеческого разума;

 

X эпоха - торжество разума на земле.

 

Заслуга Кондорсе заключается в его последовательной и систематической разработке теории прогресса и в применении принципа развития в анализе исторического процесса, понимании значения экономических и духовных факторов в жизни общества.

 

Просвещение в Германии возглавлял Иоганн Гердер (1744-1803) - философ, мыслитель, ученый широкого диапазона деятельности. Он рассматривал историю общества как закономерность развития природы. Земля - это часть политической системы, кузница органического мира. Растительный, животный мир - это продукт эволюции природы. Человек - само-порождение природы, несет в себе элементы как неорганического, так и растительного и животного мира и является вершиной, венцом природы. Культура выступает одним из определяющих элементов человеческой истории и включает в себя язык, ремесла, науку, искусство и другие ценности.

 

Именно прогресс культуры - накопление знаний, производственного опыта, традиций и норм, художественное достояние и передача их от поколения к поколению, от народа к народу, - и составляет, по его мнению, главный смысл культурного развития человечества. Смысл этого развития он видит в дальнейшей возрастающей гуманизации условий общественной жизни.

 

Развитие всемирной истории в связи с состоянием культуры Гердер прослеживает на примере истории народов Дальнего и Ближнего Востока, Греции, Рима, Европы, славян и др.. Ученый, анализируя историю общества, его культуру, духовность, видел смысл исторического развития в направлении достижения гуманности, воспитание духовности, господство над силами природы.

 

Гердеривському анализа истории общества присуща гуманистичнисть. Доминирующим признаком направленности исторического развития является "естественный порядок", мир, согласие, безопасность существования. Любое нарушение такого развития естественного порядка влечет за собой зло, войны, вражду и т.д.. Гуманистическая философия истории Гердера вытекает не столько из анализа фактов истории, сколько из анализа ее уроков. Его труды по философии истории выделяются своими общечеловеческими историческими ценностями и ориентациями, поэтому его и называют великим гуманистом и мыслителем.

 

Другим влиятельным представителем данного направления в развитии социальных знаний был выдающийся философ Георг Гегель (1770-1831). В истории социологии он известен как один из основателей философии истории, основные принципы которой изложены в одноименной труде "Философия истории". Философия истории Гегеля не содержит социологического анализа общественно-исторических явлений и имеет характер искусственной схемы всемирно-исторического процесса. Всемирная история, согласно его утверждению, - это пространство духа, который развивается закономерно. Он рассматривает историю как высшую сферу по сравнению с природой, где Абсолютный разум (Дух) самопознающей себя. Поэтому его концепция имеет философско-идеалистический характер. Движущей силой истории, ее субъектом Гегель считает не деятельность человека, а процесс саморазвития Духа. Человек - лишь средство. Каждому "историческом народу" присущ свой "дух".

 

Таким образом, Гегель объединяет Абсолют с "народным духом", а исторические личности превращаются в героев - элементов данной сферы, выражающие долю мирового духа.

 

Хотя данный взгляд не приблизил к истине в понимании "социального организма", что обусловило кризис в развитии данного направления социального познания, однако философия истории все же четко поставила проблему закономерности и объективности исторического процесса, предприняла попытки совместить фактологический (эмпирический) материал с его теоретическими обобщениями. Параллельно с философией истории происходит становление новых отраслей и направлений в развитии общественной науки.

 

Развитие капитализма, товарно-денежных отношений, потребности производства, торговли, государства обусловили спрос на знания политического и экономического характера: демография, прибыли, рабочая сила и т.д..

 

Потребности в разнообразной социальной информации заставляли искать и находить пути и средства ее обеспечения, что стимулировало появление новых отраслей социального знания. А потому большинство научных открытий и изобретений начала приобретать все более рационального прикладного характера.

 

Французский математик, физик, философ Блез Паскаль (1623 - 1662) пришел к выводу о возможности (вероятность) выигрыша в азартной игре, сделав определенные расчеты. Это, в свою очередь, натолкнуло некоторых математиков на поиски расчетов вероятного прогноза определенного события. Открытие закона больших чисел Якобом Беркулли имело большое значение для развития не только статистики демографии, но и социологии и других наук. Так был заложен фундамент развития статистики, которая начала играть большую роль в аналитико-эмпирической области развития социологии.

 

Экономическая наука в средние века брала за свои источники меркантилистични принципы (экономическая политика, связанная с концепцией накопления "спекулятивного" (неадекватного) обмена денежной массы). Однако эти принципы замещались все более "социальными", доминирующим элементом которых выступали не деньги и их обращение, а производство и рабочая сила.

 

В центре теоретических поисков оказалась и проблема мотивации социального поведения людей. Дальнейшее развитие знаний об обществе обогащался политико-экономическим взглядом на развитие общества, берет свое начало от идей английского философа Дэвида Юма (1711-1776) и экономиста Адама Смита (1723-1790).

 

Юм также рассматривал человека как существо, социальную от природы. Согласно его концепции, человек в своей социальной сущности во взаимоотношениях с другими людьми руководствуется принципом справедливости, который, в свою очередь, основывается на осознании общественного интереса и взаимной выгоды. Моральный долг действовать справедливо ведет к сочетание индивидуального интереса с общественным. Именно эта взаимозависимость и составляет фундаментальную фундамент социальной связи. Юму принадлежит также идея трудового происхождения собственности ("все добывается трудом"), которая впоследствии послужила исходной в экономической теории А. Смита.

 

А. Смит выводил общественную взаимозависимость людей с разделения между ними труда, из необходимости обмена ее результатами. Итак, общество рассматривается как своеобразный трудовой и меновой союз людей, которые производят различные виды продукции и услуг. Работая ради удовлетворения собственных потребностей, каждый выполняет также и определенную общественно необходимую функцию, а следовательно, приносит пользу другим, что объясняет сочетание в человеке индивидуального и общественного. Независимо от конкретных целей и мотивов производительного труда, обмен деятельностью и ее продуктами создает, по убеждению А. Смита, объективный экономический фундамент совместного сосуществования людей.

 

Одним из первых представителей "новой" политической экономии был английский ученый Уильям Петти (1623-1687), которого и сегодня называют отцом политической экономии.

 

У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо были первыми, кто заложил основы теории трудовой стоимости, они раскрыли некоторые законы капиталистического производства. Становилось очевидным, что наука все возвышалась на новую ступень своего развития. Все ощутимее проявлялось сочетания эмпирического и теоретического уровней знания.

 

Наряду с чисто экономическими изучались и демографические процессы. Наука начала исследовать массовые социальные факты, между которыми четко прослеживалась взаимозависимость и взаимосвязи. На новом этапе развития социального познания математика находила все более широкое прикладное применение в сфере социальных исследований, которые стали основой формирования таких новых отраслей социального знания, как демография и социальная статистика.

 

Параллельно с этим появляется целый ряд эмпирических обследований, которые имели поисковый и одновременно пионерский характер. Так, английский коммерсант и исследователь-эмпирик Джон Граунд (1620-1674) предпринял попытку проявления закономерности соотношений умерших и новорожденных с тем, чтобы по возможности установить тенденцию изменения численности населения.

 

Петти продолжил его поиски. С его именем связывают возникновение социальной статистики и демографии. Аналогичные исследования проводил в Германии Г. Авенхаль. Он впервые научно обосновал предмет статистики и ввел это понятие в широкий оборот.

 

Дифференциация социальных знаний на специализированные отрасли создавала возможности для углубленного анализа различных социальных явлений и процессов. Социальная статистика и демография стали развиваться нарастающими темпами, что обусловило развитие новых направлений в области эмпирических социальных исследований. С точки зрения "научной новизны" и оригинальности заслуживает внимания труд (и не более, чем труд) английского экономиста и священника Томаса Мальтуса (1766-1834) "Опыт закона о народонаселении". Путем сопоставления работ разных экономистов, сравнивая данные о росте народонаселения и увеличение средств существования, опираясь на открытый им "закон убывающего плодородия земли", Мальтус пришел к выводу, что, поскольку население растет в геометрической прогрессии, а средства существования, необходимые для физического жизнь людей - в арифметической, в недалеком будущем человечество будет переживать кризис абсолютного перенаселения.

 

Он связывал этот процесс с обезземеливанием крестьян, их нищетой, ростом безработицы. Избыток людей на Земле, по его мнению, приводит закон борьбы за существование: выживает тот, кто сильнейший и наиболее приспособленных. Сама природа способна справляться с подобными процессами перенаселения и сопровождающими их факторами, а потому с этим нужно бороться на государственном уровне, путем регулирования браков и рождаемости, а массовую гибель людей во время войн, эпидемий и т.п. Мальтус считал вполне позитивным явлением.

 

Т. Мальтус выделялся в истории науки страстями к открытию законов, однако поданная аргументация ошибочна, поскольку социальные, экономические и политические законы ничего общего с природными нет. Основные идеи Мальтуса распространялись в демографии и социальной философии, были откорректированы и дополнены последователями его теории из разных стран, что имело место и в последующих взглядах на развитие общества.

 

Заслуживает внимания и известный французский философ, социальный мыслитель Шарль Алексис де Токвиль (1805-1859), который жил и работал в США. Наблюдение и анализ специфики социальной жизни в Европе и США дали богатый материал для далеко идущих обобщений относительно особенностей и закономерностей развития общества. Произведения Ш. А. де Токвиля - это своего рода "функциональная анатомия", социография раннего буржуазного общества. Ученый подробно выясняет базовые принципы американского общества, анализирует формы и механизмы административной и судебной власти, структуру других институтов, показывает разнообразие сторон общественной жизни, изучение принципов аристократии и демократии. Он ставит в прямую связь развитие демократических основ и уровень индустриализации хозяйственной жизни. Концепции Ш. А. де Токвиля можно свести к своеобразного синтеза консервативных и либеральных идей, начали испытывать существенной поляризации и выделения в ранний буржуазный период.

 

Социально-статистическая деятельность развивалась и в Украине. После воссоединения Украины с Россией, впервые на широкомасштабном уровне Петром I была проведена перепись населения (1710 p.), Обусловлен не столько научно-теоретическими, сколько политическими, военными, экономическими потребностями. Повторный перепись проводилась в 1718-1719 pp. К середине XIX в. в России таких переписей-ревизий было проведено около десяти. В Украине впервые проведена так называемый "перепись душ" во времена гетманства графа Разумовского на грани 1763-1764 pp. После этого был проведен второй, так называемый "Румянцевский описание малороссов" с целью введения налогообложения.

 

В XVII-XIX вв. в России проводятся первые эмпирические исследования, связанные с деятельностью выдающихся русских просветителей В. Татищева и М. Ломоносова.

 

Василий Татищев впервые попробовал в России исследовать социальные явления. Он намеревался собрать значительный фактический материал с помощью специально составленной анкеты, содержащей в себе до 200 вопросов различного содержания и инструкции с разъяснением запланированного исследования. Впоследствии подобные исследования проводил Михаил Ломоносов.

 

Анкета, которую подготовил Ломоносов, была более четкой и стандартизированной, чем у его предшественника. Ученого очень интересовали, в частности, проблемы демографии, народонаселения, проблемы ранних браков, приюты для воспитания брошенных детей, медицинского образования.

 

В дальнейшем специализированные статистические и демографические эмпирические исследования проводили Иван Герман, инженер-статист, выходец из Австрии, и Карл Герман, - профессор статистики и политэкономии из Германии. Иван Герман впервые разработал проект организации системы постоянного статистического учета на государственном уровне и создания статистики государственного хозяйства. Работа Карла Германа отмечалась более научным, теоретическим характером. Он изучал проблемы самоубийства и преступности в России, обращал внимание на закономерности и причины, которые приводили к этому (как правило, социально-экономического характера).

 

Кроме того, К. Герман был издателем и редактором специального "статистического журнала".

 

К началу XIX в. социально-философские теории общества и иные общественно-отраслевые науки развивались неодинаково. Разного рода "перекосы" были вызваны специфическими общественно-политическими условиями: переход к новому общественному укладу, ломка старых социальных платформ мировоззрения, события Великой французской революции.

 

Социальные мыслители стремились в различных формах осмыслить результаты политических событий, процессов и оценить тот общественный строй, который пришел на смену старому.

 

На протяжении всей истории общества социальные знания подвергались всевозможным изменениям. их развитие и обогащение вызывали необходимость их переосмысления, систематизации и объединения в определенный логическую цепь, конструкцию, выражали бы четкое представление о социальном мире.

 

Осознание того, что общество существует объективно, независимо от моральных качеств его членов, их религиозности, сознания вообще, а также попытка объяснить механизм воспроизводства социальных связей - наиболее ценные приобретения социальной философии, которые подготовили почву для возникновения социологии.