Социальные знания эпохи Средневековья (теории А. Блаженного, Ф. Аквинского, Т. Мора, Т. Кампанеллы)

Античная культура и наука создали мощный потенциал для дальнейшего развития научного познания. Были заложены основы европейской цивилизации: наука, культура, система общественных отношений. Но с распадом античного общества появились формы новой системы общественных отношений, новое мировосприятие, образ жизни.

 

Началом таких мировоззренческих изменений стал кризис рабовладения, вела к резкому ухудшению положения народа. Бессилие народных масс вызвало усиление религиозных настроений, вело к зарождению христианской веры.

 

Это - уникальный процесс с точки зрения логики развития социального познания.

 

Можно утверждать, что происходило:

 

? изменение в мировоззренческом плане от космологии к христианской идеологии (религии);

 

? переориентация мировоззрения с государства - как организма, могущества - на личность как творческую силу.

 

Началась эпоха торжества христианства. Новая религия становится главным элементом духовной жизни общества и подчиняет контроля все стороны. Все общество (европейское) переориентировалась на новые идеалы, ценности, познания, культуру. Образ жизни в собственных ориентациях "отрывается от земли" и переносится "на небо". Наука становится излишней. Именно в это время отмечается длительным упадком не только общественной науки, а любых прогрессивных идей.

 

С V в. наступает эпоха Средневековья, которое условно можно разделить на: раннее (V-IX вв.), развито (XI-XV вв.), позднее (XV-XVII вв.).

 

Период Средневековья очень беден факты, связанные с изучением и анализом общественной жизни, затормаживается развитие научного знания, царит христианское богословие. Один из представителей данного направления - Августин Блаженный (IV-V вв.) - Богослов, "отец" церкви. В своем основном труде "О граде Божием" он делает попытку в христианской литературе создать общечеловеческую концепцию философии истории, опираясь на религиозные представления.

 

Это - религиозное учение о конечной судьбе человечества, мира. Она состоит из двух разделов: 1) "Индивидуальное" (учение о загробной жизни человеческой души), 2) "Всемирное" (смысл истории и космоса, конец света, события в будущем). Модели всемирной истории Августина была Библия.

 

Представителем направления богословия был и Фома (Тома) Аквинский - итальянский философ-богослов (XII в.). Согласно его учению, все виды власти в конечном итоге - от Бога. Церковная власть - выше государственной, поэтому все правители христианского народа должны подчиняться Папе - как Иисусу Христу. (И сегодня - это ведущее направление философии католицизма).

 

Как идеолог своей эпохи, Фома Аквинский "освятил" и обосновал феодальные отношения, крепостничество, призывая народ "силой" церкви "в послушание".

 

Синтезом наследия двух источников - античности и Средневековья, продуктом их развития, стала оригинальная культура - философия эпохи Возрождения.

 

Чрезвычайно важный вклад в развитие познания сделали представители эпохи гуманизма (система взглядов, которая определяет особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление и реализацию способностей): Франческо Петрарка, Алигьери Данте, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Сервантес, Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их социальные утопии. Идеальное гуманисты видели в единении человека и природы, искали гармонию в этих отношениях. Большинство гуманистов отрицательно относилась к религиозным движениям.

Культура Возрождения, хотя и стала достоянием относительно немногочисленной социальной общности образованных людей разных стран Европы, однако сделала весомый вклад, дала новый толчок в развитии мировоззрения. Особый интерес представляли идеи и концепции утопического социализма, коммунитарное принципов организации общества, которые оказали большое влияние на общественное мнение, ход истории.

 

Принципиально новым в развитии теории социального знания было появление и попытка обоснования идей коммунитарное принципов организации общества. Это было, своего рода, реакцией на социальную несправедливость, частную собственность, индивидуализм. В противоположность этому социальные утопии выдвигали принципы общественной собственности и коллективистские принципы в социальной жизни. Основоположниками данного направления были Томас Мор и Томмазо Кампанелла, которые хоть жили и творили в разное время, однако их идеи были близкими.

 

Томас Mop (1478-1535) - известный английский писатель, гуманист и политический деятель, автор труда "Утопия". За свои взгляды и "протестантскую" деятельность он был казнен.

 

Другой представитель - Томмазо Кампанелла (1567 - 1639) - итальянский философ, утопический коммунист, за свою повстанческую деятельность был заключен на двадцать семь лет, в течение которых подвергался ужасным пыткам.

 

Именно тогда и была написана им известная работа "Город солнца", в которой изложены идеи утопического социализма.

 

Возможно, общая биографическая судьба способствовала генерации общих коммунитарное идей. Оба они были мечтателями, противниками частной собственности, гуманистами, сторонниками обобществленного производства и поборниками создания счастливой человеческой жизни.

 

И Томас Мор, и Томазо Кампанелла выдвигали (хотя и по-разному) идеи справедливого распределения, "труда как потребности", разумного достатка и не чрезмерных потребностей. Однако в их трудах содержатся глубокие противоречия.

 

Так, коренной вопрос - о свободе личности - практически не поднимался, авторы сводили это к обсуждению прав и обязанностей всех членов "государства", жители которой, однако, должны были находиться под постоянным контролем правителей и вести строго регламентировано жизни.

 

Вопреки своим демократическим убеждениям, эти мыслители, подсознательно, заложили идеологические основы культа личности и тотального контроля, эхо которых можно наблюдать в современной мировой системе до сих пор. А главная идея социальной справедливости, к сожалению, в извращенной форме, - "расшевелила" историю XX в.

 

Можно сказать, что эти работы, скорее, относятся к социальной фантастики, чем имеют социально-философскую основу, однако заложенные в них идеи дали толчок развитию прокоммунистического мировоззрения во многих социальных теориях и течениях.