Развитие социальных знаний в Древнем мире. Взгляды на общество Демокрита, Платона, Аристотеля

Знания об обществе ведут свой отсчет с давних времен. Попытки иметь представление об обществе проявлялись уже в первобытных культурах в форме мифологических и религиозных верований. Древние цивилизации Китая, Индии, Египта, Греции и Рима оставили многочисленные памятники достаточно развитых философских концепций, где миропонимания не ограничивалось только прикладным средой, а распространялось и на социальную сферу деятельности людей. Для примера можно назвать и древнеиндийские Веды, этико-политические учения Конфуция, теории государства и политики Платона, протосоциологични и этические взгляды Аристотеля, Эпикура, Лукреция Кара и др..

 

Древнейшей формой отображения и объяснения мира, природы и человека была мифология - (от греческого mitnos - старинная легенда, рассказ, logos - слово, учение). Существует около 500 способов определения мифа: и как религиозное представление, и как примитивный мировоззрение человека, фантастическое отражение мира. Самые известные среди них - Веда, Илиада, Одиссея, так называемые эпосы - первые формы социального знания. Это рассказ о прошлом, воссоздает картину народной жизни, идеалы, нормы, стремления. С течением времени, с развитием философии, математических знаний, мифология и эпос заменяется точным описанием прошлых событий - исторической хроникой или историей. Дальнейшем: с развитием науки, примитивного производства, переходом к рабовладельческого общества, развитием классовой структуры общества, товарно-денежных отношений, торговли, армии, потребностью в разнообразной и полной информации, - все это влияет на формирование и развитие знаний об обществе.

 

Именно тогда первые эмпирические обследования проводились в Вавилоне, Египте, Китае на основе изучения системы переписей налогов, населения. Уже ощущалась зависимость первых обследований от математического знания, наблюдалась трансформация удовлетворения практических потребностей на внутренние познавательные потребности. Так возникало научное самопознания.

 

Практические (прикладные) и познавательные потребности обусловили появление описания и фиксации событий прошлого, современного их осмысления, оценки и анализа. Возникают и развиваются принципы систематизации и описания исторических событий, развитие историографии; зарождается новая форма описания действительности - история. Первая так называемая школа логографов в форме отражение общества отошла от мифологизму. Набиравшими и актуальности достоверность исторического материала и использования документальных источников, что привело к возникновению истории как науки.

 

Одним из первых историков был греческий мыслитель Полибий (200 - 120 г. до н. Н.э.), автор труда "Всемирная история", который рассматривал исторические процессы во взаимосвязи, применял систематичность описания, письменное фиксирование и хронологическое воспроизведение событий. Уже тогда и философы пытались объяснить суть общества. Античные философы, историки, мыслители понимали разделение бытия человека на природную и общественную.

 

Первыми философами, мыслителями, основателями знаний об обществе были Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Так, Демокрит человеческую потребность признавал учительницей жизни, благодаря которой люди перешли от первоначального образа к современному, научились ткать (как это делают пауки), строить жилье - как ласточки, петь - как птицы.

Платон был первым профессиональным представителем философии идеалистического направления. Он разработал учение о душе, из которых выделял 3 группы общества (в зависимости от характера душ):

 

- Философы и правители - малочисленной привилегированный класс, которым присущи ум, истина, благоразумие;

 

- Второй класс - воины, которым присущи мужество и эффективность;

 

- Люди стремящейся души - торговцы, строители, ремесленники, смысл деятельности которых - обеспечивать жизненные потребности государства, общества.

 

По мнению философа, каждое состояние общества должен заниматься тем, на что способен, и не вмешиваться в дела других. Платон впервые разделил общество на управленцев и производителей, абсолютизируя государство как высший смысл бытия общества. Человек для государства, а не государство для человека - вот кредо политической философии Платона. Основные его работы: "Политика", "Государство", "Законы".

 

Платон является основоположником логики, психологии, политики и ряда других областей знаний; оставил большое наследство из отраслей знаний об обществе, государство, власть.

 

Выдающимся древнегреческим философом был Аристотель. Это была всесторонне образованный человек, неординарная личность. (Одним из его учеников был известный полководец Александр Македонский). Именно с его философского наследия берет начало дифференциация знаний и постепенное ответвления конкретных наук по философии. Многочисленные наблюдения за событиями общественной жизни и человеческим поведением со конституируются в исторические, экономические, политические и другие об общественном дисциплины.

 

Согласно философии Аристотеля, смысл жизни человека - это достижение высшего блага через деятельность. Не сами по себе качества и характеристики делают человека лучше, а достигается это через разумную деятельность, где люди раскрываются (т.е. человек - это то, что она делает и как, а не какая она).

 

Аристотель был великим гуманистом, он впервые ставит и исследует проблему образа жизни, выделяя при этом такие (три):

 

- Брутальный, грубый, распущенный, где счастье - это пустые развлечения и удовольствия;

 

- Государственный образ жизни, куда он относил правителей, государственных служащих разных рангов и т. п.;

 

- Созерцательный - как высший философский, которым могли характеризоваться не все, а избранные богом и мудростью люди.

 

Аристотель анализирует происхождение и развитие государства и общества, отдавая государству доминирующее место над человеком, семьей, родом, но при этом признавал государство как продукт естественного развития. Высшей формой общественной жизни, по Аристотелю, является "полис" - (от греч, рои is, лат. Civitas - город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии, территория которой состояла из городских и окружающих их земледельческих поселений (хоры), поскольку в нем права и обязанности граждан юридически урегулированные и подчинены общественному интересу.

 

Одной из врожденных человеческих свойств философ считал социальное неравенство. Он предложил классификацию граждан полиса по признаку имущественного положения:

 

? класс сильнозаможних;

 

? класс бедноты;

 

? "средний" промежуточный класс.

 

Отдавая свою симпатию последнем, Аристотель видел в его количественном преобладании гарантию общественного равновесия и согласия.

 

Система Аристотеля содержит очень много элементов социологических знаний, относящихся к предметной области протосоциологии, в ней заложены элементы научных знаний о социальном управлении. Кроме того, Платон и Аристотель были своего рода идеологами рабовладельческого строя.

 

Развитие социальных знаний античности определенной мере обязан древнегреческом писателю и историку Ксенофонту Афинском (около 430 - 355 pp. До н. Н.э.). Ученик Сократа, Ксенофонт - один из наиболее популярных и плодовитых авторов древности, почти все его произведения дошли до нашего времени. Основная историческая его труд (продолжение работы историка Фукидида) - "Греческая история" (в 7 кн.). Ксенофонт идеализирует Спарту, пытаясь, однако, сохранить лояльность по Афин. Его прикладные работы является незаменимым источником социальной, экономической, политической истории Греции, где он дал характеристику "образцового" хозяйства и "образцового" гражданина, изобразил "идеального" правителя и "идеальную" государство, изложил программу преобразования тирании в "правильную государственную форму с сильной личной властью ", а также попытался найти выход из экономических трудностей Афин и спартанского строя.

 

Политическая и социальная мысль Древнего Востока развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения и содержала остатки первобытно-бытовых представлений.

 

В Древнем Китае она представлена известным мыслителем, основателем конфуцианства - Конфуцием Кун-цзы (родился ок. 551 - 479 до н. Н.э.). В молодости он был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись высказываний и бесед с учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения Конфуция является "гуманность" - совокупность этических и социальных отношений людей, основанных на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т.д.. В высказываниях философа отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял "благородных мужей" "мелким простолюдинам". По его мнению, первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. Н.э.), Конфуций был провозглашен "учителем 10 000 поколений" и его культ официально поддерживался вплоть до 1911г. (Начало буржуазной Синьхайскои революции).

 

Конфуцианство - как течение, этико-политическое учение оказало огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более двух тысяч лет.

 

С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части класса, господствовавшего (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии, - людей умственного и физического труда, причем первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные мировоззренческие направления, между которыми велась борьба, была отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим имеют место противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем (о понятии "небо" и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т.д..).

 

Древневосточная наследие социального знания была достаточно бедной и была представлена отдельными идеями Ибн Сина и Ибн Хальдуна.

 

Ибн Сина (полное имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах, 980-1037), ученый, философ, врач, представитель восточного аристотелизма жил в Средней Азии и Ирана. Для социального знания Ибн Сина присуща мысль о "дозволенности" вооруженного восстания против несправедливого правления.

 

В дальнейшем, большим достижения в эпоху средневековья явилось создание арабским историком, философом и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406) историко-философской теории общественного развития. В основной его труда "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования, ученый изложил свое учение о развитии общества, историю народов мусульманского Востока. Он показал различия в образе жизни людей, прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством, связывая эти различия с влиянием географической среды. В каждой из рассматриваемых эпох он пытался выявить закономерности развития и упадка культуры, смены династий и т.д..