Тестовые методики

В литературе нет единого мнения о времени появления тестов. Одни считают, что история тестов насчитывает более 4 тысяч лет. Другие связывают их появление с именем американского психолога Д. Кеттела, который в конце XIX в. написал работу о тестах.

 

Однако те методы, напоминающие тесты в более широком смысле, имеют давнюю историю. В Древнем Египте, например, только тот мог быть посвященным в жрецы, кто был способен выдержать проверку на то, что называется профессиональным достоинством. В Древнем Китае первый отбор персонала для государственных должностей состоялся в 2200 годах до н. е. в виде конкурсов: музыки, стрельбы, конной езды, языка, письма, поэзии и др.. История Древнего Китая наиболее известна использованием тестового характера. Экзамены практиковались также и в Древней Греции (система отбора в Пифагорський школе, в Спарте, Афинах) и Древнем Риме. Таким образом, тест выступал как средство проверки умений людей.

 

Период капитализма с элементами высокого уровня специализации и интенсификации производства дал толчок развитию "тестовых испытаний", что подтверждается на практике. Это время определялось практической необходимостью изучения индивидуальных особенностей людей, потому что за этим стоял большой экономический интерес.

 

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается известный английский ученый Ф. Гамильтон. Во время проведения в Лондоне международной выставки медицинского оборудования (1884), была создана лаборатория по проверке физиологических и психологических возможностей и особенностей человека. Этим и воспользовался ученый: по полной научной программе впервые было исследовано около 10 тыс. чел. Пропагандист идей и методов Ф. Гамильтона американский психолог Дж. Кеттел ввел около 50 "тестов" проверки различных психо-физиологических качеств человека, и ввел в психологическую науку термин "умственный тест" (mental test) в 1889 p.

 

Начало развития современной тестологии (психометрии) в психологической и социальной работе связывают с именем французского врача А. Бине, который разработал в соавторстве с Т. Симоном измерительную шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона" (1905).

 

Впервые массовые тестирования применялись в США в период первой мировой войны (во время "массовой мобилизации", в процессе которой было "протестировано" около 1,7 млн солдат и 40 тыс. офицеров). 1 уже начало XX вв. характеризовался применением тестов в практике прикладных исследований. Тесты быстро начали применяться во всех странах мира. Одним из факторов интенсивного развития тестов в начале XX в. было возникновение большого количества научно-прикладных проблем (социально-экономические и социально-психологические проблемы труда и внерабочее время работников).

 

Внимание большинства ученых-психологов было обращено на изучение психологических факторов в трудовых процессах, в результате чего возникло новое направление - психотехника труда. "Вторжение" математики в психологию привело к основанию психометрии. В социологии автономизувалася микросоциология и отделилась социальная психология, что и послужило формированию социометрии. В бывшем СССР тесты применялись преимущественно в двух сферах - в народном образовании и в сфере профотбора. В США тесты использовались при приеме на работу, в учебные заведения, для оценки знаний школьников и студентов, в социально-психологических исследованиях.

Тесты используются преимущественно в эмпирических исследованиях, но большинство специальной социологической литературы ("Рабочая книга социолога", работы В. А. Ядова) не относит тесты к методу сбора данных, а считает особой системой использования опроса и наблюдения, иногда - как разновидность психологических процедур. Это - и испытания, и проверка, и эксперимент.

 

Понятие "социологический тест" определяется как система отобранных социологическими методами высказываний для респондента с целью получения валидной, т.е. обоснованной, надежной информации о признаках и характеристики, которые нас интересуют. Основная, наиболее распространенная форма интерпретации теста - это перечень специально подобранных утверждений, согласно которым респондент высказывает свое мнение.

 

Тест - это объективное и стандартизированное измерение выбора поведения, которое направлено на определение возможности предусмотреть именно поведение. Это и метод измерения и оценка различных психологических качеств и состояний индивида. Появление тестовых процедур обусловлена потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации, ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выражения различных социальных и психологических качеств (интеллект, способности, темперамент, личностные качества). Каждый тест, отвечает главным критериям надежности и валидности (соответствия), содержит следующие компоненты (иначе говоря - структура теста):

 

1. Инструкция к тесту - где изложены цели теста и порядок, особенности заполнения анкеты (рекомендация в каждом утверждении выбрать ответ, обводя ее кружком).

 

2. Высказывание теста - набор вопросов и ответов.

 

3. Ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измерения качеств, указывает на то, какой именно пункт заданий к которой характеристики принадлежит.

 

4. Ключ кодировки, позволяет подсчитать, сколько баллов в шкалу придает тот или иной вариант ответа.

 

5. Ключ теста, или интерпретация полученных данных.

 

При формулировке высказываний теста полезно придерживаться следующих правил:

 

? высказывания должны быть по возможности короткими, понятными для всех без исключения респондентов

 

? они не должны содержать намека на правильную или положительный ответ;

 

? тестовые предложения не должны содержать только положительных или только отрицательных суждений;

 

? в каждом высказывании теста имеет утверждаться что-то одно.

 

Итак, каждый тест состоит из набора характеристик измеряемого явления и шкал, по которым осуществляют измерения каждой характеристики. Совокупность этих измерений интегрирована в единый числовой показатель - общий результат измерения - индекс изучаемого.

 

Одним из критериев надежности данного теста является его точность и валидность. Валидность теста означает измерять то, что он измерять по замыслу. Вместо валидности в социологической литературе используются термины "обоснованность", "достоверность", "дееспособность", "адекватность", "согласованность". Понятие валидность касается не столько самого теста, сколько его цели, ситуации и процедуры проведения.

 

Следует определить основные принципы, на которые необходимо учитывать, конструируя тесты для применения их в массовых опросах во время эмпирического социологического исследования:

 

- Универсальность (методика имеет измерять существенные индикаторы (признаки) изучаемого явления, что дает возможность применить практически в каждом социологическом исследовании, которое предусматривает анализ данного явления);

 

- Интегральность (обоснованное возведения различных измерений различных характеристик изучаемого явления к одному интегрального показателя);

 

- Объективность - четкость цели измерения, которая позволяет в значительной степени избегать направленную фальсификации субъектом результатов тестирования;

 

- Компактность (объем методики должен быть компактным с возможностью использования в массовых опросах, не перегружая главного инструментария исследования);

 

- Качественность (методика должна "паспортизироваться" статистическими показателями надежности и валидности);

 

- Стандартизированность - установление норм уровня измеряемого параметра, что позволяет соотносить полученные в конкретных исследованиях данные с определенными параметрами;

 

- Чувствительность - шкала должна соответствовать достаточно высокой точности измерения, что делает регистрацию различных изменений в реальном состоянии людей;

 

Тесты классифицируются по различным признакам.

 

По видам свойств личности они делятся на тесты:

 

- Достижений - это измерение интеллекта, творчества, знания, умения и т.п.;

 

- Личностные - измерение установки на интересы, темперамент, характер, мотивации.

 

По разновидности опроса тесты подразделяются на индивидуальные и групповые.

 

В науке различают тесты:

 

? аппаратурные (физиологические) (как правило, с применением средств, аппаратуры для измерения психофизиологических особенностей человека);

 

? "карандаш - бумага" (графические);

 

? "вопрос - ответ" - наиболее распространенные в социологии и др..

 

На современном этапе значительно расширен применения компьютеров при проведении тестирования.