Метод опроса и его разновидности

Дальнейший этап проведения социологического исследования заключается в непосредственном сборе первичной социологической информации, или, говоря языком социологов, - проведении полевого этапа исследования. В процессе полевого этапа исследования для сбора социологической информации могут применяться различные методы (см. схему). Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные требования.

 

Опрос - как метод познания социальных явлений и процессов - имеет давние традиции в социологии. Не только социологи, но и журналисты, педагоги, психологи, работники многих других сфер используют этот метод для получения интересующей их. Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их стремления, мотивы деятельности, мысли. Он привлекает исследователей потому, что считается почти универсальным методом. Социологу очень часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят необходимого отражение в различных документах, в социальном анализе. Спрашивать можно все, чего нельзя увидеть или прочитать. Искусство этого метода заключается в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, которые задавать вопросы, и как быть уверенным в том, что можно верить полученным ответам.

 

В основе метода опроса лежит система вопросов, предлагаемых опрашиваемому, ответы которого и создают необходимую информацию. Существует две разновидности опроса, связанных с письменным или устным формой общения интервьюера с респондентом: анкетирование и интервью. Каждый вариант опроса представляет собой один из крупнейших разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью (перечень вопросов), качеством работы анкетера или интервьюера, ситуацией опроса, условиями его проведения и др..

 

Объектом информации могут быть самые различные стороны жизни людей, их субъективное отношение, оценка событий и т.д.. Как задавать вопросы и какие это должны быть вопросы, чтобы получить достоверную информацию? Это зависит от содержания, характера информации и языка (лексики) анкеты.

 

Анкетные опросы. Наиболее распространенный на практике вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются на рабочих местах, по месту учебы, жительства, а срок их возврата заранее оговаривается. Сегодня анкетный опрос остается одним из самых оперативных способов сбора первичной социологической информации.

 

Большая роль в повышении качества техники сбора информации отводится составлению инструментария, среди видов которого является социологическая анкета. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, поскольку в анкету закладываются основные гипотезы, сформулированные задачи, которые необходимо решить в ходе социологического исследования. Каждая анкета - это результат творческих действий, которые требуют знаний по социологии, психологии, математики, социолингвистики. Это, своего рода, сценарий беседы с респондентом.

 

Основу структуры анкеты составляет система объединенных единым исследовательским замыслом вопросов и возможных ответов, целью которых является проявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла успешно и эффективно выполнить свое предназначение, необходимо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, знать особенности тех вопросов, из которых она состоит.

Прежде всего, любой вопрос в анкете должно быть одинаково понятным для различных социально-демографических групп респондентов: и молодых, и пожилых людей, и для людей с высшим и начальным образованием, горожанам и крестьянам.

 

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути обнаруживают установку социолога на развитие коммуникации с респондентом (опрашиваемым): пробуждение интереса, доверия, уверенности. С этой точки зрения вопрос в анкете должны быть корректными, контактными. Доказано, что люди с относительно высоким уровнем образования способны оценивать вероятную достоверность своих данных, тогда как респонденты с низким уровнем образования не могут этого сделать. Поэтому возникает проблема компетентности опроса.

 

Анкеты можно построить в такой последовательности:

 

1. Вводная часть (где указывается, кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантии конфиденциальности, подается инструкция по заполнению анкеты).

 

2. Основная часть анкеты, (которая содержит блоки вопросов к опрашиваемым: вступительные вопросы, основные, заключительные).

 

3. Паспортный блок "паспортичка" (блок вопросов демографического характера).

 

4. Спасибо.

 

Основная часть анкеты (блоки вопросов) имеет также собственную последовательность строения, композицию. Вопросы в анкете ранжируются от наиболее простых и нейтральных по содержанию. Они обеспечивают завязку собеседования, побуждают собеседника к диалогу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений и активизации памяти, размещаются в середине анкеты. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемным принципами. При этом переход к новому направлению собеседования должен сопровождаться пояснениями, элементами внимания.

 

Серьезное внимание обращается и на графическое оформление анкеты, ее лексику. Основными критериями оценки речи являются:

 

? сложность грамматики и структуры предложения (вопросы должны содержать (оптимальное количество) от 5 до 20 слов);

 

? уровень сложности вопросов (их следует формулировать доходчиво, понятно, однозначно);

 

? оценка сложности формулировки ответа для опрашиваемого (с учетом уровня компетентности респондента).

 

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по следующим критериям: по содержанию (о фактах поведения, о личности человека, его отношение к конкретным процессов, явлений), по форме (открытого и закрытого типа, прямые и вспомогательные), по функции ( основные и неосновные).

 

Вопросы в анкете подразделяются на: закрытые и открытые.

 

Закрытыми называются те вопросы, на которые в анкете приводятся варианты ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обозначает тот вариант ответа, который совпадает с его мнением. Такого типа вопросы позволяют более точно интерпретировать ответ, а рамки оценок и суждений опрашиваемого определяются набором вариантов. В свою очередь, закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативнимы. Первые предусматривают выбор респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативни вопрос допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.

 

Закрытого типа вопрос удобнее формулировать для проявления фактов и отношений, обусловливающих заранее известен перечень возможных вариантов ответов.

 

В отличие от закрытых, открытые вопросы не навязывают респонденту вариант ответа, а дают возможность выразить свое мнение во всей полноте. Именно поэтому, с их помощью можно собрать более богатую и содержательную информацию. Они эффективны на стадии пробных исследований и позволяют дать ответ в свободной форме.

 

По альтернативы применения закрытых и открытых вопросов, то следует помнить: респонденты более охотно отвечают на открытые вопросы тогда, когда они имеют развитую систему представлений по данной проблематике и считают себя компетентными. Если же предмет опроса малознакомый или сложный для анализа, то респонденты, как правило, уклоняются от ответа или отвечают неопределенно, не по сути. В этом случае применяются открытые вопросы. Существует также полузакрытый вариант системы ответов, когда подается перечень как основных вариантов ответа, и создается возможность для представления собственной, другого ответа.

 

Прямые и косвенные вопросы. В первом варианте предусмотрено ответ, который следует понимать в таком же смысле, как понимает опрашиваемый. Но такого типа прямые вопросы в ряде случаев остаются без ответа или дают неточную информацию, потому опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. В таком случае приводятся косвенные вопросы (сформулированные в косвенной форме). Часто одно прямой вопрос заменяется на несколько косвенных.

 

Пример:

 

Прямой вопрос:

 

За какую партию вы будете голосовать?

 

Косвенные вопросы:

 

Какой из партий, по Вашему мнению, можно доверить политическую власть в стране?

 

Какая из политических партий Вам больше всего импонирует?

 

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о явлении, которое подлежит изучению. Второстепенные - на проявление откровенности ответов, они уточняют, дополняют данные, полученные в основных вопросах. К таким относят вопросы-фильтры, контрольные вопросы и др.. Число вопросов в анкете не может быть неограниченным. Опыт показывает, что после 40-50 минут опроса внимание респондента снижается. Это касается и вопросов с однотипными ответами, типа "да", "нет". Поэтому порой в структуру анкеты вводят так называемые "галоп-вопрос", "вопрос-уловки" и другие, которые "пробуждают", активизируют внимание респондента. Формулировка вопросов должна соответствовать исследовательском задаче и возможностям респондента. Для этого вопроса необходимо "проверить" по некоторым основным инструментальными критериям:

 

? касается ли данный вопрос всей совокупности опрашиваемых;

 

? достаточно четко объяснено респонденту технику заполнения анкеты;

 

? не превышает вопрос компетентность опрашиваемого;

 

? не вызывает вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого.

 

Это и будет гарантом дееспособности вопросов и анкеты.

 

По способу проведения анкетного опроса оно делится на индивидуальное, групповое, почтовое и прессовое.

 

Почтовый опрос является разновидностью анкетирования и правомерно рассматривается как подходящее средство сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в розсипци анкет и получении на них ответы почте. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Однако, одновременно почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполное возвращение анкет (не все респонденты заполняют анкеты и возвращают их исследователям), что и снижает надежность полученной информации (доля возвращенных анкет - около 20-25%). Как правило, увеличение количества возвращенных анкет достигается рассылки респондентам сообщений. Они должны "настроить" человека на участие в опросе. В сообщении указывается, каким образом исследователи получили адрес потенциального респондента, чем будет посвящено опроса, какую цель ставят перед собой исследователи, и тому подобное. Высылка сообщений повышает возврат анкет своем еще на 10%. При розсипци анкет следует еще добавить конверт с обратным адресом для облегчения работы респондента.

 

Прессовое опроса иногда относят к разновидности почтового. В таком случае анкета печатается в газете или журнале. В сыпи пассивности процедуры привлечения потенциальных респондентов к опросу, невысокая, доля возврата анкет, скорее, около 1% от всей совокупности подписчиков или читателей.

 

Интервью. Сравнению с анкетированием, интервью в практике социологических опросов используется значительно реже - из-за большей сложности и неоперативность его проведения. Интервьюирование имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с анкетированием, поэтому при планировании исследования приходится решать: почему предпочитать, учитывая малейшие затраты времени и средств, и необходимость получения наиболее важной и достоверной информации.

 

Основная разница между анкетирование и интервьюирование - в форме контакта исследователя с опрашиваемым. Интервью - это собеседование, которое проводится по определенным определенным планом, обусловливает прямой контакт интервьюера (тот, кто опрашивает) с респондентом (кого опрашивают), причем запись ответов проводится письменно или, с разрешения респондента, на диктофон.

 

Есть великое множество разновидностей интервью. В прикладной социологии различают несколько видов интервью: формализованное, фокусированного и свободно. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (уточнение фактов, изучение событий), интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений). Особенно выделяется интервью со специалистами-экспертами. По технике проведения различают свободные нестандартные и формализованные интервью.

 

Формализованные (стандартизированные) интервью - наиболее распространенная разновидность интервьюирования. Проведение его требует детально разработанной процедуры (общий план, последовательность и конструктивность вопросов, ответов). При использовании этого вида опроса интервьюер обязан четко придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью, как правило, предлагают закрытые вопросы. Интервью с открытыми вопросами предусматривает несколько меньшую степень стандартизации его проведения.

 

Несколько меньшую степень стандартизации имеет фокусированного интервью, целью которого является сбор мнений, оценок определенной конкретной ситуации, явлений, их причин и последствий, и выявить информацию о реакции субъекта на заданное действие (поэтому его и называют фокусированным, направленным).

 

Свободные интервью - это длительная собеседование интервьюера с респондентом без строгой детализации вопросов, но проводится по общей программе. Этот вид опроса применяется тогда, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования.

 

От применения того или иного вида интервью определенной степени зависит и точность полученной информации. Преимущественно при интервьюировании оказывается влияние интервьюера на качество полученных результатов-данных. Такого рода влиятельное явление не осознается участниками интервью в психологическом и поведенческом контексте как на вербальном (разговор, общение) уровне, так и в неявных формах (эмоциональный тон, мимика, поведение). Поэтому, чем более стандартизированным является интервью, тем больше у исследователя возможности снизить влияние интервьюера. Вместе с тем опыт показывает, что и в опросном листе встречаются пороки, недоработки, и в силу своего умения интервьюер хочет и должен их чувствовать и исправлять. Поэтому интервью одновременно может иметь элементы пилотажности (апробации).

 

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (глубоким, длительным).

 

По способу организации различают групповые и индивидуальные.

 

В последнее время, в крупных городах, где достаточно высокий уровень телефонизации, применяется телефонное интервью. Его основные преимущества: оперативность и низкая стоимость. Телефонные интервью используются для быстрого опроса и для зондирования социального настроения. Но интервьюер при этом должен иметь специальную подготовку (умение владеть интонацией, голосом, чувствовать состояние опрашиваемого т.п.). Кроме того, оптимальная продолжительность такого типа интервью - до 15 минут, после чего интерес и внимание к диалогу значительно снижается.