Программа и ее элементы

Программа - это, своего рода, концептуальная модель постановки исследования и понимания изучаемого явления. Это теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Тщательно продуманная и разработанная во всех своих составляющих, программа выступать гарантией успеха всего исследования. Программа исследования является типичной универсальной моделью любого научного поиска. Различного рода социальные маркетинговые исследования (которые сейчас получили массового применения) полностью используют модели, методики социологического исследования.

 

Программа социологического исследования состоит из следующих основных элементов:

 

Методологический раздел

 

? Формирование проблемы, определение объекта и предмета исследования;

 

? Определение целей и постановка задач;

 

? Уточнение и интерпретация основных понятий;

 

? Предварительный системный анализ объекта исследования;

 

? Развертывание рабочих гипотез;

 

? Стратегический план исследования.

 

Процедурный раздел

 

? Обоснование системы выборки, единиц наблюдения;

 

? Наброски основных процедур сбора и анализа данных;

 

? Рабочий план (где упорядочиваются этапы, сроки, ресурсы работы).

 

Потребность в социологической информации в процессе социологического исследования, как правило, возникает в связи с необходимостью полнее знать его состояние, условия возникновения противоречий, выявить пути и средства их решения. Выдвинутую самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. По определению В. Ядова, - это, своего рода, "знание о незнании» определенных сторон количественных и качественных изменений, тенденций развития причин и других характеристик любого социального явления или процесса.

 

Цель исследования ориентирует на его конечный результат (теоретико-познавательный, практически-прикладной). Зависимости от цели определяется логика построения программы. При теоретическом исследовании - внимание уделяется изучению научной литературы, построении концепции и т.д.. При практически-прикладном исследовании происходит выяснение задач, и только тогда изучается литература в поисках ответа: есть типичное решение по назревших конкретных задач. Социологическое исследование прежде имеет практическую цель, поскольку необходимо предоставить информацию для выработки практических рекомендаций по выяснению и во избежание социальных проблем.

 

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда определяет своего носителя - ту или иную общность людей, их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Поэтому объектом социологического анализа выступает носитель той или иной социальной проблемы.

 

Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания, это то, что содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предметом исследования выступают наиболее значимые свойства, стороны, особенности, подлежащих изучению. Это те стороны, которые наиболее четко, выпукло выражают данное противоречие, данную проблему.

 

Задача исследования - совокупность конкретных установок (мероприятий), направленных на анализ и решение проблемы. Задача содержат основные требования к анализу проблемы и делятся на основные и неосновные. Основные задачи соответствуют целевой установке исследования и предполагают поиск ответа на центральный вопрос исследования: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы. Но часто складывается ситуация, когда возникает необходимость выяснить еще несколько вспомогательных вопросов. Согласно этому выдвигаются вспомогательные задачи: неосновные, побочные, частные. Иногда их ставят для "прострилкы" проблемы, подготовки исследования и проверки побочных гипотез. По характеру, их разделяют на практические и теоретические. Цель исследования логично диктует структуру задач (т.е. последовательность работ).

Как правило, любой научный поиск базируется на предыдущих явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчинен его внутренней логике. В социологическом исследовании гипотеза означает обоснованные предположения о структуре объектов, характер связей и возможные подходы к решению проблем. По сути - это грань между наблюдением реальных действий и система объяснения этих событий.

 

Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. Но для повышения и подтверждения гипотетического суждения следует руководствоваться правилами:

 

? стараться как можно больше выдвигать различных гипотез;

 

? стремиться указать для каждой гипотезы можно больше ее индикаторов.

 

Гипотезы бывают основные и неосновные.

 

Чтобы более реально подойти к пониманию проблемы или элемента изучается, фактора, необходимо логически проанализировать предмет исследования, найти точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальным бытием, изменения которого они отражают. Дальнейший анализ должен как бы "проявить" образ предмета, сделать его, более четким, определенным (т.е. необходим тщательный, всесторонний подход к явлениям). Сначала объект расчленяется на составные элементы, которые изучаются каждый отдельно, и на основе синтеза полученных данных складывается целостная картина о данном объекте или предмет. Объект рассматривается как часть целого и как целое из частей.

 

Предварительный системный анализ предмета исследования - это по сути "моделирования" исследуемой проблемы, есть такое концептуальное расчленение и детализация, которые лучше позволят сформулировать общие и частные гипотезы.

 

Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и как следствие - позволяет составить ясное представление о предмете исследования. При таком анализе применяют такого типа логические процедуры, как интерпретация и операционализация понятий. Поиск эмпирических определений понятий называют интерпретацией, уточнением понятий. Прежде всего выделяются ключевые понятия определенного явления с точки зрения понимания проблемы. (Заметим: в различных ситуациях, понятия могут отражать (содержать) различные значения, понимания). Суть этих процедур заключается в логическом структурировании, толковании (представлении) и уточнении содержания основных понятий, которые являются главными компонентами в определении предмета исследования. Это позволяет дать описание и основных сторон предмета исследования.

 

Особое значение придается и операционализации понятий, которые в определенной степени, будто задают ход исследованию, диктуют логику изучения проблемы. Процедура интерпретации основных понятий осуществляется в форме поиска тех редких "пидпонять", которые и характеризуют составляющие понимания этого термина. В дальнейшем, на этом этапе логического анализа интерпретация уступает место уточнению (детализация интерпретации) основных понятий. Эта процедура продолжает и детализирует интерпретацию в виде расчленения ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы - ведущие характеристики предмета исследования.

 

Более простой форме операционализации структурная. Однако для углубленного анализа предмета исследования предполагают не только его структурирования, но и проявление допустимых причин и факторов, которые определяют характер состояния, содержание и изменения данного явления. Поэтому схема операционализации основного понятие включает и Факторная операционализация. Такого типа комплексное "расчленение" основного понятия показано на примере (см. рис. 1, с. 132) "состояния организации учебного процесса").

 

Таким образом, ход интерпретации и операционализации проявления элементов основного понятия осуществляется по четко заданным параметрам анализа, а также за операциональными понятиями, которые отражают качественные стороны явления. Следует заметить, что каждый вопрос (или блок вопросов) в любой анкете является проекцией (отражением) системы задач исследования, гипотез и элементов логического анализа предмета исследования.

 

а) Стратегии исследования

 

Конкретная форма или, иначе говоря, конкретный характер социологического исследования обусловлены поставленной целью, выдвинутыми задачами, гипотезами. Именно в соответствии с ними, а также и в зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности задач различают четыре типа социологического исследования: разведывательное, описательный, аналитико-экспериментальный, повторно-сравнительный Основной предпосылкой для выбора плана (стратегии) является состояние наших знаний к моменту сбора информации и возможность разработки гипотез.

 

Разведывательный тип - наиболее простой тип конкретно-социологического анализа, основанный на упрощенной программе. Разведывательное исследование применяют в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований. Потребность в нем возникает особенно в тех случаях, когда предмет исследования относят к числу мало или вообще не изученных проблем. Цель такого типа исследования - получение дополнительной информации, выявление проблем, выдвижение гипотез с последующим уточнением, корректировка задач, инструментария, и др.. Как правило, в разведывательном исследовании используется любой один из наиболее доступных методов сбора информации, позволяющей осуществить его в короткие сроки (например, анкетный опрос).

 

Описательный тип исследования - более сложный тип конкретно-социологического анализа. По своим целью и задачами он обуславливает получение эмпирических данных, которые дают относительно целостное представление о данном явлении и его структурные компоненты и применяют тогда, когда знания объекта достаточно для выдвижения "оптовых" гипотез. Цель такого типа исследования - строгий описание качественно-количественных особенностей, процесса, явления.

 

Аналитико-экспериментальный - наиболее значительный и углубленный вариант социологического анализа, применяемого при условии достаточно высоких знаний, что позволяет выдвигать объяснительные предположения. Его цель - не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, лежащих в его основе, и исследования функциональных взаимосвязей. Подготовка такого типа исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Поэтому нередко с помощью разведывательного и описательного исследования собираются данные, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах данного изучаемого объекта.

 

Повторно-сравнительный тип исследования внедряется для выявления тенденций, закономерностей изучаемого явления и применяется для сопоставления данных в определенном временном интервале. Одним из самых распространенных разновидностей данного типа исследований являются панельные исследования.

 

б) Выборочный метод в социологическом исследовании

 

Определение объекта исследования не решает вопрос о количественных и качественных характеристиках той совокупности единиц наблюдения, которые должны быть охвачены этим исследованием. Это уже - процедура выбора параметров и структуры исследуемого объекта. Большинство социологических исследований имеет выборочный характер. Это означает, что согласно достаточно строгим правилам отбирается и определенное количество людей, отражающий структуру изучаемого объекта из основных социально-демографических и других признаков. Языке социологов эта процедура называется выборка. В большинстве иностранных языков выборка определяется словом "проба". Она служит одним из наиболее экономных средств для проверки предположений о свойствах предметов или явлений. Так, например, чтобы сделать вывод о вкусе винограда с любого куста, достаточно попробовать несколько ягод. Эта достаточность определена нашей уверенностью, что качественные (вкус, цвет, форма) характеристики ягод, собранных с одного куста, будут тождественными. Поэтому отбор элементов, которые необходимо исследовать, осуществляется благодаря тесно связанным с объектом признакам.

 

Выборка (выборочная совокупность) - это и совокупность лиц, которых необходимо допросить, и которых можно характеризовать как типовых, тождественных с качественным составом населения. Для проведения социологического исследования необходимо выяснить количественные и качественные характеристики выборочной совокупности. Существуют требования репрезентативности выборки, т.е. ответственности, правильности, адекватности. Это означает, что по определенным параметрам состав исследовательских единиц должно быть как можно приближенным к ответственным пропорций в генеральной совокупности (общей совокупности людей, на них сосредоточено внимание). При этом статистика произвела совокупность правил для определения размера выборки. От правильности ее осуществления существенно зависит качество и достоверность социологической информации.

 

В социологической практике применяют немало видов и методов выборки. Одни можно отнести к вероятных (случайных), другие - к целенаправленным выборок.

 

В основу простой случайной (вероятной) выборки возложена однообразная процедура случайного отбора единиц анализа до нужного количества с соблюдением их пропорциональности в генеральной совокупности. Социолог будет перебирать (случайно отбирать) единицы наблюдения, пока не будет получена заданное количество респондентов, пропорционально генеральной совокупности (если это требуется).

 

Метод шаговой (механической) выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов (каждый 5-й, или 10-й, или 100-й).

 

Достаточно удобным и точным является метод серийной выборки, при котором число респондентов, отбираются из каждой однородной серии людей (относительно заданного параметра) генеральной совокупности, пропорционально общей численности в ней. (Так, например, с определенной аудитории слушателей из 1000 чел., Среди которых 500 - школьников, 300 - учащихся техникумов и училищ, 200 - студентов, нужно опросить 100 человек. Поэтому с каждой категории (серии) людей пропорционально отберем соответствии заданное количество: 50/30/20 = 100.

 

Метод гнездовой выборки приводит отбор как единицы исследования не отдельных людей, а группы или коллективы с последующим сплошным их опросом. Как отобраны для исследования могут выступать группы студентов, производственные коллективы, другие группировки, которые с точки зрения социологического изучения, представляют собой целостный объект.

 

Наряду с этим методом, социологических исследованиях применяют также целенаправленные выборки, для которых не характерны правила теории вероятности (стихийная выборка, выборка основного массива, квотная выборка). Так, метод стихийной выборки применяют при почтовом опросе читателей журнала и газеты, когда нельзя заранее предсказать структуру массива (совокупности) респондентов. Вот почему выводы исследования, как правило, распространяются только на опрашиваемого совокупность. Метод основного массива наиболее удобно применять в разведывательных исследованиях для зондирования определенного вопрос, который интересует (опрос определенной целевой аудитории).

 

Наиболее точным и широко применяемым, в частности при изучении общественного мнения, является метод квотной выборки. Его применяют тогда, когда до начала исследования имеются в наличии статистические данные о контрольных (основные) признаки элементов генеральной совокупности. При квотной выборке респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Все данные о той или иной признак выступают в качестве квоты, а их отдельное числовое значение - как параметры квоты.

 

Важнейшие вопросы выборки - определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее репрезентативности (соответствия). С одной стороны, величина выборочной совокупности должна быть "статистически значимой", т.е. достаточно большой, чтобы получить достоверную информацию. С другой стороны, она должна быть "экономной", рациональной. Поэтому слияние этих двух параметров определяет оптимальность в количестве опрашиваемых. Математические и статистические методики вывели численность формул и критериев, которые определяют и определяют необходимое количество выборочной совокупности. Численность или объем выборки зависит прежде всего от:

 

? уровня однородности или разнородности изучаемых объектов (насколько разнородная или однородная исследуемая общность);

 

? степени мелкости группировки анализа (насколько интенсивным и детальным будет анализ);

 

? целенаправленного уровня надежности выводов (чем конкретными являются выводы, тем более тщательный анализ, и тем более элементов надо исследовать).

 

Кроме того, согласно статистическим закономерностями, критериям (незначительными) оптимальности объема выборки выступают и дисперсия (коэффициент рассеяния контрольных признаков), и различного типа погрешности.

 

Составление программы - необходимое условие успеха всей работы. Программа выполняет множество функций и имеет ряд общих требований к ее оптимальности и идеальности. Первое требование - необходимость программы. Беспрограммный исследования напоминает поиск методов путем проб и ошибок. Второе требование - експлицитнисть программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования, и достаточно четко сформулированы. Логическая последовательность всех элементов программы - третье требование. Четвертое требование - гибкость программы, подчеркивает связанность всех ее элементов в динамике развития процессов исследования.