Природа и виды социальной стратификации

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную взаимосвязь между несколькими фундаментальными понятиями социологии, социальная структура, социальный состав, социальная дифференциация, социальная стратификация. Основными элементами всех этих "подсистем" индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), и все они взаимосвязаны функционально. Центральной темой социологии является социальная стратификация, теория которой (система теорий), как более производительная, противостоит марксистской "классовой" теории в современной западной (а равноценно современной отечественной) социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

 

Долгое время в отечественной социологии доминировала марксистская классовая теория (модель) общества, согласно которой центральными фигурами общественных отношений выступали классы, а доминантой общественных изменений выступала борьба между ними - классовая борьба. Но основатели теории социальной стратификации (М. Вебер, Т. Парсонс) показали, что понятие класса может быть применено для анализа социальной структуры прошлых обществ, а не современного, поскольку основной критерий классов (отношение к собственности) размывается такими категориями (слоями), как наемные менеджеры, держатели акций и подобные предприниматели. Именно во второй половине XX в. так называемый средний класс (как аморфный слой между богатыми и бедными) начал существенно расти по численности и сильно дифференцироваться по многим группам ("белые воротнички", представители свободных профессий). Поэтому понятие "класс" заменено понятием "страта" - слой. В разработке теории стратификации немалую роль сыграли именно американские ученые, потому что именно в этом обществе проявились признаки смягчения классовых различий, удельный вес социальных вознаграждений, личных достоинств (это видно из истории Америки).

 

В современной западной социологии социальная стратификация понимается как сосредоточение людей в статусы и иерархии сверху вниз по нескольким основным критериям - критериям неравенства: неодинаков доход, доступ к власти, престиж профессий, уровень образования, доступ к потреблению общественных благ и т.п.. Именно на основе критерия неравенства можем разместить одни группы людей "выше" или "ниже" относительно других. Сам термин стратификация заимствован из геологии, где он означает рассредоточение пластов земли по вертикали. Социология отождествила строение общества со строением земли и разместила социальные группы (страты) также по вертикали. Но основой служит уровень богатства: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю. (В дальнейшем рассмотрим более подробно теорию социальной стратификации как современную, полную, основную, а пока - преамбула методологического характера.

 

Для начала следует разграничить, а также предоставить четкости понятием "класс" и "казнь", часто сопоставляются в научно-учебной литературе. А когда эти понятия различают, то сроком казнь называют группы внутри "классов", которые выделены по тем же основаниям, что и "классы". Анализируя методологические подходы некоторых специалистов в этой области (Р. Дарендорф, В. Хофман, И. Краус) о разграничении этих понятий, есть основания утверждать, что казни создают иерархическую шкалу, отличаясь друг от друга постепенными различиями (упорядоченность членов общества) на основе определенного критерия, имеют описательный характер и относятся к внешней формы социальной жизни. Тогда как "классы" детерминируются фундаментальными социальными отношениями труда и присвоения служат категорией анализа социального конфликта и его структурных корней. Определение класса означает признание антагонизма, противоположности интересов больших социальных групп. А определение казней означает признание определенных различий между людьми по определенному признаку - различий, вызывающих размещения индивидов в обществе при перемещении их по определенным слоями-стратами.

Таким образом, основная идея теории заключается в том, что "смертная казнь" представляет собой общность людей, объединенных на определенных общих позициях или имеющих общее дело, которое утверждает эту общность в социальной структуре и противопоставляет другим социальной общности. Неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы вызывает своеобразное ранжирование людей, групп на "высших" и "низших". Отсюда - высокие статусы, позиции, и люди, которые их занимают, лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж рода занятий, а значит - должен быть более высоким их уровень образования. В основе теории стратификации лежит объединение людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным. Именно эти критерии исчерпывают круг социальных благ и каналов их доступа, к которым стремятся люди. А они всегда неодинаковы (неравные). Так возникает размещение социальных слоев по критерию неодинакового доступа к власти, богатства, престижа, образования.

 

При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу стратификации положить понятие "авторитет", которое наиболее точно характеризует отношение к власти и борьбы за нее между социальными группами. Исходя из этого, общество он распределяет на тех: кто правит и кем правят. В свою очередь правящий класс делится на управляющих собственников и управляющих несобственника (бюрократов-менеджеров).

 

Понятие "статус" приобретает в анализе стратификации ключевое значение, указывая на то, что в существовании страт большую роль играют факторы оценки: поведение в той или иной ситуации, отношение к чему-либо, установки, которые помогают ранжировать себя и окружающей среды.

 

Следует иметь в виду еще одно различие между классом и казнью. Обобщая, можно сказать, что классы выделяются по их отношению к средствам производства, способом доступа к различным благ. Казни же - по формам и объему потребляющих благ, за воспроизведением самого статусного положения. Статус определяет, что любой, кто претендует быть включенным в ту или иную казнь, должен отвечать определенным требованиям, характеристикам. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей разных слоев неодинаковый образ жизни, который отделяет членов данной общности от другой.