Этнические общности

Такого рода общности называют также кровнородственных или общностями, выделяемых на основе особой культуры. К ним относят: племена, народности, нации. Во всяком случае, при изучении этнических общественных структур, явлений, процессов, центральной базой является категория "этнос", что от греческого происхождения означает: стая, группа, рой, племя, народ.

 

Существует много подходов, концепций относительно трактовки и определения ключевого понятия "этнос". Одни ученые (например, американский социолог JI. Уорнер) допускают применение этнического термина к каждому человеку, который сам себя считает (или считается) членом группы, имеющей определенную культуру и участвует в деятельности группы. По мнению других ученых (немецкий этнолог В. Мюльман), "этнос" понимается как соответствующая единство и самосознание. Под этим понимают и совокупность людей, коллективно и бессознательно приписывают себе определенные ценностные характеристики (М. Мажет, французский этнолог).

 

Рассматривая категорию «этнос» как основную единицу этнической классификации человечества, в широком смысле ее отождествляют с понятием "народ", "национальность" - как особую форму коллективного существования людей.

 

Главным этническим определителем нужно считать этническое самосознание, которое рассматривается как осознание членами каждого этноса своей принадлежности к определенной этнической общности, основанной на общности языка, культуры, исторической судьбы, признании особых черт.

 

В отличие от расы, как продукта биологического развития, социальные общности представляли собой результат социального взаимодействия (общения, верования, обычаи, ритуалы), которые объединяли людей.

 

Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, где началом была семья я. Более обширным слиянием был род - исторически первые социальные общности людей, природные кровнородственных объединения. Роды объединялись в определенные племена, связаны не только кровным родством, но и верой. Объединение кланов составляло племя. Племена - более высокая форма организации, в процессе культурного развития объединялись в народности, а те - на высших стадиях развития экономических, политических и иных связей - превращались в нации. Рассмотрим лишь основные общности.

 

"Народ" - термин многозначен. Языке политических наук "народом" называют трудящиеся слои, классы города и села. Языке социальных наук - это общности, в этнической иерархии стоят между нацией и племенем. Они устойчивым образом связаны с территорией, имеют свой язык, культуру, систему властей, политический строй. Народ - это культурно-историческая общность людей. Этот срок может быть синонимом коренного этноса страны или синонимом распространенного по миру этноса. В обществоведческой литературе немало путаницы в отношении этой категории, поэтому ее не всегда корректно используют (применяют) как на этнологическом, так и на политическом уровне. Фактически народ - это все население определенной страны или государства.

 

"Нация" рассматривается как этническая и политическая категории. Нация - это и своеобразный степень развития культуры. Это - устойчивая общность людей, исторически возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нации возникали в период зарождения капитализма, когда формировались политические организации, внутренний рынок, культура, хозяйственный уклад. Они многочисленнее за народности. На основе единой территории, языка, культуры и экономики сформовувався единый национальный характер и психологические особенности.

Хотя по своей специфике термин "нация", как этнос, означает "народ", в современном этнологическом потребления их все же следует различать. То, что у нас называют нацией, - фактически воспроизводит этническую специфику. В широком смысле, нация - это этнос, сообщество, сложившейся на основе этнических племенных ценностей, которым свойственен природный биологический характер.

 

Существуют также многонациональные государства, создавая характерный национальный тип, например США, где нация идентифицируется с государством. Однако не всегда государство может быть признаком нации. В современном мире практически не существует этнически гомогенных (однородных) стран. Социологи подсчитали, что только несколько стран (около 7%) условно можно отнести к этнически гомогенных, где вся основная этническая общность составляет почти сто процентов населения. В почти 25 странах основная этническая общность достигает 90% всех жителей, еще в 25 странах она составляет 75-90%, более чем в тридцати странах - от 50 до 70%, в около сорока странах - менее половины населения. В отдельных случаях количество этнических групп в одной стране превышает даже сто.

 

Такого рода разнообразие этнического состава населения является результатом действия различного рода факторов, в частности миграций больших масс людей, которые происходили во все периоды истории, вызвавших масштабное и быстрое смешивание представителей разных народов, формировали многочисленные этнические сообщества в пределах конкретной страны.

 

Украина относится к многонациональных стран. По данным переписи населения 1989 г., на ее территории проживает более 127 этносов, в частности:

 

- Украинский (37,4 млн чел.)

 

- Русские (11,4 млн чел.)

 

- Другие этнические группы, которые насчитывают от 300 тыс. и более (более 1млн чел.): Евреи, поляки, белорусы, болгары, молдаване, венгры, румыны, цыгане, татары и др..

 

Термин "национальность", как неотъемлемый "атрибут", употребляется также в двух значениях:

 

- Как принадлежность к определенной нации;

 

- Как общность людей, которые создали свою собственную особую культуру, но не имеют за собой независимого политического статуса бытия (не достигших степени сформированности нации "). Значение нации основывается на том, что:

 

? это устойчивая форма общности;

 

? она создает устойчивый культурный следствие;

 

? формирует чувство идентификации личности с общностями (т.е. принадлежность к нации - это наличие языка, связь с родной землей, место в истории - основа самовыражения лиц);

 

? создает прочное чувство солидарности между членами и антагонизм по чужих.

 

Эти черты, в свою очередь, приводят к возникновению общественных движений и крайних идеологий. Среди них особое место занимает национализм. Под национализмом понимаем, как правило:

 

? систему политических идей;

 

? определенный комплекс установок;

 

? общественное движение.

 

Национализм выступает в разных формах: от патриотизма (готовность на жертвы ради собственной нации) и к крайней экстремистской формы. Основная идея национализма - это признание индивидуальных особенностей собственной нации как величайшей ценности, превышено подчеркивание собственной нации и "приписывание" ей особой исторической миссии (доверие нации). Здесь проявляется и склонность к мистицизму, мифологизации, нетерпимость к чужому нации, иногда граничит с расизмом.

 

Социологи предполагают, что с десятилетиями на смену нации может прийти, вероятно, форма сообщества, которая объединит еще большее количество людей и станет формой более высокой культуры. Первым признаком этого является совместное экономическое и финансовое поле большинстве европейских стран, "прозрачность" границ.