Личность как предмет анализа (потребности, интересы, ценности)

При изучении личности следует учесть, что человек сам по себе представляет систему со сложной структурой. Но социологию наиболее интересует общественное выявления природы человека как продукта общества, как чрезвычайно пластическую существо, способное к значительным социальным адаптаций и поколений.

 

Изучая личность, следует разделить понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность", которые часто отождествляются.

 

Человек - наиболее обобщенное понятие, которое характеризует принципиальную разницу (биологическое) между человеком и животным.

 

Индивид понимается как отдельный конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода.

 

Индивидуальность определяется как совокупность черт, свойств (природных, психических, социальных), которые отличают одного индивида от другого.

 

Понятие личность - разнообразна. Оно характеризует "сверхъестественную", социальную свойство человека. С одной стороны, этим определяется конкретный индивид как субъект деятельности, с другой - понимается социальное свойство индивида как совокупность социальных черт, характеристик, которые интегрировались в процессе общественного взаимодействия.

 

Социологию интересуют и внутренние детерминанты (факторы) социального поведения. К ним, прежде всего, относятся: потребности, интересы, ценности. Люди в своей жизнедеятельности стремятся обеспечить условия, средства существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей.

 

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем потребность в чем-то, но одновременно находимся в зависимости от этого чего-то. Именно поэтому считается, что потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что и составляет условие его существования. Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состояние равновесия.

 

Потребности - это те формы взаимодействия человека с миром (духовные или материальные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития ее биологической, психологической, социальной определенности, и которые в той или иной степени ощущаются, осознаются человеком. Потребности демонстрируют противоречия между необходимым и имеющимся. Это - потребность в чем-то, необходимость чего-то, что обеспечивает ее существования, сохранения. Это - подвижная сила человеческой активности, причина многих наших действий.

 

 

 

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог А. Маслоу. Последовательность и удовлетворения потребностей и их иерархию можно воспроизвести в такой схеме:

 

Каждая группа потребностей по-своему проявляются у человека, с разной силой и интенсивностью. Если естественные потребности (ниже) присущи всем людям в равной мере, то высшие (искусственные) - в неодинаковой. В целом, высокие потребности сильнее дифференцируют людей, различают одного от другого, чем ниже, естественные. Где начинаются высшие потребности, там, собственно говоря, начинается формирование личности. В результате возникает двунаправленный процесс: потребности управляют человеком, а она формирует их содержание. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.

 

Следующий элемент, который выявляет сущность природы личности и есть интерес. Интерес - это осознание потребностей личности. Это направленность действий индивида в зависимости от возможности удовлетворения той или иной потребности, одна из движущих сил поведения и деятельности человека. Вместе с потребностями интересы составляют основу ценности.

Ценность выступает как закреплено отношений (идеи, представления, переживания, установки) к элементам окружающего мира, которые определяют выбор средств и методов деятельности и их применения в социальной практике. Ценностями могут выступать предметы человеческих стремлений, устремлений, желаний, а также процессы, явления, идеи. Они проявляются в форме идеала (абстрактное представление), в элементах материальной и духовной культуры, социальных ценностях. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личных ценностей, что позволяет говорить о таком понятии, как шкала ценностей. Все это связывает духовную культуру общества с духовным миром человека. Ценности и потребности тесно взаимосвязаны. Это - две стороны единого целого. Если потребности - это побудительная сила, которая коренится внутри человека, то ценность определяет те объекты, которые удовлетворяют эту потребность. Социология выделяет, а также применяет несколько типов интересов личности:

 

? интерес-отношение;

 

? интерес-действие (как практический проявление интереса путем участия человека в определенном виде деятельности);

 

? интерес-установка (сформированное при длительной действия направлено отношения);