Основы общественной жизни (природные, экономические, культурные)

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, особенно в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ему жить и действовать в социальной среде , воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельности.

 

Индивид не имеет возможности выбирать, где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальную среду, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс "вхождения" в общественную жизнь принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т. п.) и приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоения и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит в течение всей жизни, поскольку варианты ролевого поведения бесконечны.

 

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализованих внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на определенные препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста он привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко урегулирована и детерминированный обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализации.

 

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это понятие понимается как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществе.

 

Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучения (овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение "правил жизни". Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающая.

 

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько "жизненных" циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характер.

 

Зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), устойчивая целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые, опираясь на собственный опыт, способны только оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис. 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в процессе социализации и в зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборот.

Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс приобретения определенных социальных качеств происходит по чьей-то посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей; институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, друзья, учителя и др.., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждения).

 

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением образа жизни и т.п.. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По этой теории формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной среды.

 

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

 

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (Десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы целом входят в структуру многогранного механизма социализации.

 

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного общества. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (Рис. 2. Факторы формирования общественных отношений).

 

Естественные. Начнем с того, что "общественная жизнь" - это комплекс явлений, возникающих из взаимодействия лиц и групп. "Общественность" проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждения, которые есть и у людей, на примере некоординированной объединений (тараканы) сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются более никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людей.

 

Начальными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это:

 

? прямая ходьба;

 

? руки, пальцы (до сегодняшнего дня универсальный инструмент человеческой деятельности);

 

? мозг;

 

? структура голоса, язык;

 

? зависимость детей от родителей, забота последних;

 

? пластичность потребностей, привычек, развитая адаптация;

 

? устойчивость и специфичность поведения (в частности, половой "), связи.

 

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

 

Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как "зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условий отражает размещения людей, расселения, состояние здоровья. (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический детерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия. (Пример: сравнение темперамента испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она изменяет, подчиняет, приспосабливает среду. Зависимость от географических условий ощущалась основном только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественной жизни.

 

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав типа населения (молодежь, пожилые люди). Все это влияет на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенически здоровое население является важным фактором социального развития.

 

Социальные теории, которые изучают проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой общественной жизни, но не являются определяющими.

 

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути творец - он приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудиться. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей, на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Сам процесс производства включает в себя:

 

? целенаправленную деятельность человека;

 

? предмет, который производится;

 

? орудия, которым руководствуется.

 

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействовали между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребления. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношения.

 

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - предлагали рабочую силу (физическая сила, умение, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение естественных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людей.

 

Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

 

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирования отдельной личности, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития общества, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность общества.

 

Схематично социализацию можно изобразить как систему "ребенок - семья - человек". Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, воспринимает и приобретает определенные черты, знаний и навыков.

 

Создание и ввод системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо тому подобное. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средствах.

 

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те "предметы" (материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержания внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценности создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как именно модифицируется система ценностей в различных ситуациях, это и признается "образцами" действий, поведения, которые установлены в рамках определенной культуры.

 

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, то есть: "как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях". Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые надо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих общностей.

 

Окончательно на формирование личности культура производит влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы организации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально-культурными образцами, определяющих устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует в соответствии с ними.

 

Социализация, установление ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентаций, установок).

 

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида. Интернальность в поведении человека выражается в трансформации внешних факторов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние влиятельные жизненные факторы как на доминанту. Экстернальность проявляется в объективации внешнего мира человека в его практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс.