Педагогические технологии преподавания информатики в школе

В 70-е годы появилась теория проблемного обучения. Активизация с помощью проблемного обучения - создание проблемных ситуаций и постановка познавательных задач.
Цель активизации: поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным ро-из условия операциям в случайном порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипно задач.
Проблемное и традиционное обучение отличаются по целям и причинам организации педагогического процесса. Цель традиционного обучения - это усвоение ре-зультатов научного познания, формирования соответствующих умений и навыков. Цель проблемного обучения - не только усвоение результатов, но и усвоение самого пути получения этих результатов, т.е. формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Проблемное преподавание - это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала и его закрепления путем постановки учащимся проблем и их решения.
Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникновение явления, процесса. Это побуждает человека искать новый способ объяснения
Типы проблемных ситуаций:
Ученики не знают способов решения, не могут ответить на вопросы (на по-чатки урока)
Учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях
Возникают противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Когда возникают противоречия миж практически достигнутыми результатами и от-сути у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Способы создания и решения проблемных ситуаций:
1) Спонукания учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов (вызы-кать поисковую деятельность).
2) Постановка новых учебных задач по объяснению явлений или поиск путей практического решения.
3) Побуждение к анализу фактов, выражающие противоречия между жизне-ными представлениями и научными понятиями об этих фактах.
4) Выдвижение гипотез, формулирование выводов и их опытная проверка
5) Организация межпредметных связей
6) Варьирование задачи (переформулирование вопроса).
II. Модульно-развивающее обучение.
Модуль - это самостоятельная целостная часть учебного процесса, харак-ризуеться завершенной совокупности учебных и воспитательных целей.
Этапы:
1) Установочно-мотивационный мини-модуль (постановка новых учебно-воспитательных шлей; мотивация, привлечение внимания учащихся к содержательного модуля, доказательность актуальности учебного материала, обсуждение предварительной самостоятельной работы учащихся и т.п.).
2) Содержательно-поисковый (развитие поисковой познавательной активности и са-мостийности учащихся, минимизация теоретического материала темы, актуализация опорных знаний и нахождение их связей с неизвестными знаниями; соз-ния оптимальных психолого-педагогических условий для продуктивного фун-кционування проблемных ситуаций, выдвижение гипотез, выбор оптимальных уровней решения учащимися проблемных задач и т.п.)
3) Адаптивно-преобразующий (с формирования умений, привычек и норм, при-ния знаний в нестандартных ситуациях. Основной психолого-педагогический смысл: дифференциация учебных задач, методов и форм учебной деятельно-сти для практического использования знаний; переноса знаний в новые условия деятельности ).
4) Контрольно-смысловой (выяснить уровень усвоения материала), (есть первичное осмысление учебного материала (развитие оценки и самооценки, кон-троля и самоконтроля, формирование поисково-смыслового поля). Основ-ной психолого-педагогический смысл: система задач для оценки уровней засво-усвоения и понимания учебного материала, оценки учащимися правильности понимания приобретенных знаний, стимулирования успехов учащихся в конкретной на-учебные деятельности)
5) Системно-обобщающий (является формирование целостной системы личностных знаний. Основной психолого-педагогический смысл: тестовое оценивание уровня овладения знаниями, нормами, ценностями, установление связей и зако-номирности между понятиями и явлениями)
6) Контрольно-рефлексивный (является развитие творческой рефлексии. Основной психолого педагогический смысл: итоговый контроль овладения знаниями, нормами, ценностями, взаимозависимость оценки учителя и самооценки ученика)
Первое - Технологическая (модульная) карта - это описание процесса обучения пок-роковой, поэтапной последовательности действий в графической форме с определением и использо-станням методов и форм. Эта карта не является календарным планом.
Вторым этапом работы учителя является разработка сценариев уроков. Подчеркнем главное: основными методами, которые используются на уроке является метод индивидуальной льно-деятельного подхода.
И третье, на что должен обратить внимание учитель, который пытается работать с данной технологии - это организация текущего, промежуточного и выходного контроля-контроля знаний и умений учащихся. Поскольку модульно-розвивалъна технология предусматривает постоянная обратная связь между субъектами учебного процесса, текущий и промежуточный контроль осуществляется почти после каждого учебного элемента. Но в отличие от традиционной системы контроля развивающее обучение пред-дусматривающая совсем другой характер оценки учебной деятельности. Чаще ис-ристовуеться мягкий контроль, само-и взаимоконтроль, сверка с образцом и др..
III. Метод курсовых проектов.
Учебный проект - словосочетание, которое нередко можно встретить в литературе, посвященной школьной информатике. Проекты достаточно широко исполь-ются при изучении различных тем и курсов информационных технологий Это связано с тем, что проекты являются эффективным и удобным для педагога средством организации про-процесса усвоения и использования учениками той или иной компьютерной технологии.
Использовать проекты в школьной информатике можно и нужно, если основной целью школьного курса выступает задача практического освоения компьютерных технологий.
Применение проектного наугад возможно не только в виде крупных комплексных проектов, но и во время освоения отдельных элементов компьютерных технологий. Например, изучать текстовый редактор Word можно так:
После краткого обсуждения основных элементов верстки текста (страница, абзац, символ, шрифт и др.). Ученик получает образец готового текста, который ему не-обходимо воспроизвести с помощью редактора Word. Школьник приступает к подго-товки документа, имея образец, но не зная в деталях, как это делать. При под-готовци документа у него возникают разного рода вопросы. Отвечая на них, ученику приходится самостоятельно усваивать те или иные приемы работы с ре-редакторов. Следующий шаг - сравнение образца с тем, что сделал ученик, и, если необходимо, корректировка. После подготовки первого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст.
Важно понимать разницу задач, стоящих перед учеником и педагогом, на этапах подготовки и выполнения проектного задания. Во-первых, у них разные цели. Для ученика важно получение готового продукта, а для педагога нужно, чтобы в ходе выполнения проектного задания ученик усвоил те или иные компьютерные средства или приемы работы. Поэтому для педагога проектное задание (или образец даст ученику) - это, по сути, набор средств, который должен усвоить ученик.
Этап контроля опять связан с различными задачами с точки зрения ученика и учителя. Для ученика важно проверить, достиг ли он результата, а для учителя - понять, усвоил ученик тот или иной способ, и проверить насколько правильно были составлены проектное задание.
Опыт использования проектного подхода показал, что он вполне приемлем при изучении большинства тем "пользовательского" раздела школьного курса ин-форматикы. Он позволяет:
организовать не изучение компьютерных технологий, а их усвоение в процессе практического использования компьютера;
прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;
реализовать самостоятельный выбор учеником удобного для него стиля изучения тем или приемов работы [22].
Курсовое проектирование в курсе информатики зачастую рассматриваемой как создание учебной курсовой программы с целью завершения изучения програм-мирования и курсе ОИОТ в целом. Курсовое проектировок используется по большей части, в классах с углубленным изучением информатики.
Курсовой проект предполагает выполнение самостоятельной творческой работы учащихся по созданию программы в течение всей четвертой четверти одиннадцатого класса. Этап курсовых проектов должен подвести итог всему обучению информатике в школе. В этот период актуализируются знания, полученные за весь курс ОИОТ. Отрабо-цьовуються практические навыки отладки и оптимизации приложений.
В процессе выполнения курсового проекта можно выделить несколько этапов:
Первый этап - подготовительный. Ни этом этапе осуществляется: подборка групп и выбор задачи. Оптимальная форма организации - с 1-2 учениками На этом этапе, должен осуществляться главный педагогический принцип: как можно полнее учесть интересы школьников, подобрать посильная задача, что способствует развитию личности. Разговор о курсовой проект желательно начать еще в начале уч-льного года, заранее нацеливая учащихся на серьезную работу. Кроме того, в шко-лярии будет достаточно времени, чтобы подобрать тему для своей работы. Необходимо иметь де-несколько готовых программ, разработанных учащимися школы в разные годы, для демон-страции образца.
Второй этап - формальная постановка задачи На этом этапе осуществляется определение типов и логических структур входных и выходных данных, устанавливается их логическая связь. Ученики составляют сценарий программы. Этап заканчивается школьной конференцией - своеобразной формой контроля - выступление учеников группы перед классом с рассказом о проекте. Такую конференцию организует учитель на уроке. Целью такого урока является ознакомление учащихся класса с разнообразием задач, решаемых с помощью ЭВМ. Кроме того, это и контроль за выполнением кур-совой работы.
Третий этап - алгоритмизация и программирование. Разрабатывается алгоритм, пи-шуться я налаживаются программы. Школьники используют все знания и умения, которые они получили на уроках программирования, впервые на практике сталкиваясь с особенностями программирования серьезных задач. Решая учебное за-задания, ученик иногда получает положительную оценку только за попытку решить его или верный ход решения. Здесь работа направлена ??на обязательный конечный ре-зультат.
Последний этап - составление отчета. В отчете ученики указывают тему, цель работы, описывающие задачи, обосновывают выбор метода, способ решения задачи, описывающие структуры данных. Этап заканчивается семинаром, где учащиеся демонстрируют результаты своей работы.