Непрерывный курс ОИОТ: профильная дифференциация в старших классах

Повышению эффективности обучения информатике способствует дифциация и индивидуализация обучения.
Индивидуализация обучения предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого из них отдельно.
Дифференциация означает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, с помощью которых делается попытка удовлетворить, с одной стороны, разносторонние интересы учащихся к информатике как к науке, развивается очень быстрыми то-то мпамы, а с другой - разнообразные потребности общества. Дифференциация выполняет две функции: служит рас ¬ тии индивидуальности учащихся, укреплению и дальнейшему развитию общества.
Рассмотрим два основных вида дифференциации обучения информатике.
Первый вид дифференциации выражается в том, что, учась в одном классе, по одним программам и учебникам, учащиеся могут усваивать материал на разных уровнях. Определяющим при этом является ре ¬ вень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимальных требований к усвоению содержания. На его основе форму ¬ ются более высокие уровни овладения материалом. В последнее время этот вид дифференциации стали называть уровневой дифференциацией.
Второй вид дифференциации - это дифференциация по содержанию. Она пред-ет обучение разных групп школьников по различным программам, которые отличаются глубиной изучения материала, объемом сведений и др.. Этот вид дифференциации иногда называют профильной диф ¬ циации. Разновидностью профильного на-обучения является углубленное изучение Информатики.
Организация уровневой дифференциации базируется на использовании различных методов, форм и средств обучения по учеников одного класса.
На уроках информатики можно использовать индивидуальную и игру ¬ Повуа ди-дифференцированных формы учебной деятельности. Индивидуальная ра ¬ бота школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму органе ¬ зации учебного процесса также целесообразно исполь-зовать на различных этапах урока, в частности - на этапах повторения и обобщения знаний из нескольких тем курса, а также на этапе контроля и оценки знаний. Рас-зняють такие виды групповой деятельности:
• кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общей задачи;
• индивидуализирован - каждый ученик выполняет ту часть задачи, к которой имеет наибольшую склонность;
• дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательных ¬ вальным мож-ливости учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учителем учитывают ются такие особенности учащихся:
• уровень усвоения необходимых знаний и умений;
• способности и интерес к изучению информатики;
• когнитивный стиль обучения.
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики может использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания, анкету-ния.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой диф-ренцийованих форм работы заключается в
1) распределении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способно ¬ стями)
2) разработке или подборе задач и программного обеспечения соответ ¬ ствии с обнару-ленных уровней знаний, интересов, способностей учащихся;
3) оценке деятельности учащихся.
Групповые формы работы целесообразно использовать на этапах повторения ¬ ние, обобщения и контроля знаний, закрепление умений по любой теме, разделу. Так, после изучения тем «Ветвление», «Повторение», «Графические операторы», «Подп-рограмы» учащимся может быть предложено такое итоговое задание:
Составить программу «рисование» улицы из объектов: дом, дерево, куст, ого-рожа.
Во время выполнения такой задачи может быть использована как ди-дифференцированных, так и индивидуализированная групповая деятельность учащихся. По желанию уч-нов формируются группы, состоящие из 4-5 человек.
На выполнение задания отводится от 3 до 4 учебных часов.
Профильная дифференциация
Особая роль отводится изучению и использованию информатики в на-учебных планах и программах школ (классов) с углубленным изучения ¬ нием предметов естественно-математического цикла. Опыт подобной ро ¬ боты получил развитие от школ с углубленным изучением математики и программирования. Важная особенность программ таких школ заключается в том, что повышенная подготовка учащихся по отдельным учебным предметам и видам деятельности служит не только расширению и по-углубления теоретической ¬ ческих знаний, умений и навыков школьников, но предусматривает и практическую подготовку, что усиливает профориентационную направленность обучения. Ин-форматика при этом усиливает прикладную, политехническую составляющую учебных программ.
Цель изучения курса информатики в старших классах прежде всего связана с необходимостью подготовки учащихся к дальнейшей практической деятельности. Ориентирую-ясь на перспективу, можно сформулировать эту цель более широко - подго-вка сегодняшних школьников к жизни в информационном обществе.
Отбор учащихся в школ (классов) с углубленным изучением информатики ¬ ки про-ется с учетом итоговых оценок за предыдущие классы, рекомендаций учи-телив информатики и на основе собеседований, на которых выясняются осознание выбо-ру, интерес к информатике, участие в кружках, факультативных занятиях, Олимпия-дах. Проведение любых экзаменов с целью отбора нецелесообразно.
Программа по информатике должна охватывать весь материал програм ¬ мы зага-льноосвитньои школы, сколько ее углубление за счет решения нестандарт-ных задач повышенной сложности, развития творческого и критического мышления. По одной из типологий профильных курсов выделяют два направления-фундаментальный и прикладной. Для фундаментальных курсов основ ¬ ной фу-фу выделяют формирование научного мировоззрения, а для прикладных - под-подготовку к практической деятельности.