Критерии оценки знаний и умений

Определение уровня знаний учащихся является особенно важным ввиду того, что учебная деятельность в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений и навыков, а сформировать ее компетенции.
Компетенция - общая способность, основанной на знаниях, опыте, ценностях, способностях, которые приобретены благодаря обучению. Итак, понятие компетентности не сводится только к знаниям и навыкам, а относится к сфере сложных умений и качеств личности.
Основными группами компетенций, которых требует современная жизнь, являются:
- Социальные, связанные с готовностью брать на себя ответственность, быть ак-тивным в принятии решений, в общественной жизни в регулировании конфликтов нена-Сильницкая путем, в функционировании и развитии демократических институтов су-спильства;
- Поликультурных, касающиеся понимания непохожести людей, взаимоуважения к их языка, религии, культуры и т.д.;
- Коммуникативные, предусматривающие освоение важным в работе и обще-льно жизни устным и письменным общением, овладения несколькими языками:
- Информационные, обусловленные возрастанием роли информации в современном сообществе и предусматривают овладение информационными технологиями, умением добывать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию;
- Саморазвития и самообразования, что связано с необходимостью и готовностью пос-янно учиться как в профессиональном отношении, так и в личной и общественной жизни;
- Компетенции, которые реализуются в стремлении и способности к рациональной про-производительных, творческой деятельности.
Компетенции является интегрированным результатом учебной деятельности учащихся формируются прежде всего на основе овладения содержанием общего среднего образования. Вы-явить уровень такого овладения призвано оценки.
Объектом оценивания учебных достижений учеников есть знания, умения и навы-ки, опыт творческой деятельности учащихся, опыт эмоционально-ценностного отношения к на-жающей действительности.
Основными функциями оценивания учебных достижений являются:
- Контролирующая, которая предусматривает определение уровня достижений отдельного ученика (класса, группы), выявление готовности к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и преподавать учебный материал;
- Учебная, что приводит такую ??организацию оценивания до-ний учащихся, когда его проведение способствует повторению, уточнению и систематически зации учебного материала, совершенствованию подготовки учащегося (класса, группы);
- Диагностико-корректирующая, которая помогает выяснять причины трудностей, возникающих у ученика во время обучения, выявлять пробелы в знаниях и умениях и ко-корректировать его деятельность, направленную на устранение недостатков;
- Стимулирующе-мотивационный, определяющий такую ??организацию оценки на-учебных достижений учащихся, если ее проведение стимулирует желание улучшить свои результаты, развивает ответственность и содействует состязательности учащихся, формирует мотивы учения:
- Воспитательная, которая предусматривает формирование умения ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, развитие качеств личности: трудолюбия, активности, аккуратности и других.
С целью обеспечения объективного оценивания уровня учебных достижений учеников вводится 12-ти балльная шкала, построенная по принципу учета осо-быстый достижений учащегося.
При определении учебных достижений учащихся анализу подлежат:
- Характеристики ответа ученика: элементарная, фрагментарная, неполная, полная, логическая, доказательная, обоснованная, творческая;
- Качество знаний, правильность, полнота, осмысленность, глубина, гибкость, действует-ность, системность, обобщенность, прочность;
- Степень сформированности общеучебных и предметных умений и навыков;
- Уровень овладения мыслительными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, делать выводы и т.п.;
- Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности;
- Опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы, формулировать гипотеза зи, решать проблемы);
- Самостоятельность оценочных суждений.
Указанные ориентиры положен в основу выделенных четырех уровней знаний учащихся: начального, среднего, достаточного, высокого.
В общедидактической плане уровне определяются такими характеристи-ками:
И уровень - начальный. Ответ ученика при воспроизведении учебного материала элементарная, фрагментарная, обусловлено нечеткими, разрозненными представлениями о предмете изучения, умение не сформированы, уровень самостоятельности учебной деятельности низок.
II уровень - средний. Знание неполные, поверхностные. Ученик воспроизводит основной учебный материал, но недостаточно осмысленно, не умеет самостоятельно анализировать, делать выводы. Способен решать задачи по образцу. Обладает элементар-ними умениями учебной деятельности.
III уровень - достаточный - характеризуется знаниями существенных признаков понятий, явлений. закономерностей, связей между ними. Ученик самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, обладает мыслительными операциями (анализом, абстрагуван-нием, обобщением и т.д.), умеет делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответ ученика полная, правильная, логичная, обоснованная, но без элементов собственных суждений. Он способен самостоятельно осуществлять основные виды учебной деятельности.
IV уровень - высокий - характеризуется глубокими, прочными, обобщенными, системными знаниями ученика по предмету, умениями применять знания творчески, его учебная деятельность имеет характер, обозначенная умением самостоятельными оценивать различные жизненные ситуации, явления, факты, выявлять и отстоя-юват личную позицию.
Тематическом оценке подлежат основные результаты изучения темы. которые определяются учителем на основе требований учебной программы и должны быть известны учащимся с самого начала ее изучения, служа ориентиром в процессе работы над темой.
Перед началом изучения очередной темы все ученики должны быть ознакомлены с продолжительностью изучения темы (количество уроков) количеством и тематикой обязательных работ и срокам их проведения; вопросами аттестации, если она проводится в устно-письменной форме, или ориентировочными задачами (задачами) и т.д. ; срок и форме проведения тематической аттестации; условиям оценки.
Если темой предусмотрено выполнение учащимися практических, лабораторных работ и других обязательных практических задач, то их выполнение является обязательным условием допуска учащихся к тематической аттестации.
Тематическая аттестация может проводиться в различных формах. Главным условием при их выборе учителем является обеспечение объективного оценивания до-достижений учащихся. Каждую оценку уровня достижений ученика учитель должен аргументировано мотивировать, доводить до сведения ученика и объявлять перед классом (группой).
В течение изучения значительных по объему тем разрешается проводить несколько промежуточных аттестаций. И наоборот, если на освоения материала темы предусмотрено, например, одну - две учебные часы, объединять их для проведения тематической аттестации.
Перед учащимися, которые не усвоили материал темы и получили баллы на начальном уровне, относится требование обязательного его доработки, им предоставляется для это-го нужна помощь, определяется срок повторной аттестации. Ученик имеет право на переаттестацию также для повышения аттестационного балла.
Итоговое оценивание осуществляется в конце семестра или учебного года. Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, за год - на основе семестровых оценок.