Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля. Функции проверки знаний

Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля. Функции проверки знаний, суть бегущей и итогового контроля.
Важным средством повышения уровня знаний учащихся является умелое управление процессом их усвоения.
Виды контроля:
1) Текущий
2) Тематический (к.р., зачеты)
3) Итоговый (полугодовые К.Р., летние К.Р., экзамены).
Методы контроля - это совокупность методов, позволяющих проверить уровень усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков.
Существуют следующие методы контроля:
1) Метод устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивиду-ального или фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он пока-зующую уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их пе-ред всем классом, вызывая для краткого ответа некоторое количество учеников. В школьном курсе ОИОТ учитель использует данный метод при актуализации опорных знаний, перед изучением нового материала.
2) Метод письменного контроля. В процессе обучения этот метод предполагает проведение письменных самостоятельных и контрольных работ, зачетов и других видов письменного контроля. Эти формы могут быть как кратковременными (15-20 мин.), Так и на весь урок. Целесообразно применять письменные контрольные ра-боты программированного типа: учитель составляет перечень вопросов и для каждого из них возможные варианты ответов, одни из которых более полные и точные, другие мес-тять некоторые неточности. Задача учащихся состоит в том, чтобы выбрать из ряда ответов правильный.
Данный метод можно применять на уроках безмашинного или мало ма-шинного курса информатики при проверке основных терминов и понятий изученного материала.
3) Метод компьютерного контроля. Трудности, которые испытывают учителя в процессе традиционных способов проверки усвоения знаний, частично или по-тивность можно избежать при применении компьютера, в частности мульти-медийных программ. (Мультимедиа - сочетание специальных аппаратных средств и программного обеспечения, которые позволяют на качественно новом уровне воспринимать, перерабатывать и представлять разнообразную информацию: текстовую, графическую, звуковую, анимационную и т.д.). содержание контроля (самостоятельная и контрольная работы, упражнения и вопросы) можно легко запрограммировать и осуществлять систематический контроль, сочетая проверку знаний учащихся с ликвидацией пробелов в их усвоении.
Преимущества мультимедийных контролирующих систем обусловлены техническими возможностями компьютера:
? Увеличение объема памяти, что позволяет значительно расширить и уризномани-тниты материал, который подлежит проверке, усовершенствовать его структуру;
? Скорость, обеспечивающий своевременную обработку информации, качественный диалог между учеником и компьютером
? Качество изображений, что соответствует эстетическим и гигиеническим нормам;
? Наличие звукового сопровождения, что способствует активизации еще одного канала восприятия через органы слуха.
Главные требования к контролирующего режима
1. Сообщение об ошибке в форме, не унижает достоинство ученика, имеет надавитися немедленно;
2. Объяснение причины допущенной ошибки должны предоставляться с уче-нием возраста ученика, уровня его подготовки;
3. На следует подкреплять поощрениями каждый правильный ответ;
4. Ученику следует предоставлять возможности сравнивать свой ответ с правильной ной.
Программы для контроля состоят по методике контрольных программу-ных упражнений. Ответы набираются цифрами или текстом. Машина обеспечивает высокую степень объективности контроля и отображает результат успешности, вра-ховуючы определены факторы, но имеет и недостаток: не может учесть психологических особенностей ученика. Не позволяет она проверить и логичность выполнения задания. В случае неудовлетворительных результатов, кроме уровня знаний, важно и то, какие темы не были усвоены и по каким причинам. Поэтому в данном случае были бы желательны рекомендации учителя - на что обратить внимание, какие темы доучить, чтобы результат, который был проставлен компьютером, не воспринимался как приговор, а был лишь Конста-тацию факта на данный момент и предусматривал дальнейшую работу.
Место и роль проверки зависят от цели урока, его типа, содержания учебного материала, цели проверки. Если это письменное или практическая контрольная работа, урок-зачет, экзамен, урок-тестирования и т.п., то контроль на них занимает главное место. На уроках изучения нового материала, семинарах, практических работах, уроках повторения, обобщения и систематизации ранее изученного материала, на комбинированном уроке контроль имеет подчиненное значение и проводится параллельно с познавательной деятельностью учащихся.
Контроль выполняет следующие функции:
1. Образовательную (учебную) - суть которой в том, что она полезна для всего класса. Слушая содержательный ответ товарища, ученики сверяют свои знания, задают вопросы. Образовательная ф-я отчетливо проявляется также в том, что ученик, который отвечает перед классом, повторяет пройденный материал, выполняет практические задания, закрепляя ЗУН, лучше осознает уч. материал.
2. Воспитательная - исходит из того, что ожидания проверки побуждает ученика регу-лярно готовить уроки. Кроме того, проверка и оценка знаний помогает-ют ученику самому оценить свои знания и способности.
3. Развивающую - в процессе обучения у учащихся развивается логическое мышление, в частности умения анализа и синтеза, сравнения и обобщения, речь, память, внимание.
4. Диагностическую - в процессе контроля выявляют успехи и недостатки в знаниях, устанавливают причины и пути их устранения, определяют меры, направленные на улучшение успеваемости.
5. Стимулирующая - одобрение успехов ученика способствует развитию у него побуждение-ных мотивов к обучению.
6. Оценочную - объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся, способствует лучшему обучению.
Управленческую - на основе контроля определяется состояние успеваемости учащихся, что позволяет предотвратить неуспеваемости или преодолеть ее. В этом случае учитель корректирует и свою собственную деятельность - изменяет методику преподавания, совершенствует учебную деятельность учащихся.