Системный функциональный анализ внутреннего состояния предприятия

Внутренний анализ предприятияБез полной и самой точной диагностики состояния внутреннего среды предприятия, определение его сильных и слабых сторон и разработка стратегии немыслимы.

Внутренняя среда предприятия - это подпись темы, элементы и факторы, которые определяют внутренний состояние, возможности и, в значительной степени эффективность деятельности предприятия, его сильные и слабые стороны.

Диагностика внутренней среды означает оценку состояния подсистем и элементов этой среды, их взаимодействие и системное влияние на уровень производства, его эффективность и конкурентоспособность предприятия, и выявления его сильных и слабых сторон.

Предприятие является сложной системой. Это означает, что оно как система является не просто суммой составляющих (подсистем и элементов), а их диалектической единством, т.е. взаимосвязанным и взаимообусловленным целым, что имеет в результате взаимодействия другие качества, чем его составляющие -
подсистемы и элементы.

Подсистема - это составляющая системы, что имеет свою специфику, и именно поэтому ее можно рассматривать как самостоятельную систему с составными элементами, которые ее образуют.

Элементы подсистемы, взаимодействуя с системой, другими подсистемами и между собой, выступают интегрированными факто- рамы, формирующих определенные благоприятные или неблагоприятные условия для внутренней среды и влияют на достижение миссии и целей предприятия. Следовательно, предприятие является системой, которая тоже состоит из подсистемы: производство, сбыт, финансы, маркетинг и др.

Подсистема производство, в свою очередь, включает элементы: мощность, оборудование, технологии, поставки, организация производства, качество, подразделения и т.д. Выделение в составе подсистем и элементов системы называют декомпозицией системы.

Декомпозиция системы зависит:
а) от типа системы (сельскохозяйственное предприятие, перерабатывающее предприятие, сервисное предприятие и др.);
б) от цели диагностики (для формулирования миссии и целей предприятия, для оценки конкурентоспособности и т.д.);
в) от методики анализа и т.д.

Общие критерии декомпозиции подсистем:

o Существенное влияние на цели и конечные результаты системы;

o Отображение интегрированного влияния своих элементов;

o Связь с общесистемными характеристиками, которые имеют влияние на достижение целей с помощью всей системы;
o Необходимость создания подсистем по тем признакам, четко проявляют функциональная связь между подсистемами и системой в целом;
o Функции подсистемы реализуются только через взаимодействие с другими подсистемами и элементами.

Общие критерии декомпозиции элементов:
? Наличие структуротворчих свойств в подсистеме (например, элемент "мощность предприятия" является составной подсистемы "производство" и, в свою очередь, делится на элементы более низкого уровня мощности: основного производства, мощности и вспомогательного обслуживающих производств и т.п.);

? Наличие свойств, которые используются для характеристики подсистемы и является условием для зачисления элемента к подсистемы (например, для элемента мощность такими свойствами можно считать уровень и степень использования, недостачу или резервы мощности и т.п.);
? Подчинения их условиям функционирования подсистемы и изменение в процессе ее развития или в результате управленческого воздействия;

? Конкретная форма существования определяется целями системы и подсистемы, т.е. ее признаком является структурная автономность;

? Функция элемента реализуется исключительно через взаимодействие с другими элементами и подсистемами;

? Зависимость взаимодействия с другими элементами и подсистемами от степени упорядоченности взаимосвязей между ними.

Таким образом, чтобы диагностировать предприятие, необходимо провести анализ его внутреннего среды системно, с учетом не только состояния элементов и подсистем, но и выявлением их взаимосвязей и интегрированного влияния на возможности достижения стратегических целей. Результатом диагностики внутреннего состояния предприятия должны стать представление о его сильные и слабые стороны, его потенциал.

Сильные стороны является базой предприятия для конкурентной борьбы, для разработки и реализации стратегии. Их следует укреплять.

Слабых сторон же нужно решительно избавляться. Сильные и слабые стороны проявляют при сравнению с предприятиями- конкурентами. Понятно, что показана структура и диагностика внутренней среды является приблизительной и неполной. В каждом конкретном случае следует подходить индивидуально, учитывая специфику предприятия. Но общими подходами можно воспользоваться.