Общие понятия о среде предприятия

Стратегия предприятияКаждое предприятие функционирует в определенной среде. В рыночной экономике среду преимущественно и обеспечивает эффективность деятельности предприятия, даже, в значительной степени, детерминирует его существования. Именно поэтому разработка стратегии и начинается с диагностирования и прогнозирования развития среды предприятия, а результаты этого станут базой для формирования его миссии, целей, выбора стратегий.

Рассматривая структуру среды, обнаруживаем его элементы, то есть составляющие. Эти же элементы, с точки зрения влияния на предприятие, являются факторами. Среда предприятия разделяют на следующие группы элементов-факторов:

? внешнюю среду: макросреда; микросреда;

? внутреннее середовище.Макросередовище состоит из элементов-факторов непрямого действия, то есть они преимущественно прямо не связанные с конкретным предприятием, зато создают определенное благоприятную или неблагоприятную среду для его хозяйственно-коммерческой деятельности. При разработке стратегии следует учитывать влияние следующих

факторов макросреды:

а) состояния экономики страны;

б) инструментарно-правовых отношений;

в) эффективности государственного регулирования экономики;

г) уровня НТП;

д) уровня социального развития;

ж) состояния культуры, ценностных ориентаций в обществе;

с) действенности профсоюзов, партий и общественных организаций;

е) демографии;

к) природных условий, экологии;

л) международного состояния.

Макросреда состоит из элементов-факторов непрямого действия, то есть они преимущественно прямо не связанные с конкретным предприятием, зато создают определенное благоприятную или неблагоприятную среду для его хозяйственно-коммерческой деятельности.

г) чрезвычайных обстоятельств, которым не могли предотвратить руководители (форс-мажорных). Микросреда - это среду непосредственного влияния на предприятие, то есть это участники рынка, которые непосредственно контактируют с предприятием.

Факторы микросреды:

а) конкуренты и конкурентная среду в целом;

б) покупатели;

в) поставщики;

г) сбыт;

д) местные органы профсоюзов, партий, общественных организаций;

ж) местные органы власти и др.

Внутренняя среда - это элементы и факторы, которые определяют внутреннее состояние, сильные и слабые стороны и, главным образом, эффективность деятельности предприятия. Факторы внутренней среды предприятия:

а) его производственный потенциал;

б) кадрово-управленческий потенциал;

в) конкурентоспособность продукции и конкурентный потенциал;

г) организация маркетинга и сбыта;

д) финансовое состояние;

е) эффективность производства; есть) стратегия, миссия и цели;

ж) организационная структура и культура;

с) организация производства и труда;

к) мотивационные механизмы;

л) экологичность производства;

г) социальная эффективность;

н) имидж предприятия и т.д. Логика изучения среды предприятия следующая:

а) сначала определяют делают (перечень) факторов макро-, микро- и внутренней среды, влияющие на предприятие и будут оказывать влияние на него в стратегическом периоде;

б) затем получают эти факторы максимальную информации;

в) далее оценивают полученную информацию о каждом фактор влияния среды на предприятии и прогнозируют величину возможного влияния;

г) результатом оценки величины влияния каждого фактора на предприятие в стратегическом периоде является определение возможностей и угроз внешней среды и сильных и слабых сторон - внутреннего;

д) как результат получаем базу для стратегического анализа и определение альтернативных стратегий.

Поиск информации о факторах среды осуществляют преимущественно с помощью таких форм и методов:

? Сканирования среды (процесс сборки уже сформированной информации (статистические сборники, научные статьи и др.).

? Мониторинга среды (постоянное регулярное уборки текущей и новой информации).

? Прогнозирования среды (создание информации о будущее состояние предприятия). Методы сканирования и мониторинга:

а) наблюдения,

б) опрос (анкетирование) - метод Дельфи,

в) эксперимент. Методы прогнозирования:

а) экстраполяции (прогнозирование от остигнутого уровня);

б) мозгового штурма (совместного прогнозирование будущего группой экспертов);

в) статистически-математическое моделирование;

г) построение сценариев и другие методы.