Иерархия и этапы формирования стратегии предприятия

Этапы формирования предприятияИерархия стратегий
Стратегия предприятия имеет несколько уровней декомпонування, каждому из которых соответствует стратегия определенного ранга, то есть, стратегия предприятия имеет иерархическое строение. Иерархия стратегий означает ранжирование, Взаимосвязь и подчиненность различных стратегий, которые составляют стратегию предприятия.

В мультибизнесном предприятии (многопрофильном, диверсифицированном, что производит разнотипную продукцию) применяют четырехуровневую стратегию, в которую входят:
1. Корпоративная (общая) стратегия, которая одновременно является портфельной.
2. Конкурентные (деловые, коммерческие) стратегии.
3. Функциональные стратегии.
4. Операционные стратегии.
В однобизнесном предприятии (узкопрофильном, что производит однотипную продукцию) применяют трехуровневую стратегия, к которой входят:
1. Корпоративная стратегия, которая одновременно является конкурентным (деловой, коммерческой).
2. Функциональные стратегии.
3. Операционные стратегии. Корпоративная (общая, портфельная) стратегия занимает в иерархии самый высокий уровень. Она определяет общее направление деятельности предприятия, один из следующих: или стратегию рост, или стабилизации или сокращения.

Конкурентные (деловые, деловые стратегии) подчиняются корпоративной, указывают пути достижения выбранного ею направлении в каждой СОБ (стратегической единицы бизнеса) и представляют собой план завоевание сильных долгосрочных конкурентных позиций (преимуществ). Данные стратегии называют еще стратегиями бизнеса, или стратегиями конкурентоспособности.

Функциональные стратегии разрабатывают для каждого функционального направления деятельности: стратегия производства, маркетинга, финансовая стратегия, стратегия научно-исследовательских работ, стратегия управления персоналом и т.д. Функциональные стратегии конкретизируют, доказывают корпоративную и конкурентные стратегии к функциональных служб хозяйства. Одновременно функциональные подразделения заметно влияют на формирование корпоративной и конкурентных стратегий.

Операционные стратегии - это узкие стратегии для основных структурных подразделений предприятия, не являются самостоятельными: заводов, входящих в состав предприятия, цехов, бригад, отделов, дилеров и т.п. Это самый низкий уровень стратегии предприятия, с которым связаны стратегии, занимающих высшее уровень иерархии: корпоративная, конкурентные, функциональные.

Каждый из названных высших уровней образует стратегическое среда для низшего уровня и ограничивает его в чем. Этапы формирования стратегии предприятия Формирование стратегии предприятия является процессом, который проходит определенные этапы.

На первом этапе разработки стратегии предприятия осуществляют анализ среды, прогнозируют его будущий развитие, выявляют возможности и угрозы, сильные и слабые стороны оценивают конкурентоспособность и прогнозируют ее изменения.

На втором этапе или параллельно (на новосозданном предприятии - на первом) определяют миссию, цель и цели предприятия. На третьем этапе осуществляется стратегический анализ, который заключается в сравнении цели и целей по результатам анализа среды, выявлении и устранении разрывов между ними и, главное, в выработке альтернативных стратегий – вариантов стратегического развития.

На четвертом этапе моделируются вариативные сценарии развития событий (оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный) и исследуется влияние каждого на сформулированы альтернативные стратегии. Определяется конкурентоспособность предприятия в случае реализации той или иной стратегии по определенному сценарию. На пятом этапе осуществляется выбор наиболее приемлемой стратегии из альтернативных. На шестом - готовится окончательный вариант стратегического плана предприятия.

На седьмом этапе на базе стратегического плана разрабатываются тактические среднесрочные планы. Наконец, на восьмом этапе разрабатываются оперативные планы и проекты, и на этом процесс стратегического планирования завершается. Начинается процесс реализации стратегического плана, то есть процесс стратегического управления. Он предусматривает не только организацию реализации стратегии (9-й этап) но и ее практическую оценку, контроль за выполнением (10-й этап) и обратный.