Понятие "стратегия предприятия". Необходимость ее формирования

Стратегия предприятияСлово "стратегия" происходит от греческого strategia (стратос - войско, аго - веду), то есть по происхождению это военный термин. Там он означает военное искусство, изучающая закономерности и характер войны, теоретические основы планирования, подготовки и проведение крупных военных операций с заранее сформулированными стратегическими задачами.



Впервые термин "стратегия" позаимствовал у военных и использовал в экономике для определения одного из видов руководства любым коммерческим предприятием А.Чендлер-младший в 1962 году. Собственно, с того времени начался этап стратегического планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики. Термин "стратегия" используется сегодня во многих сферах общественной жизни. Относительно термина "стратегия предприятия (фирмы)", то здесь существует немало определений.
Ее понимают как:
* систему организационно-экономических мероприятий для достижения долгосрочных целей предприятия;
? обоснование перспективных ориентиров деятельности предприятия на основе оценки его потенциальных возможностей и прогнозирования развития внешнего среды;
? генеральное направление развития предприятия, который обеспечивает согласование его целей и возможностей и интересов всех субъектов;
? эффективную деловую концепцию достижения конкурентных преимуществ предприятием;
? совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия;

? план действий, определяющий приоритеты решения проблем и ресурсы для достижения основной цели. И. Ансофф под стратегией понимал один из нескольких наборов правил принятия решений относительно поведения фирмы в условиях неполноты информации о будущем развитии предприятия. По нашему мнению, лишь в комплексе все определения наиболее полно отражают суть понятия "стратегия предприятия". Глубинную суть этого понятия можно понять, ответив по крайней мере на четыре вопроса:

1. В котором финансово-экономическом состоянии и среде находится предприятие сейчас?
2. Какое состояние предприятия ожидают в перспективе: желаемый или реально возможен?
3. Какие альтернативные направления развития предприятия возможны с учетом его сильных и слабых сторон, угроз и возможностей среды)?
4. Какими методами и средствами можно реализовать выбранную
стратегию? Учета этого позволяет предложить следующее, наиболее полное определение стратегии предприятия.

Стратегия предприятия - это систематический план его потенциальной поведения в условиях неполноты информации о будущем развитии среды и предпринимательства, которая включает формирование миссии, долгосрочных целей, а также путей и правил принятие решений для наиболее эффективного использование стратегических ресурсов, сильных сторон и возможностей, устранение слабых сторон и защита от угроз внешней среды ради будущей доходности.

Именно при таких условиях необходимо рассматривать стратегический контекст в деятельности предприятия, которая осуществляется по двум направлениям:
а) текущая операционная деятельность, направлена на текущую доходность;
б) стратегическая деятельность, направленная на будущую доходность.

В условиях рынка, когда внешняя среда достаточно турбулентное, слабо предсказуемый и преимущественно не зависит от усилий предприятия, игнорирование им стратегического контекста деятельности может повлечь катастрофические последствия. Деятельность кадров по принципу "сегодня – на сегодня" без мер, которые сейчас не дадут отдачи, а обеспечат успех предприятия в будущем, явно ведет к банкротству.

В данном контексте, о необходимости разработки стратегии предприятия достаточно метко выразился один из авторов учение о стратегический менеджмент, американский ученый Игорь Ансофф. Он писал: "...компании, при отсутствии планируемой и управляемой стратегии, обречены на вымирание, за исключением разве что монополий и субсидируемых компаний.

В компаниях, которым удается выжить, стратегической поведением о крайней мере управляют". Не случайно "Стратегия предприятия" стала учебной дисциплиной. Необходимость данного курса вызвана неотложной потребностью в формировании специалиста, способного принимать оптимальные решения, связанные с будущим функционированием предприятия, постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями, обеспечить адаптацию предприятия к меняющегося внешнего среды путем формирования и реализации эффективных стратегий деятельности.

Особенно важным является привитие навыков стратегического мышление украинским студентам. Ведь среда, в которой действуют предприятия в Украине, характеризуется нестабильностью и непредсказуемостью. Украина стала на путь внедрение рыночных отношений. А любой рынок характеризуется слабой предсказуемостью условий роста и развития предприятия. На Украине в результате существенных просчеты в проведении реформ и в связи с тем, что рынок только зарождается, непредсказуемость среды до определенной степени даже пугающее. Поэтому экстрополяционное долгосрочное планирование (от достигнутого уровня) уже не может быть инструментом корректировки роста и развития предприятий. На смену приходит стратегическое планирование и стратегическое управление, то есть стратегический менеджмент.

Следовательно, специалист с экономики, который не владеет по крайней мере элементами стратегического планирования и управления, современном предприятию не подходит. Раньше или позже он вынужден будет понять стратегический контекст деятельности предприятия и подобрать формы и методы ее обеспечения. Целью учебного курса "Стратегия предприятия" является предоставление знаний о теоретические основы, инструментарий и методы разработки стратегии предприятия.

Задачи курса: усвоение общих теоретико-методологических основ разработки стратегии и выбора стратегических альтернатив; рассмотрение стратегического планирования в системе менеджмента, управления предприятием; ознакомление с современным состоянием и направлениями формирования и реализации стратегии деятельности предприятий; приобретение практических навыков формирование стратегии на всех ее этапах - изучение среды, определение роли, целей, стратегических альтернатив, выбор и реализация стратегий; приобретение навыков стратегического мышления.

Предметом дисциплины "Стратегия предприятия" является методология разработки стратегии предприятия, т.е. изучение методов и приемов формирования его миссии, цели и долгосрочных целей и выработки рациональных путей их достижения в условиях нестабильности среды и неполноты информации о его будущем развитии.