Эволюция систем планирования развития предприятия

Эволюция систем предприятияПланирование - это аналитическая работа над определением целей, которые предприятие должно достичь за определенный промежуток времени, и способов их достижения. Существуют различные виды планирования, составляющих систему.

Стратегическое планирование как один из важных видов планирование, появилось на определенном этапе процесса эволюционного развития этой системы.



Система планирования в этом процессе прошла ряд фаз (этапов), изменение которых была обусловлена изменением деятельности предприятий. Выделяют четыре такие фазы. И фаза - текущее планирование и бюджетирование – была начальным этапом, когда экономика развивалась более-менее стабильно.
Признаки:
а) контроль и управление "отклонениями" факта от "плана";
б) краткосрочность планов (до года);
в) внутренняя направленность, предприятие было закрытой системой;
г) направленность плана - на текущую доходность.
II фаза - екстраполяционное планирования (от достигнутого уровня) - возник в середине XX ст., когда отмечено высокие темпы развития товарных рынков, высокую предсказуемость событий на них.

Признаки: а) долгосрочное планирование, для которого появились уже условия;
б) планирование от достигнутого уровня к росту;
в) основа такого планирования - экстраполяционные прогнозы с учетом воздействия факторов в прошлом;
г) внешняя и внутренняя
Планирование - это аналитическая работа над определением целей, которые предприятие должно достичь за определенный промежуток времени. и способов их достижения. направленность, предприятие становится открытой системой;
д) направленность плана - как на текущий, так и на предстоящую доходность.

??? фаза - стратегическое планирование - возникло в конце 60-х годов XX в. в условиях мирового экономического нестабильности, когда предсказать, что будет с предприятием завтра, - трудно. В настоящее время производственная эра, эра массового насыщение товарами, завершилась. Удовлетворение основных потребностей потребителя в корне изменило структуру спроса. Потребитель стал более требовательным к качеству товара, условий продажу. Появляются новые отрасли, в частности с обслуживание. Внешняя среда постоянно менялось.
Признаки:
а) уход от представь, что будущее должно быть лучше прошлое;
б) концепция предприятия как "открытой системы" уже доминирует над внутренней направленности планов;
в) - долгосрочное планирование;
г) основной принцип планировка: идти от будущего к современному;
д) появление стратегического мышления: сосредоточенность на уменьшении угроз внешней среды и использования его возможностей;

ж) направленность - завоевание конкурентных преимуществ, получения прибылей в будущем.

?V фаза - стратегическое управление. С появлением стратегического
планирование заметным становится такой организационный феномен, как сопротивление стратегическим изменениям, поскольку они достаточно существенно влияют как на производство, так и на человеческие судьбы. И пришли к выводу о одинаковое внимание как стратегических, так и к текущих проблем. Но для их комплексного решения нужны различные административные структуры, поскольку проблемы разные, они конфликтуют между собой. Особенно остро встала проблема реализации стратегических планов. Этим собственно и вызвано появление новой фазы - фазы стратегического управления, которая рассматривает его и реализацию стратегических планов (стратегическое управление) как одно целое - это стратегический менеджмент.

Таким образом, становление предприятия как открытой системы обусловлено изменением условий хозяйствования в связи с усилением турбулентности внешней среды, повлекло появление стратегического планирования и стратегического управления.
Что же такое стратегическое планирование?
Составляющими системы стратегического планирования на предприятии являются:
а) миссия, главная цель и система долгосрочных целей;
б) стратегии (корпоративная, конкурентные, функциональные, операционные);
в) тактика;
г) политика;
д) кроме этого, сюда можно отнести программы, правила, процедуры.
Тактика - производная стратегии, конкретные средне- и краткосрочные планы по рациональному использованию ресурсов, с целью реализации стратегии.

Политика предприятия означает определение стратегии в открытой декларации, описании, провозглашение основных направлений деятельности предприятия. Игорь Ансофф рассматривает политику как провозглашенные возможные решения проблем в условиях риска и неопределенности, но только в определенных случаях. Речь идет о случаях, которые регулярно повторяются. А потому члены коллектива, зная политику в определенных сферах деятельности, немедленно и самостоятельно принимают решение без дополнительных решений сверху. Например, политикой могут быть: политика предприятия в области зарплаты – за высококвалифицированную и инициативную труд - самая высокая оплата; в сфере распределения доходов - капитализация до 70% дохода; в сфере инвестиций - поиск внутренних источников инвестирования и т.д. Правила и процедуры полностью, причем письменно, детализируют политику предприятия в различных сферах деятельности, для каждого функционального подразделения каждой категории работников, в условиях полной определенности следующих событий или даже в условиях незначительного риска. Это, например, правила внутреннего распорядка.

Программы состоят в условиях, когда известно, что некое событие состоится, ее последствия, как правило, известные и представляют собой распределение во времени последовательности действий с целью координации и направления выполнения работ. Примером может служить программа пусконаладочных работ и т.д.