Переходная экономика в Украине

Особенности переходной экономики.Переходная экономика

Девятого ноября 1989 произошло событие, которое справедливо считают одним из крупнейших событий прошлого века. В этот день были разрушены Берлинскую стену. Она разделяла на две части не только город Берлин, но и две мировые политические и экономические системы: демократическую и тоталитарную, рыночную и командно-административную. Падение стены знаменовало начало демократических перемен во многих странах. Первого декабря 1991 г. после общенационального референдума в Украине, на котором абсолютное большинство граждан подтвердила провозглашенный Верховной Радой Акт о государственной независимости Украины, перестала существовать самая тоталитарное государство - Советский Союз, в который входила Украина. Так были заложены условия для развития на территории бывшего социалистического лагеря переходной экономики. Переходная экономика - особое состояние экономической системы страны при переходе общества от одного исторического этапа к другому. Переломном периоду политических, законодательных и социальных изменений в обществе соответствует переходный период в экономике. Переходная экономика имеет определенные особенности, отличающие ее от постоянной экономики. Поэтому выделяют несколько свойственных для нее общих закономерностей.

Основные черты устойчивой экономики связаны с ее функционированием. А для переходной экономики они связаны с изменениями в ее развитии. Среди них такие:

• неустойчивость переходной экономики. Изменения в переходной экономике направлены на постепенное вытеснение элементов старой экономической системы, замену их на элементы качественно новой, рыночной экономики. Но замещения временно усиливает общую неустойчивость экономики.

• альтернативный характер переходной экономики. Последствия развития переходной экономики многовариантные. Очень трудно детально спрогнозировать, какой будет окончательно, например, экономика Украины после завершения переходного периода. Ведь в хозяйстве страны тесно переплетены различные формы собственности, способы ведения хозяйства и управления им. Противоречие экономических интересов различных экономических субъектов часто приводит к распространению таких негативных социально-экономических явлений и процессов, как силовые (а то и преступные) методы достижения экономического успеха, теневая экономика (неформальный сектор экономики), коррупция в органах власти и управления и т.д..

Противоречия в переходной экономике определяются борьбой нового со старым. Новые элементы, обеспечивающие рациональное хозяйствование, сначала имеющиеся в меньшинстве, однако они обязательно побеждают. Так, в начале переходного периода в 1991 г. в экономике Украины доля частных предприятий была незначительной. Сейчас же большинство продукции и услуг обеспечивают именно они.

Историчность. Характер переходной экономики существенно зависит от исторического периода и особенностей страны. Так, переходная экономика Китая значительно отличается от переходной экономики Украины или, скажем, Чехии. Переход от командной экономики к рыночной предусматривает осуществление многих важных шагов. Рассмотрим их.

• Создание законодательной системы для защиты имущественных прав и обеспечения механизмов эффективной хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.

• Освобождение экономики от чрезмерного государственного контроля предусматривает устранение административных ограничений, препятствующих действию рыночных сил, создание частных предприятий и обеспечения их функционирования. Эти меры называют еще дерегуляцией.

• Разгосударствление и приватизация означают переход права собственности на государственные предприятия или их части в частных и коллективных собственников путем продажи их активов через аукционы и другими законными методами (табл. 38). Новый владелец при правильно проведенной предприятием приватизации имеет мощные стимулы для улучшения его работы и получения прибыли.

• Либерализация экономики означает снятие ограничений на внешнеэкономическую деятельность, переход к свободному ценообразованию, ликвидации административных ограничений.

Переходная экономика Украины.

Сейчас экономика Украины является переходной от командно-административной к рыночной. За время, прошедшее от получения Украиной независимости, на пути формирования рыночной экономики достигнуты значительные результаты. Произошел перелом в реформировании отношений собственности. Сейчас негосударственный сектор создает 2 / 3 общего объема промышленной продукции, дает около 100% сельскохозяйственной продукции, обеспечивает почти весь объем строительных работ и услуг торговли.

Около 7 млн ??граждан Украины стали собственниками земельных паев. Это больше половины земельных угодий Украины. Вследствие реформирования создано 19 тыс. новых агрообьеднань или агрохозяйств рыночного типа.

Сделано ощутимые шаги в направлении либерализации хозяйственных связей. В основном сформирована рыночный механизм ценообразования, происходит сложный переход к мировым ценам, введен либеральный режим внешней торговли. Создано более 10 тыс. совместных предприятий с участием иностранного капитала; действует 2660000 субъектов малого предпринимательства, где занято 4305000 человек.

В экономике сформирован основы рыночной инфраструктуры. Происходит становление товарного, денежного, фондового и валютного рынков, рынка рабочей силы. Завершено формирование двухуровневой банковской системы.

Интенсивно формируется класс предпринимателей, который играет все более ощутимую роль во всех сферах общественной жизни. Постепенно приобретает социальной выразительности средний класс.

В 2000 г. после длительного экономического спада впервые была достигнута показателей роста украинской экономики. Валовой внутренний продукт увеличился на 5,8%, выросли объемы производства, повысились доходы граждан. В 2001-2002 pp. экономический рост продолжался (2001 г. - на 9,2%, 2002 г. - на 4,8%), а в январе-августе 2003 г. оно составило 5,3%. В общем двенадцатилетний путь со дня провозглашения независимости Украины можно было бы оценить так: Украина приближается к решающей стадии сложного этапа развития своей новейшей истории - до завершения переходного периода. Украинская экономика становится преимущественно рыночной. Однако экономическая ситуация в Украине все еще остается сложной.

Осуществление инвестиций в акции ведущих украинских компаний, имеющих высокий потенциал роста, дает значительно больший доход чем тот, которого можно достичь другими средствами.

Однако на сегодня цена акций ведущих предприятий Украины в несколько раз меньше цены акций подобных предприятий в странах Центральной Европы. Рост цен на украинские акции возможно через привлечение инвестиций, повышение технологического уровня и улучшения управления на отечественных предприятиях. Наиболее удачно осуществляют такую ??работу украинские инвестиционные компании и компании по управлению активами.

Одной из самых опытных в этой сфере является инвестиционная компания КИНТО, успешно работает на рынке ценных бумаг Украины с 1992 p., т.е. с момента его зарождения. Как финансовый посредник и инвестиционная учреждение, КИНТО осуществляет поиск инвесторов и экспертизу инвестиционных проектов для привлечения прямых инвестиций непосредственно в производство. Это проекты в области телекоммуникаций, пищевой промышленности и других видов деятельности. КИНТО предоставляла финансовые услуги многим предприятиям Украины, среди которых «Днепр-азот», «Подольский цемент», Ивано-Франковский арматурный завод, УТЕЛ, «Укрречфлот», а также клиентам с CULIA, Великобритании, Германии, других стран.

В 2003 г. в связи с изменением законодательства инвестиционная компания КИНТО была реорганизована в компанию по управлению активами. Уставный фонд компании КИНТО составляет сейчас 20 млн грн и является самым крупным среди подобных отечественных компаний. На сегодня в инвестиционном портфеле и в фондах под управлением КИНТО находятся акции более 100 предприятий различных отраслей экономики.

Выполняя функции по управлению активами, КИНТО опосредует связь инвестора и эмитента, продавца и покупателя ценных бумаг, способствует развитию инвестиционных процессов и фондового рынка в стране, и, наконец, повышению уровня жизни украинских граждан.

Проблемы переходной экономики Украины.

Бедность части населения, вынужденные простои предприятий, скрытое и открытое безработицы, значительный уровень коррупции и преступности - все это тоже часть реалий нашей современности.

Почему так?

В 1991 p., когда Украина обрела независимость, ситуация в ней была значительно сложнее, чем в начале реформ в Польше, Венгрии, других странах Центральной Европы, в России. Экономики Украины как единой целостной системы не существовало. Производственный потенциал, который располагался на территории Украины, был частью единого комплекса бывшего СССР. Он не был сориентирован на удовлетворение экономических и социальных потребностей украинского народа, обслуживал экономические, военные, политические и социальные нужды всего Советского Союза.

Экономика Украины была жестко централизованной, большинство пропорций производства, распределения и потребления планировались из Москвы. Специалистов, готовых к работе в условиях рыночной экономики, не было. К тому же, во второй половине 80-х годов на хозяйственных объектах Украины произошел ряд крупных техногенных аварий, крупнейшей из которых оказалась катастрофа в апреле 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия этой беды еще не один год оказывать негативное влияние на национальную экономику.

Объективные причины, осложняющие переход Украины к рынку, дополняются многочисленными субъективными. В правительственных программах перехода к рыночной экономике не отмечалось, какую рыночную систему Украины намерен создать. Ведь рыночное хозяйство, например, США отличается от хозяйств европейских стран или Японии.

За годы независимости не удалось сформировать дееспособный механизм экономического управления рыночными преобразованиями, несовершенным оказался процесс приватизации. Недостаточно внимания уделялось развитию малого и среднего бизнеса, фермерским хозяйствам.

Вместе с формированием рыночной экономики одной из важных задач правительства должна стать минимизация экономического спада. Ведь независимо от ситуации - переходной или стабильной - люди нуждаются в пище, одежде, обучение, лечение. К сожалению, в период 1991-1999 pp. основные макроэкономические показатели в Украине существенно уменьшились, валовой внутренний продукт, производство аграрной продукции и капитальные вложения сократились более чем вдвое, производство промышленной продукции - наполовину, реальные денежные доходы населения - в несколько раз. Одновременно резко увеличилась дифференциация доходов различных групп населения: появились очень бедные и очень богатые.

Развитие рыночных основ в Украине тормозится и тем, что во многих секторах экономики нет конкуренции. Свобода хозяйственной деятельности заметно сужена, существуют многочисленные регламентации. Поэтому предприятия и фирмы в Украине не способны достичь успехов, которых их иностранные конкуренты.

При этом государство не всегда защищает правопорядок, поэтому существует значительная правовая неопределенность, особенно для инвесторов. Реальные доходы большинства граждан остаются небольшими, что сужает внутренний рынок и не создает стимулов для развития предпринимательства. Такая ситуация требует продуманных действий по рыночной экономики и обеспечения экономического роста.

Экономическая стратегия Украины в переходный период.

Результаты экономического развития разных стран свидетельствуют: принципиальные положения экономической политики стран, которые находились в состоянии упадка и успешно преодолели его, были сходными, несмотря на определенные национальные и исторические различия.

Способность государства сформировать эффективную экономику зависит от того, насколько продуктивно используются национальные ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательский талант людей.

Производительность человеческих ресурсов измеряется доходами, которые получают работающие, а производительность капитала - доходом, который получают его владельцы. Именно доходы и являются движущей силой развития рыночной экономики. Поэтому экономическая стратегия нашего государства должна быть направлена ??на завершение формирования основ рыночной экономики, повышения прибыльности и снижения затратности украинской экономики.

Украинская экономика имеет свои приоритеты, вытекающие из особенностей экономического и научно-технического потенциала Украины. Это прежде всего развитие наукоемких производств на базе достижений отечественной науки и техники. Во многих перспективных направлениях науки и техники ученые Украины занимают в мире ведущее место. Прежде всего это касается фундаментальных наук, материаловедения, авиационной, ракетно-космической и военной техники, некоторых новейших информационных технологий.

Создание современной рыночной среды требует формирования у граждан Украины соответствующей системы ценностей: уважения к самим себе как граждан своего государства; уважения к свободе, независимости, законов, собственности, личности других людей, к высококвалифицированному труду как единственному источнику благосостояния. Во всех отраслях экономики надо создать условия для конкуренции. Нужно укрепить право собственности и ввести материальную ответственность участников рынка за последствия своих действий на основе закона о банкротстве.

Государству принадлежит заботиться об укреплении доверия к себе, последовательно проводить борьбу с коррупцией. Для этого необходима прозрачность в деятельности государственных учреждений и государственных служащих, утверждение строгого правопорядка.

Реформы в Украине должны сопровождаться социальными мерами, смягчать их негативные последствия. Недопустимые задержки с выплатой зарплаты и пенсий, социальных платежей. До экономических преобразований необходимо привлечь все политические и социальные силы, которые имеют своей целью становление сильной, процветающей, демократической Украины, которая обеспечит благосостояние и справедливую защиту своих граждан.

Украина не находится на перепутье между различными экономическими системами: командно-административная экономика уже изжила себя, а «третьего пути» не существует. Благосостояние граждан, здоровую окружающую среду, стабильность, высокий уровень занятости, социальные гарантии возможны только при условии создания современного социально ориентированного рыночного хозяйства.