Общество страны и ее экономическая система

Общество страны и ее экономическая система.Общество стран

Общество страны имеет четыре основные составляющие: политическую систему; экономическую систему; законодательную систему; общественную культуру как систему норм и ценностей общества.

Под политической системой понимают прежде всего систему управления государством.

Законодательная система - это правила и законы, регулирующие поведение людей, организаций и учреждений, а также определяют воплощение этих законов в жизнь и способы и методы решения проблем, возникающих при этом. Экономическая система - это способ управления экономикой страны и соответствующие учреждения, которые его осуществляют.

Общественная культура - это совокупность общепризнанных ценностей и норм поведения и общежития, которые являются общими для общества в целом, его социальных групп и граждан.

Политическая, экономическая и законодательная системы, а также общественная культура, как составляющие общества, взаимодействуют между собой, производя общее воздействие на уровень экономического благосостояния страны.

Политическую систему характеризуют прежде всего за ее идеологическим сосредоточением на определенной системе ценностей. Прежде: строится ли такая система для людей, беспокоится лишь сама о себе, а о людях - только на словах, в декларациях, манифестах, программах, когда декларируется коллективизм - забота якобы о всех, но фактически ни о ком частности. В такой системе государство так или иначе становится тоталитарной, государственный аппарат отделяется от народа и его реальных потребностей. Другие варианты политической системы страны признают главными ценностями свободу человека, производства, рынка и свободу предпринимательского интереса и деятельности. Давая каждому реальную свободу, такая система делает свободным всю страну. А поскольку никто сам себе не желает зла, то за умело сформулированных законов благосостояние каждого улучшается по мере его сил и возможностей. Такое общество называется демократическим, потому, заботясь о каждом конкретном человеке (индивида), оно затем работает на весь народ. Здесь есть и богатые, и бедные, но даже бедный здесь несравненно богаче среднестатистического члена тоталитарного общества.

Демократия и тоталитаризм олицетворяют противоположные полюса политического спектра. В системе представительной демократии граждане периодически избирают лиц, которые будут представлять их интересы в органах власти, а политические свободы гарантирует им конституция. При тоталитаризме политическую власть монопольно присваивает партия, группа или лицо, ограничивая основные политические свободы граждан.

Из предыдущих тем, а также из курса истории вы узнали о традиционном, аграрное, индустриальное и информационное общество. А только что упомянутые тоталитаризм или демократия являются формами правления в обществе, то есть касающиеся его политической системы.

Традиционном и аграрном обществам соответствует нерыночные-ва экономика. Индустриальном и современном, информационном, обществам - рыночная.

Никто не способен остановить историческое развитие общества от аграрного к индустриальному и далее - к информационному, следовательно, - от нерыночной экономики к рыночной. Одновременно в каждой стране реальная экономическая модель формируется под влиянием ее политической системы и особенностей хозяйствования.

В странах, где экономические интересы конкретных граждан доминируют над интересами системы, функционирует рыночная экономика. И наоборот, в странах, где якобы интересам придают приоритетное значение, противопоставляя их индивидуальным и не заботясь о каждом в частности, государство контролирует предприятия и жестко регулирует или совсем отстраняет от хозяйственной жизни личную инициативу людей. При таких условиях даже в сфере культуры человек не может полностью реализовать свои возможности. Современные ученые-экономисты называют четыре общих типа экономических систем: командно-административную, рыночную, смешанную и управляемую государством экономику. Первая из названных является нерыночной, а остальное - это типа рыночной экономики.

Командно-административная и рыночная экономика.
В условиях административной экономики товары и услуги, производимые в стране, их количество и цены планируют правительство страны и ее плановые учреждения.

Такая экономическая система была характерна для стран с коммунистической политической системы: бывшего СССР, стран Центральной и Восточной Европы (Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии), других стран бывшего социалистического лагеря.

Все предприятия в такой экономике является собственностью государства. Правительство, доводя до предприятий обязательные планы, командует такими предприятиями: приказывает, что, как и по какой цене выпускать, какие инвестиции и куда осуществлять, какую заработную плату платить, кому поставлять готовую продукцию, по какой цене и сколько.

На уровне государства в такой экономике планируются практически все пропорции производства, потребления и распределения благ и ресурсов - материальных, трудовых, денежных. Планирование является директивным, то есть обязательным для выполнения. «План - это закон», так считалось во времена Советского Союза. За невыполнение плана наказывали, за его перевыполнение награждали. Главная роль в командно-административной экономике отводилась государству, правительству, экономические структуры действовали по указанию только коммунистической партии.

После краха коммунистических режимов в Европе в конце 80-х годов и распада СССР в начале 90-х командная экономика оказалась не в историческом соревновании с рыночной экономикой.

Полярно противоположна командной экономической системе система свободного рынка - рыночная экономика. Она базируется на теории неограниченной экономической конкуренции при ограниченном вмешательстве государства в экономику. Хотя в современной смешанной и управляемой государством экономике, которые также относятся к рыночным, такое влияние приобретает все большее значение.

В целом рыночная экономика базируется на свободной конкуренции, частной собственности, свободе и стабильности.

Центральным механизмом рыночной системы является конкуренция - соперничество за лучшее хозяйствования. Решается это соревнование на рынке, где каждый предлагает свою продукцию или услуги. За это он хочет получить прибыль и получить дополнительную собственность или ее приумножить.

Задачей государства в условиях рыночной экономики является развитие конкуренции между частными производителями.

Конкуренция товаров, услуг, предпринимательских мероприятий тесно связана со свободой. В мире, построенном на принципах свободы, каждый сам отвечает за свои действия. Свобода гарантирует возможность зарабатывать деньги и увеличивать свою собственность.

Уверенность гражданина или фирмы в том, что полученное на рынке собственность можно сохранить, обеспечивает государство. Государство гарантирует и соблюдение надлежащего правопорядка в стране, в частности в экономической сфере, заботится о стабильности денег.

Смешанная экономика.

Наряду с командно-административной и чисто рыночной существуют варианты смешанной экономики: в некоторых секторах доминирует частная собственность и действуют механизмы свободного рынка, в других значительная часть принадлежит государству и действует система государственного планирования.

Системы смешанной экономики достаточно распространены в Западной Европе. К таким относится, например, экономика Франции, Италии и Швеции. Здесь правительство вмешивается в те сектора экономики, где считается, что частная собственность не способствует удовлетворению интересов общества.

Например, в Великобритании и Швеции введены, в основном, государственные системы здравоохранения, обеспечивающих бесплатное и равное медицинскую помощь всем гражданам, а частные - облагаются довольно высокими налогами.

В условиях смешанной экономики правительства имеют право переводить в государственную собственность неблагополучные фирмы, деятельность которых считается жизненно необходимым для национальных интересов.

Смешанной называется экономика, в которой государство играет важную роль в направлении инвестиционной деятельности частных предприятий с помощью так называемой промышленной политики, в регулировании бизнеса соответствии с национальными интересами.


Управляемая государством экономика.

В качестве примера чаще всего приводят экономику Японии и Республики Кореи. В условиях управляемой государством экономики, в отличие от смешанной, государство обычно не трансформирует частные предприятия в государственные. Она поддерживает частные предприятия и одновременно стимулирует направление инвестиций частных фирм в зависимости от цели своей промышленной политики.

Например, в начале 70-х годов Япония определила полупроводниковую отрасль как таковую, где присутствие японских фирм эффективная. Поэтому государство поддержало научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки своих компаний в области полупроводников и достигла значительных успехов.

Часто для того, чтобы заставить компании начать деятельность в определенной области, применяются прямой административное давление (например, отмена или увеличение государственных закупок в определенной фирмы). Для поддержки развития отраслей применяются также методы защиты от иностранной конкуренции: устанавливаются барьеры для импорта, льготы для отечественных производителей подобное.

Текст для дополнительного чтения

Щахта ИМ. А. Засядько - на пути от командно-административной к рыночной экономике.
В Украине есть предприятия, сумевшие, не ухудшая результатов своей деятельности, осуществить успешный переход от работы в условиях командно-административной к новой - рыночной - экономики. Среди них - шахта им. А. Засядько - одна из самых известных-домиших в нашей стране.

С 1959 г до конца 70-х годов шахта была традиционным предприятием командно-административной экономики со всеми типичными проблемами. Это невыполнение плана, высокая аварийность, плохое материально-техническое обеспечение, социальная напряженность в коллективе. Все начало меняться с 1979 г. - вскоре шахта стала передовой в угольной отрасли.

После провозглашения независимости Украины предыдущий опыт позволил предприятию быстро освоиться в новых экономических условиях. Работники предприятия справедливо видели в этом главную заслугу их руководителя - Ефима Звягильского. В 1992 г. коллектив принял решение взять у государства в аренду весь хозяйственный и социальный комплекс шахты: производственные помещения, подсобное хозяйство, дошкольные учреждения, пансионаты, все незавершенное строительство. Зато предприятие получило полную хозяйственную и финансовую самостоятельность.

За годы аренды коллектив шахты, используя собственные силы и средства, без дотаций и государственной поддержки полностью обновил техническую базу предприятия. В очистных забоях сейчас работает современная отечественная техника: механизированные комплексы добычи угля, проходные комбайны и мощные вентиляционные системы. В 2002 г. каждый семнадцатый тонна украинского угля добывалась на шахте им. А. Засядько.

Кроме добычи угля, предприятие осуществляет другие виды деятельности: строит жилые комплексы и магазины, реализует товары для населения. Успешно работает дочерняя агрофирма "Шахтер" - ее филиалы ежегодно производят около тысячи тонн зерна и овощей. В хозяйствах агрофирмы удерживают большое количество свиней, крупного рогатого скота, птицы, пчелосемей. Через собственную сеть магазинов в Донецке и других городах для населения по доступным ценам реализуется высокого качества мясо, молоко, мед, овощи и другие продукты.

Угольные шахты Украины - предприятия специфические по условиям эксплуатации - значительная глубина под землей, слабая освещенность, высокая влажность и загазованность, повышенные температуры. Все это требует усиленного внимания к безопасности труда и внедрения новых технологий в производство. Для этого при участии ученых на шахте разработана программа предварительной дегазации всей толщи пород месторождения через специальные скважины, испытывается новый способ извлечения метана с помощью газовых штреков. Добытый таким образом газ предлагается в дальнейшем использовать в качестве топлива для производства электроэнергии, получение тепла для производственных и бытовых нужд.

Такой комплексный подход к организации работ на угольном предприятии способствует повышению рентабельности производства и конкурентоспособности отечественного угля, а также становится одним из перспективных направлений решения «угольных» проблем Украины.