Социальная защита населения в рыночной экономике

Социальная защита населения в рыночной экономике.Социальная защита

Справедливость в сфере экономики - это соответствие экономических отношений тем представлениям, потребностям и интересам, которые доминируют в данном обществе относительно возможности пользования жизненно необходимыми благами. В разные времена считался справедливым распределение благ в зависимости от различных критериев: по статусу рождения, общественным положением, имущественным положением, количеством вложенного труда, количеством членов семьи и т.д..

Неравенство доходов характерно для всех экономических систем; именно она часто становилась причиной социальных потрясений, переворотов, революций, политических и экономических кризисов. Поэтому в современном мире государство активно регулирует не только экономику, но и тесно связанные с ней социальные процессы. В рыночной экономике социальная справедливость реализуется в основном через возможность каждому начать свой бизнес, перераспределение доходов между различными группами населения, предоставления социальных гарантий, создание одинаковых стартовых условий для всех слоев населения. Однако относительно равного распределения доходов является и отрицание. Основное из них заключается в том, что для достижения социальной справедливости государство должно изымать в виде налогов значительную часть доходов обеспеченных семей или отдельных високоопла-слыхано работников и передавать их малообеспеченным. Тем самым уменьшится стремление и тех, и тех к максимальному увеличению заработка, а значит, послаблюватимуться стимулы к росту производительности труда и повышения экономической эффективности. 

Экономическая эффективность предусматривает применение таких способов хозяйствования, которые обеспечивают наилучшие результаты от использования ресурсов.

Преодоление противоречия между потребностями социальной справедливости и экономической эффективности является важной проблемой и государственного регулирования экономики, и хозяйственной деятельности каждого предприятия.

Экономика большинства стран мира официально провозглашена правовым и социально ориентированной, т.е. направленной на обеспечение прав, свобод и равных возможностей всем своим гражданам.

Основы такой экономики заложены в Конституции Украины, которая признает человека, его здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность высочайшей социальной ценностью, гарантирует каждому гражданину Украины право на свободное развитие своей личности.

Суть социально ориентированной экономики заключается в перераспределении ресурсов и социальных благ в поддержку всеобщей занятости, решение социально-экономических проблем в интересах малообеспеченных и нетрудоспособных. Социальная политика государства заключается в соблюдении всех прав и свобод граждан, гарантированных Основным Законом Украины и Декларацией прав человека. Она направлена ??на достижение высокого жизненного уровня населения, его стабилизацию и недопущение массовой бедности. Забота о занятости населения, материальная поддержка безработных, подготовка и переподготовка трудовых ресурсов, развитие отраслей обслуживающей сферы - это задача социальной политики государства.

Сейчас во всех развитых странах мира действуют программы социальной поддержки малообеспеченных. При непосредственном участии государственных организаций эффективно функционируют также разветвленные системы социального страхования: пенсионного, медицинского и на случай безработицы. В конце 90-х годов XX в. доля расходов на социальные нужды в расходах центральных бюджетов составляла: в Японии - 45,2%, США - 55%, в большинстве западноевропейских стран - около 60% (во Франции - 72,6%, Австрии - 77,8%).

Конечно, возможности использования расходов бюджета на социальные нужды ограничиваются его доходами. Непропорциональный рост социальных расходов может привести избыточный рост налогов и повышение цен, породить бюджетный дефицит и инфляцию.

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является преодоление бедности. Бедность - одна из самых сложных политических и экономических проблем. Это экономическое положение части людей, которые не имеют минимальных средств к существованию. Бедность является причиной социальных конфликтов и многих других негативных социально-экономических процессов в обществе. Члены малообеспеченных семей могут стать жертвами преступности и насилия, у них меньше шансов получить образование и хорошую работу.

В 2001 г. Указом Президента Украины была утверждена Стратегия преодоления бедности в Украине. Для этого должны быть созданы экономико-правовые условия для увеличения доходов и роста экономической активности работоспособных граждан, усовершенствована система социальной защиты всех слоев населения, особенно наиболее уязвимых его групп. Основными задачами социальной политики является осуществление прямой помощи малообеспеченным через систему социального обеспечения, защита денежных доходов всего населения от инфляции, содействие занятости и улучшения благосостояния всех граждан. 

Одним из направлений социальной политики является трансферты - система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его хозяйственной деятельностью. Это адресная помощь тем, кто в ней наиболее нуждается: материальная помощь инвалидам, ветеранам войны и труда, субсидии малоимущим. Целью таких мер государства является гуманизация отношений в обществе, предотвращение преступности, поддержка внутреннего спроса.

До социальных выплат гражданам, установленных законами Украины, входят: пенсионное обеспечение мужчин от 60 лет, женщин - от 55 лет и лиц, выходящих на пенсию на льготных условиях (общее количество пенсионеров в Украине на 1 января 2003 г. составила 14500000 лиц); пенсионное обеспечение

Роль расходов бюджета в социальной политике государства.

Инвалидов (такие пенсии в Украине получают более 2 млн человек); льготы ветеранам войны, участникам боевых действий, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированным из зоны отселено-ния, некоторым категориям работников и служащих; стипендии студентам и аспирантам; выплаты малообеспеченным и многодетным 'ям государственные субсидии малоимущим для оплаты коммунальных услуг. 

Большое значение имеют государственные расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту и социальное обеспечение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

Особенности рынка труда в современной рыночной экономике.

Именно на рынке труда определяются стоимость трудовых ресурсов, условия труда, возможности профессионального роста и занятости. Как и на любом рынке, основными регулирующими факторами здесь являются спрос и предложение.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимыми физическими и трудовыми способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в национальном хозяйстве. Граждан, которые в течение определенного времени обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда и получают доходы в результате хозяйственной деятельности, называют экономически активным населением. Экономически активное население вместе с безработными, которые ищут работу, составляет трудовые ресурсы - рабочую силу страны. Количество экономически активного населения в Украине на 1 января 2003 г. составляла 22700000 человек, в частности 16200000 человек городского и 6,5 млн. сельского населения.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением своих потребностей, которая предусматривает получение дохода. На 1 января 2003 г. количество занятых во всех секторах хозяйства составляла 20400000 человек. Государство не только заинтересована, но и несет ответственность перед своими гражданами за реализацию политики занятости и создание условий для труда граждан во всех секторах хозяйства, независимо от форм собственности. Статья 43 Конституции Украины устанавливает: «Каждый имеет право на труд, зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается». 

Различают несколько видов занятости. Первичной называют занятость по основному месту работы. Вторичной занятостью называют работу по совместительству.

Полной является занятость, при которой человек работает в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели. Соответственно при неполной занятости эти условия не соблюдаются.

Нелегальная занятость - это та, что противоречит законодательству, в частности, Закону Украины «О труде».

Временная занятость связана с выполнением кратковременной работы (например, участие в предвыборной агитации, работа в детских лагерях отдыха во время отпуска и т.д.).

Сезонная занятость - связана с сезонностью производства. 

Самостоятельная занятость - индивидуальная и творческая трудовая деятельность (продажа газет, ремонт обуви, продажа сельскохозяйственных продуктов, труд художников, писателей). 

Нерегламентированная занятость - трудовая деятельность, осуществляемая без заключения трудового договора и основывается на взаимном доверии рабочего и работодателя. 

Все аспекты занятости населения в нашем государстве регламентируются Законом Украины «О занятости населения».

Безработица: его формы и причины.

Не всегда человек, обладающий профессиональными способностями и имеет желание работать, может получить. Многие страны мира сталкиваются с проблемой безработицы, когда предложение свободной рабочей силы превышает спрос на нее.

Безработным считается трудоспособный человек в работоспособном возрасте, которая по независящим от него причинам не имеет заработка за отсутствия работы. Статус безработного человек получает, зарегистрировавшись в государственной службе занятости.

Фрикционная безработица (от лат frictio - пристраиваться) является ситуативным. Добровольное увольнение с работы, переезд на новое место жительства и т.д. требуют времени для поисков работы. Такое безработицы называют фрикционной.

Сезонная безработица связана с временной (сезонной) отсутствием работы (например, у крестьян зимой).

Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса. Закрытие нерентабельных предприятий, уменьшение объема выпуска отдельных видов продукции сопровождается высвобождением большого количества трудоспособного населения.

Довольно часто достижения научно-технического прогресса отрицательно влияют на занятость некоторых профессиональных групп населения. Например, внедрение промышленных роботов для сборки автомобилей повлекло освобождение занятых, внедрение компьютеризированных систем бухгалтерских расчетов - сокращение численности бухгалтеров на крупных предприятиях. Так возник новый вид безработицы - технологическое, связанное с вытеснением живой рабочей силы под влиянием технологического развития.

С технологической безработицей около связано скрытая безработица. Оно наступает тогда, когда работа человека теряет актуальность, а предприятие, чтобы сохранить специалистов, может их обеспечить работой частично. Чтобы не потерять работу совсем, работники вынуждены соглашаться на это.

Циклическая безработица отражает состояние экономической ситуации в стране в период экономических кризисов, когда значительно снижается спрос на рабочую силу.

В Украине на начало 2003 г. насчитывалось 2,3 млн безработных: в городах - 1,9 млн человек, в сельской местности - 0,4 млн. В 2002 г. число безработных уменьшилось на 216 тыс. человек благодаря постепенному улучшению социально-экономической ситуации в Украине.

Существует несколько путей государственного регулирования уровня безработицы: содействие созданию новых рабочих мест; переподготовка безработных для овладения новой профессией; трудоустройства через службу занятости. Регулировкой безработицы в большинстве стран занимаются службы занятости и биржи труда. Это специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке труда.

В Украине также существует разветвленная сеть государственной службы занятости во всех областях, районах и городах страны. В ее представительствах предоставляют различные услуги безработным, помогают в поиске подходящей работы, организуют профессиональное обучение и профессиональную переподготовку. Для этой помощи, а также для других целей государственной службы занятости используются средства Государственного Фонда страхования на случай безработицы.

Помощь по безработице выплачивается в течение определенного времени в размере, который зависит от предыдущей заработной платы работника. Право гражданина на получение пособия по безработице гарантируется ст. 46 Конституции Украины и Законом Украины «О социальной защите населения».

Социальное партнерство на рынке труда.

Важную роль в социальной защите граждан играют профессиональные союзы - объединения работников определенных отраслей для совместных усилий в борьбе за социальные гарантии. Профсоюзы Украины действуют практически во всех отраслях хозяйства, их главная задача - сохранение рабочих мест, контроль за соблюдением правил безопасности и условий оплаты труда. Получение работниками гарантированных прав относительно работы и ее оплаты профсоюзы обеспечивают различными методами - вплоть до организации забастовок.

Социальная политика государства направлена ??на гармонизацию отношений между участниками экономической деятельности в форме социального партнерства, которое предусматривает заключение общественного договора между правительством, работодателями и профсоюзами как полноправными партнерами. При этом правительство гарантирует создание благоприятной экономической среды и соблюдение политики социальных выплат. Работодатели обязуются своевременно выплачивать заработную плату, индексировать ее, заботиться о технике безопасности. Наемные работники обязуются добросовестно и продуктивно работать.

Законодательство Украины устанавливает минимальный уровень заработной платы. Работники предприятий различных типов собственности обычно заключают коллективные договоры с собственниками, работодателями, в которых согласовывают такие условия, как оплата труда, продолжительность рабочего дня и отпусков, дополнительная плата за сверхурочную или вредную для здоровья работу, условия труда.