Основные источники доходов государства

Основные источники доходов государства.Доход государства

Налоги - это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Мы пользуемся общественными благами. Каждый из нас возлагается на государство, которое должно обеспечивать демократию, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг, охранять окружающую среду, защищать страну от внешней экспансии. Для выполнения своих функций государству нужны деньги, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Налоги мы называются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Доходы государства формируются также за счет различных видов выплат, сборов, отчислений.  Плата осуществляется за использование ресурсов, принадлежащих государству. Размер платы зависит от размера используемых ресурсов. Если государство теряет право собственности на них, то она теряет и эти доходы. 

Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Например, предприятия делают отчисления на дорожные работы, социальное страхование, в фонд занятости, в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Эти деньги должны использоваться строго по назначению.

В доходах бюджета выделяется также группа так называемых неналоговых платежей. Например, доходы от реализации конфискованного имущества, от приватизации государственного имущества, проценты за пользование временно свободными бюджетными средствами, поступление дивидендов от деятельности предприятий, образованных с участием государства.

Можно спорить о необходимости тех или иных видов. Именно с возникновением государства появилась необходимость платежей в казну ради финансового обеспечения выполнения государством его функций. Сначала такие взносы проводились в натуральной форме, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно получила распространение денежная форма налогообложения. 

Налоги занимают главное место в системе государственных доходов, составляют наибольшую часть доходов центральных бюджетов во всех странах мира. Не является исключением и наше государство.

Общественное назначение налогов проявляется через их функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция налогов заключается в привлечении средств, поступающих в распоряжение государства как централизованные финансовые ресурсы, используемые для выполнения государственных функций.

С усилением роли государства возрастает значение регулирующей функции налогов. Эта функция состоит в том, что налоги влияют на деятельность субъектов хозяйствования. С увеличением величины налогов экономическая активность субъектов предпринимательской деятельности определенным образом меняется. Использование налогов с регулировочной целью является достаточно сложным процессом и зависит от правильного решения многих вопросов, а также: установления размера ставок налогов, определение сроков уплаты налогов, предоставление налоговых льгот; применении штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Классификация налогов и система налогообложения.

Совокупность разных видов налогов составляет налоговую систему страны. Каждое государство формирует свою систему налогообложения с учетом опыта других стран, собственных национальных особенностей, состояния экономики, развития рыночных отношений, необходимости решения конкретных экономических и социальных задач.

Становление системы налогообложения в нашем государстве началось с принятием в 1991 г. Закона Украины «О системе налогообложения». В налоговой системе Украины выделяют общегосударственные, местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Общегосударственные налоги и сборы - это прямые налоги на прибыль, землю, недвижимое имущество, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно по плательщиков у источника налогообложения.

Налогообложения. Конечный результат деятельности предприятий как субъектов хозяйствования - полученный ими доход. С 1 января 2004 г. такой доход облагается по ставке 25%. Ставки налога на прибыль предприятий зависят от вида деятельности.

Платежи (налоги) за ресурсы. Для эффективного использования ресурсов субъектами хозяйствования государство может устанавливать соответствующие налоговые платежи.

К платежам за ресурсы, предусмотренных налоговым законодательством Украины для субъектов хозяйствования, относимые: плату за землю; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, сбор за специальное использование природных ресурсов (лесной налог, плата за воду, плата за полезные ископаемые), сбор за загрязнение окружающей природной среды.

Плате за землю введена для финансирования рационального использования и охраны земли, повышения плодородия почв, возмещения собственникам земли и землепользователям затрат на ведение хозяйства.

Налог с владельцев транспортных средств. Средства от взимания налога направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Косвенные налоги. В Украине применяются три вида косвенных налогов: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, ввозная (импортная) пошлина. Косвенные налоги входят в состав цен на товары и услуги. Следовательно плательщиками косвенных налогов являются покупатели товаров, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость (НДС) доминирует среди косвенных налогов. Объектами обложения этим налогом являются: продажа товаров на таможенной территории Украины; завоза товаров на таможенную территорию Украины; вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины. Ставка налогообложения, действующая на сегодня, составляет 20% оптовой или таможенной (при ввозе или вывозе товара) цены товара.

Ввозная пошлина является косвенным налогом, который взимается с товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу страны. Налог уплачивается при пересечении таможенной границы предприятием за счет своих оборотных средств. Реальными же плательщиками пошлины на импорт (ввозная пошлина) являются покупатели товаров, импортируемых, так как на его величину возрастает цена этих товаров.

Акцизный сбор - это тоже косвенный налог, который устанавливается на высокорентабельные и монопольные товары и включается в их цену. Плательщиками налога являются субъекты предпринимательской деятельности - производители или импортеры подакцизных товаров, а следовательно и те, кто покупает эти товары.

Сборы в Украине предусмотрены на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, а также рентные сборы, за загрязнение окружающей среды и др..

Сборы на формирование целевых государственных фондов. Закон Украины «О системе налогообложения» устанавливает участие субъектов в формировании централизованных государственных целевых фондов. Такое участие реализуется в виде обязательных сборов и взносов.

К местным налогам и сборам причисляют коммунальный налог и налог на рекламу, а также различные сборы за право использования местной символики, парковку автотранспорта, проезд по территории пограничных областей транспортом, который направляется за границу, выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, проведения местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей, сбор с владельцев собак, право на проведение кино-и телесъемок подобное.

Как влияют налоги на рыночное равновесие в экономике

Вопрос об уровнях и ставки налогообложения является актуальным во всех странах во все времена, для всех правительств. Около 100 лет назад налоговые платежи составляли менее 5% дохода среднего гражданина. Сегодня в некоторых странах этот показатель достигает 80%. Остается он высоким и в Украине.

Сторонники уменьшения налогов считают, что высокие налоги приводят к уменьшению размеров рынка, поскольку покупателям и производителям невыгодно быть его участниками.

В 1974 г. американский экономист Артур Лафер изложил свое видение зависимости ставок налога и налоговых поступлений. Отмечалось, что при росте размера налога поступления сначала растут, а впоследствии начинают сокращаться вследствие того, что уменьшается размер рынка, с него выбывают и продавцы, и покупатели. Так А. Лафер пришел к выводу о существовании оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.

Налоги должны фискальное, экономическое и социальное значение. Они обеспечивают органы государственной власти необходимыми средствами. Применение оптимальных ставок налогов и налоговых льгот призвано стимулировать развитие производства. С помощью налогов регулируются доходы разных социальных групп населения, например, освобождаются от налогообложения люди, которые живут за чертой бедности.

Налоговые поступления используются как средства воздействия на покупательную способность негосударственного сектора экономики. Так, повышение ставок налогообложения уменьшает чистый доход предприятий и домашних хозяйств, а следовательно, их возможности потребления и сбережения.

Уменьшение налогообложения положительно влияет на чистый доход домашних хозяйств и предприятий, который стимулирует спрос.

С позиции плательщика все равно, как называется тот или иной налог и куда он потом засчитывается. Так или иначе для него это все затраты, увеличивающие цену товаров и услуг и переводятся сначала на производителя, а затем на потребителя. Отмену или уменьшение тех платежей, относимых на себестоимость, повлечет увеличение прибыли, а следовательно, с одной стороны, расширение финансовых ресурсов производителя, а с другой - возможно уменьшение цены товаров и услуг.

Для государства также несущественно, как называется тот или иной налог, главное для нее - его полное и своевременное поступление. Отнесение налога до определенного централизованного фонда ограничивает государство только в использовании средств - в одних случаях они имеют целевое назначение, в других - нет.

Неважно, кто облагается, - покупатели или продавцы. Если налог платит покупатель - уменьшается совокупный спрос, кривая спроса смещается вниз на размер налога. Если налог платит продавец - сокращается совокупное предложение, кривая предложения смещается вверх. В результате продавцы и покупатели разделяют между собой налоговое бремя независимо от того, кто платит деньги в государственную «казну».

Налог вклинивается между ценой, которую платят покупатели, и ценой, которую получают продавцы. Это приводит к сокращению объема продаж. Таким образом, налогообложение изменяет поведение покупателей и продавцов, приводит к сокращению размера рынка ниже оптимального.

Налоги оказывают непосредственное влияние на экономические решения людей. Так, если правительство облагает налогом мороженое, его потребление уменьшается, а покупка, например, йогуртов растет. Если правительство облагает налогом площадь жилых домов, количество строительства уменьшается, некоторые переселяется в дома меньших размеров. Однако возрастают расходы на приобретение других потребительских товаров.

Реформа налоговой системы Украины, которая сейчас осуществляется, направленная на повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет уменьшения налоговой нагрузки, уменьшение ее «тенизации», рост реальных доходов граждан.

Как связаны налоги и справедливое распределение доходов в обществе

Этот вопрос беспокоит всех. Для его решения налоговые системы развитых стран основываются на нескольких главных принципах.

Принцип выгоды. Разные люди должны облагаться настолько, насколько они используют программы, финансируемые из налогов. Например, содержание автомобильных дорог финансируется из местных налогов и сборов. Соответственно налог на транспортные средства уплачивают те, кто пользуется автотранспортом, поступления направляются на развитие и эксплуатацию дорог.

И наоборот, национальная оборона, образование высшее, государственные социальные программы, экологическая безопасность, фундаментальные научные исследования должны финансироваться за счет налогов и платежей, которые платят все граждане.

Принцип платежеспособности. Размер налога должен соответствовать величине доходов и имущества плательщика. Налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов: те, кто получает большие доходы, должны платить и большие налоги.

Принцип справедливости. Те, кто имеет большие доходы и нуждается в большем количестве и высокого качества общественных благ, должны платить более высокие проценты из своих доходов.

Справедливость по горизонтали. Люди, которые имеют одинаковые доходы и в равной степени используют социальные программы, должны платить одинаковые налоги. В современном обществе трудно полностью придерживаться всех принципов налогообложения. Поэтому в большинстве стран современные налоговые системы - это балансирование между основными принципами и политическими целями правительства и парламента. Наконец, все налоги платят люди, которые так или иначе есть и производителями, и потребителями продуктов. Люди же и устанавливают налоги.