Что такое финансы и какие функции они выполняют

Что такое финансы и какие функции они выполняют.Финансы и их функции

Наверное, у большинства из вас есть собственные деньги. Как ими распорядиться: купить давно желанную вещь или отложить на выпускной вечер? Что сделать, если не хватит наличных средств: одолжить или заработать во время каникул? Все эти и многие другие вопросы касаются финансовой деятельности.

Термин «финансы» на латыни означает «доход», «платеж». В обыденном понимании он употребляется в значении имеющихся средств. Это могут быть денежные средства фирм, общественных объединений и учреждений, а также «государственные деньги». В широком понимании финансы - это совокупность средств, которые накапливаются в процессе экономических отношений между людьми, предприятиями, государством в результате образования, распределения и использования денежных фондов. Изучением финансов занимается отрасль экономической науки, исследующей, как люди управляют поступлением и расходованием денежных ресурсов.

В предыдущих темах к основным доходам мы зачислили зарплату, доходы от предпринимательской деятельности, проценты на счетах в банке. Кроме того, источником доходов в семье могут быть пенсии, материальная помощь от фирмы или местной власти, стипендии или жилищные субсидии, прочие доходы.

Другой стороной финансовых отношений является расходование средств. Рассматривая основные направления расходов семьи и фирмы в предыдущих темах, мы выделяли текущие расходы и такие, которые направлены на развитие производства, постоянные и переменные.

Финансовые отношения характеризуются постоянным движением средств - денежных потоков. Они непрерывно циркулируют между всеми экономическими субъектами, влияющих на их экономическое поведение и отражают эффективность их хозяйственной деятельности.

Например, разнообразные кредитные, инвестиционные, лизинговые операции способствуют развитию технической оснащенности и совершенствованию производственных процессов на предприятиях. Потребительские кредиты и целевые вклады способствуют повышению благосостояния домашних хозяйств. Международные кредиты и иностранные инвестиции используются для развития национальных экономик целых стран и регионов.

Денежные потоки являются связующим звеном между этапами производственных процессов, хозяйственными субъектами, между настоящим и будущим развитием экономики. Денежные потоки охватывают как наличные, так и безналичные деньги.

Финансовая система страны и кто с основными действующими лицами в сфере финансов.

Как мы обнаружили ранее, домашние хозяйства являются основным звеном в экономической жизни страны. Они являются владельцами экономических ресурсов, им принадлежит большинство предприятий (непосредственно или через участие в акционерном капитале), они платят налоги в государственный бюджет и взносы в пенсионные, страховые и другие фонды, составляющие основу доходов государства. Расходы домашних хозяйств на потребление становятся, наконец, доходами предприятий. Богатство домохозяйств определяет богатство страны.

Сбережения части доходов домашними хозяйствами является основой накопления средств и инвестиционных процессов. Накопление может осуществляться в различных формах: банковские счета, покупка недвижимости, акций или облигаций предприятий, капиталовложения в бизнес. Все эти средства имеют общее название - активы. Это все то, что имеет хозяйственную ценность, может приносить прибыль. Вложения денежных ресурсов домашних хозяйств в различные виды активов называют частными инвестициями.

Финансовые решения домашних хозяйств касаются следующих основных вопросов:

• Какую часть доходов потратить на текущие нужды, а какую сохранить для использования в будущем?

• В какие активы вложить сбережения семьи, в каком виде осуществлять сбережения?

• Нужно ли занимать деньги для удовлетворения потребностей семьи? Если так, то у кого, на какой срок и при каких условиях?

• Как обезопасить себя от рисков, как их уменьшить и застраховать свое имущество?

Главной целью хозяйственной деятельности каждого предприятия независимо от формы собственности является получение прибыли. Прибыль и рентабельность бизнеса напрямую влияют на обеспеченность хозяйственной деятельности фирмы финансовыми ресурсами.

Чтобы производить товары и предоставлять услуги каждое предприятие должно иметь капитал. Помещения, оборудование и другие ресурсы для производственного процесса мы зачислили в основной (вещественного) капитала. Для их приобретения и обеспечения всей производственной деятельности используется финансовый капитал: наличные средства, средства от продажи акций и облигаций, кредиты.

От структуры капитала предприятий зависят условия и результаты деятельности. Существует непосредственная связь между доходами и расходами фирмы, сферами и направлениями деятельности, объемам производства и количеству собственных и привлеченных средств.

Важнейшие финансовые решения предприятий касаются следующих вопросов:

• Какую структуру капитала выбрать? Какой должна быть доля собственных и привлеченных средств?

• Осуществлять инвестиционные проекты или вкладывать средства в другие сферы деятельности?

• Как предотвратить ущерб, управлять финансовыми рисками и застраховать бизнес?

• Как управлять денежными потоками - доходами и расходами, финансировать дефицит оборотных средств и эффективно использовать временно свободные средства, чтобы увеличивать прибыль фирмы?

В материальном смысле государственные финансы - это фонды средств, которые государство формирует и использует. Издавна финансы государства назывались общим словом «казна». Это слово означало деньги или имущество, принадлежащее государству или общине. С развитием государства, усложнением социально-экономических процессов и расширением сферы финансовой деятельности государства финансы начинают структурироваться в определенную систему.

В государственные учреждения относятся:

• органы центральной и местной власти и управления, органы местного самоуправления;

• учреждения, подчиненные государству: учреждения образования, культуры и здравоохранения.

Предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности или в которых государство имеет преобладающую долю в их капитале, также относятся к государственному сектору управления.

Вся совокупность финансов, финансовых учреждений, организаций и институтов, которые управляют денежными потоками, составляет финансовую систему страны.

Финансовая деятельность государства и бюджетная система.

Финансовая деятельность государства осуществляется по трем главным направлениям: обеспечение поступлений в бюджет страны и других государственных денежных фондов; распределение средств; их эффективное использование. Крупнейшим централизованным фондом накопления средств в государстве является государственный бюджет.

Бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения выполнения задач и функций, которые осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления на протяжении бюджетного года.

Бюджет принимается на определенный срок - бюджетный год. В большинстве стран Европы, как и в Украине, бюджетный год равняется календарному. В некоторых странах (Норвегия, Италия, Япония) - от 1 июля до 30 июня; в Англии и Дании - от 1 апреля до 31 марта. Основными составляющими каждого бюджета является его до-ходных и расходная части.

Доходы бюджета - это налоговые и неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, трансферты и т.д.. Формирование доходов государственного бюджета и других денежных фондов характеризуется принудительным и бесповоротным изъятием денежных средств у их владельцев. Для этого государство устанавливает налоги и платежи.

Налоговыми поступлениями называют предусмотренные налоговыми законами общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Неналоговые поступления в бюджеты - это доходы от собственности и предпринимательской деятельности, государственных предприятий, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций.

Трансферты - это средства, полученные бюджетами одного уровня от бюджетов другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Например, в Государственном бюджете Украины на 2003 г. предусмотрено трансферты местным бюджетам на общую сумму 11 млрд 265 900 000 грн. Эти суммы поступят в местные бюджеты из Государственного бюджета Украины.

Субвенции - это межбюджетные трансферты для использования в определенных целях в порядке, определенном тем органом, который решил предоставить такие средства именно для данной цели.

На каждом уровне бюджетной системы могут привлекаться и заемные средства. Например, за 1993-2003 pp. Украина получила займы от Международного Банка реконструкции и развития (Всемирного банка) на общую сумму 2 млрд 930 млн долларов, значительную часть которых была использована на финансирование расходов Государственного бюджета. Органы местного самоуправления могут выпускать местные ссуды и получать кредиты в банковских учреждениях.

Расходы бюджетов - это средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом. Расходы государственного бюджета предназначены для решения основных социальных, административных, хозяйственных и политических проблем страны.

Значительную долю в бюджетных расходах занимают расходы на социально-культурные нужды. Эти расходы предназначены уменьшать дифференциацию доходов социальных групп, которая свойственна для рыночной экономики, способствовать воспроизводству трудовых ресурсов, а значит, уменьшению социального неравенства, увеличению национального богатства страны. Всего в Государственном бюджете Украины расходы социального направления в первом полугодии 2003 г. составили 28,9% всех расходов.

В государственном бюджете предусмотрены расходы на государственное управление, судебную власть, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования, образование, здравоохранение, культуру и искусство, обслуживание государственного долга.

В расходах на хозяйственные цели планируются также субсидии для сельского хозяйства и возмещения процентов за кредиты, предоставленные банками сельхозпроизводителям. Значительные ресурсы из государственного бюджета направляются на развитие селекционной работы в растениеводстве и животноводстве.

В Бюджетном кодексе Украины предусмотрены расходы на текущие расходы и расходы развития.

Текущие расходы направляются на финансирование сети предприятий, учреждений и организаций, мер социальной защиты населения, в частности на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, стипендий, субсидий и т.п..

Расходы развития ориентированы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности: капиталовложения в развитие приоритетных отраслей производства, структурной перестройке хозяйства, инновационное инвестирование предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

В составе Государственного бюджета Украины функционируют несколько целевых фондов - Фонд социальной защиты инвалидов, Государственный фонд охраны окружающей среды и др.. Предусмотрен также Резервный фонд Кабинета Министров Украины в размере до 2% объема расходов Государственного бюджета Украины для финансирования мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, авариями, другими непредсказуемыми неотложными расходами. Из этого фонда осуществлялось, например, финансирование мероприятий по ликвидации наводнения, аварий на шахтах, других бедствий.

Может быть идеальным государственный бюджет, возможна полное соответствие между доходами и расходами? Что лучше: превышение доходов над расходами или наоборот? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

В реальной жизни возникают ситуации превышения доходной части бюджета над расходной и наоборот. В первом случае остаток средств правительство может использовать для непредвиденных обстоятельств, покрытие задолженности предыдущих лет или перевести в доходы бюджета следующего года. Во втором случае - при наличии дефицита бюджета - правительство предпринимает государственных внешних или внутренних займов, в продаже государственных ценных бумаг.

Сторонники сбалансированного (идеального) бюджета считают, что дефицит усиливает инфляцию. Для его покрытия государство осуществляет займы или печатает дополнительные деньги. Другие убеждает ют, что сбалансированный государственный бюджет тормозит антициклическую и ан-тиинфляцийну политику. Основой для таких рассуждений есть понимание важной роли государственных расходов в совокупном спросе. Так, в периоды экономического кризиса и депрессии, безработица и снижение доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это вынуждает государство сокращать расходы или увеличивать налоги. В результате совокупный спрос в стране уменьшается еще больше. Такая ситуация наблюдалась в Украине в 90-х годах XX в. Поэтому предлагается в период экономического спада увеличивать государственные расходы за счет увеличения государственного бюджета и снижать налоги для активизации хозяйственной деятельности как источника поступлений.

Предметом особого внимания в каждой стране есть внешний долг, включая ссуды других стран или международных организаций. На 1 июля 2003 г. внешний государственный долг Украины составлял 10 млрд 710 млн дол. СЕЛА или 57 млрд 112 млн грн.

Если платежи страны на обслуживание и погашение внешнего государственного долга превышают 25% поступлений от экспорта товаров и услуг, ситуация считается критической. Снижается авторитет страны во мире и ее кредитный рейтинг. Инвесторы неохотно вкладывают свои средства в развитие такой национальной экономики, не предоставляют новых займов. В счет погашения внешнего долга страна должна продавать национальные активы за рубежом, недвижимость, свои предприятия, права на участие в капитале, в прибылях.