Государство и современный рынок

Государство и современный рынок.Государство и рынок

В предыдущих темах мы достаточно подробно выяснили, какую роль в хозяйственных процессах выполняют предприятия и домашние хозяйства и какое огромное значение они имеют для развития экономики или отдельных регионов. Есть еще одна группа участников экономического кругооборота - государственные организации и учреждения.

У многих из вас есть бабушки и дедушки, которые получают пенсии; брат или сестра - студенты, имеющие стипендии; у кого папа - предприниматель или мама - бухгалтер частного предприятия. Они регулярно отчитываются перед налоговой администрацией о своих доходах. Можно назвать множество конкретных примеров взаимодействия государства с отдельными людьми или их группами. Школа, больница, стадион, кинотеатр, парк отдыха, музей в вашем населенном пункте, радио и телевидение в каждом доме - все это и многое другое создано с участием государства. Многие из вас задумывался, откуда предприниматели узнают, где, какие фабрики и заводы строить, что, сколько и для кого производить. Почему при бесконечном количестве хозяйственных операций не наступает рыночный хаос? Кто производит жизненно необходимые и дешевые товары, которые дают небольшую прибыль? Откуда берутся средства для осуществления крупных проектов, которые окупятся только через много лет (космические исследования, изучение глубин мирового океана и т.д.).

Адам Смит в 1776 г. назвал одним из факторов рыночной регуляции свободную конкуренцию, которая дисциплинирует всех участников рынка. В начале XX в. после длительного экономического кризиса 1929-1933 pp. во многих развитых странах Запада возросла роль еще одного фактора - государства, которое является полноправным участником экономического кругооборота. Значение роли государства в экономике исследовали украинский экономист Михаил Туган-Барановский, англичанин Джон Кейнс и др..

Государство является основным институтом управления всем обществом, имеет общенациональную власть. Через механизмы власти, создавая в виде законов «единые» правила игры для всех участников экономической жизни и деятельности, государство влияет на жизнь всего общества как единого механизма.

Рост национальных хозяйств в развитых странах мира показало, что рыночных сил саморегуляции недостаточно для того, чтобы преодолевать экономические изменения и кризисы. Как известно, экономика никогда не развивается равномерно. Для нее свойственны колебания различных видов и продолжительности, сопровождающимися повышением или снижением деловой активности.

Типичные кратковременные колебания могут продолжаться несколько недель (например, во время рождественских каникул или в период летних отпусков) или несколько месяцев. Они касаются определенных отраслей или сфер деятельности и существенно не влияют на национальную экономику. Долговременные изменения экономического развития происходят в течение нескольких лет или даже десятилетий и оказывают влияние прежде всего на такие важные показатели, как объем ВНП на душу населения, уровень зарплаты, цены на потребительские товары, занятости населения и безработицы, доходы предприятий, инвестиционные процессы, банковскую процентную ставку и т.д. .

В экономике каждой страны постоянно происходят также конъюнктурные изменения. Подъем и спады охватывают всю хозяйственную деятельность.

Такие колебания происходят за определенными закономерностями и называются экономическим циклом. По продолжительности различают следующие типы циклов: 1) малые - 3-4 года, 2) средние - 7-11 лет, 3) крупные - 50-60 лет.

Экономический цикл состоит из следующих фаз: оживление, высокой конъюнктуры (подъем, бум), спад (рецессия) и снижение экономической активности (депрессия). Каждый цикл характеризуется определенным сочетанием причин и проявлений различных явлений и процессов.

В период экономического оживления увеличиваются занятость населения, доходы, спрос и количество денег в обращении. Все больше используются производственные мощности, увеличиваются капиталовложения. В обществе царит оптимизм, люди много зарабатывают, многие покупают.

В ходе дальнейшего экономического роста (подъема) спрос превышает предложение, повышаются цены, доходы домохозяйств, доходы предприятий. Производственные мощности используются полностью и даже несколько перегружены, потому предприниматели хотят иметь с ним как можно больший доход. Следовательно спрос на средства производства снижается.

Следствием сокращения спроса на средства производства в тяжелой промышленности становится спад производства, возникает безработица. Сокращаются доходы домашних хозяйств и спрос на потребительские товары. Безработица растет и в отраслях, выпускающих продукты для конечного потребления. Снижаются уровни прибыли, ставки заработной платы, замедляется рост цен. В обществе воцаряется пессимизм.

Низкий уровень экономической активности - экономическая депрессия - характеризуется спадом до самой низкой точки производства, слабой инвестиционной деятельностью предприятий, низким уровнем спроса и высоким уровнем безработицы. Производственные мощности не загружены. В банках накапливается значительный резерв ликвидных активов, поскольку на предприятиях царит депрессия и они неохотно берут деньги в долг.

Изучение природы экономических колебаний и избежания кризисных явлений являются важными составляющими экономической политики государства и экономической науки.

В экономике всех стран случаются периоды, когда рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ресурсов, а людей - необходимыми товарами и услугами. Причинами могут быть: несовершенство конкуренции, неэффективность создания общественных благ частными предприятиями, общая экономическая нестабильность в стране подобное. Эти и множество других причин заставляют государственные учреждения и организации вмешиваться в экономическую политику. Сейчас главная роль государства состоит в упорядочении хозяйственных процессов и экономических отношений и создании соответствующих условий для их развития.

Функции государства в современной экономике.

Государственные организации и учреждения выполняют разнообразные функции управления, обеспечивая соответствующие условия для жизни и деятельности людей, работы предприятий и отраслей экономики. В социальной сфере государство призвано создать каждому человеку условия для реализации ее конституционных прав и свобод.

Политическая функция государства состоит в создании соответствующего общественного строя и экономической структуры страны для обеспечения целостности общества и его развития.

В международной сфере задачей государства является налаживание взаимовыгодных отношений и сотрудничества с другими странами, участие в деятельности международных организаций.

Экономическая функция государства реализуется через создание благоприятных условий для предпринимательства и хозяйствования.

Государство и его институты всегда были активными рыночными субъектами. Государство перераспределяет созданный в стране национальный продукт, стимулирует или сдерживает развитие тех или иных отраслей и сфер экономики, способствует освоению новых рынков, источников сырья и сбыта продукции, обеспечивает разработку стратегических программ развития науки и технологий, внедрение достижений научно-технического прогресса, решение региональных проблем . В разных странах государству принадлежат как отдельные предприятия (военные заводы, металлургические комбинаты, транспортные сети и т.п.), так и целые отрасли и сферы экономики (ракетно-космические комплексы, энергетика, образование и т.д.). Исследователи-экономисты неоднозначно объясняли роль государства в развитии экономики страны. Сторонники свободной рыночной экономики в начале XX в. считали, что экономика может работать эффективно, если государство почти не вмешивается в хозяйственные процессы. Объяснялось это тем, что главный фактор развития рыночной экономики - личный интерес - направлен на получение прибыли. Поэтому считалось, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а рыночные нужно предоставить полную свободу.

Сторонники социализма выступали за полное государственное регулирование экономики. Они считали, что только государственные учреждения способны обеспечить интенсивный рост экономики, противостоять негативным последствиям экономических колебаний. Воплощением этих теоретических подходов были экономические модели социализма, военного коммунизма, административно-командной экономики во многих странах мира, которые входили в так называемый «социалистического лагеря». Глубокая и длительный экономический кризис (1929-1933 pp.) В развитых странах Запада обнаружила новые проблемы рыночного саморегулирования. Выяснилось, что механизмы свободного рынка автоматически не обеспечивают самовосстановление экономического равновесия. Остро встала проблема поиска методов, способных обеспечить рост производства и преодолеть массовую безработицу. Пути решения этой проблемы предложил английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946 pp.), Которого считают одним из авторов теории государственного регулирования экономики. Его концепция опубликована в труде «Общая теория занятости, процента и денег». Суть ее состояла в том, чтобы через активизацию и стимулирование государством общей покупательной способности населения влиять на расширение производства, предложение товаров и услуг.

Кейнс считал, что рыночная экономика не может сама «себя вылечить» в условиях кризиса. Поэтому нужно формировать государственную экономическую политику, которая бы эффективно воздействовала на хозяйственную деятельность предприятий путем снижения процентной ставки коммерческих банков, осуществление масштабных государств-нихзакупивель, увеличение совокупного спроса населения, нужно предоставлять социальные пособия (по безработице, пожилым людям, другим нетрудоспособным), чтобы не допустить социального кризиса общества. Предложения Дж. Кейнса учитывались в экономических программах правительств США, Великобритании и других развитых стран. В 1933 г. в США администрация президента Франклина Рузвельта разработала и ввела так называемый новый курс, воплощая государственное регулирование экономики: был создан совет по национальной экономической безопасности, впервые начали выплачиваться пособия безработным.

После Второй мировой войны, особенно в 70-80-х годах XX в., Для экономик многих развитых стран характерными стали процессы перепроизводства, инфляции и стагнации. Рекомендации Кейнса срабатывали не всегда. Вмешательство государства только усиливало инфляционную спираль. Нужна была новая оценка ситуации и поиск других путей. Они были предложены американским экономистом, выходцем из украинского города Харькова Милтон Фридмен (р. 1912 p.). В его теории, которую назвали «монетаризмом», важная роль И в процессах регулирования экономики отводилась деньгам. На И мнению сторонников этой теории, именно деньги являются главным фактором и развития производства, поэтому нужна их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и конъюнктуры при И одновременном сокращении государственных регуляторов экономики.

В 80-х годах XX в. в большинстве развитых стран Запада определились следующие основные направления воздействия государства на экономический рост: стимулирование НТП и развитие научных исследований, увеличение государственных расходов на образование, подготовку и переподготовку кадров; налоговое регулирование.

Экономическая политика государства.

Экономической политикой называют совокупность идейно-теоретических основ, методов и мер государства для влияния на экономические процессы в стране в целом, направленных на удовлетворение определенных интересов и достижения поставленных целей.

К основным целям экономической политики государства относятся: достижение достойного уровня жизни граждан, который создает условия для их самореализации; стабилизация производства и цен, высокий уровень занятости и социальной защиты, сбалансированность хозяйственного комплекса страны, общий экономический рост.

Стабилизация средних цен тесно связана со сдерживанием процессов инфляции в экономике. Поэтому в развитых странах считают, что уровень цен в течение года не должен подниматься выше 1%.

Достижение высокой занятости как гарантия благосостояния граждан является общим показателем оптимального использования всех факторов производства, прежде всего производительных сил общества. Эта задача базируется на представлениях о человеческой личности, для которой важно самоутверждение в процессе активной деятельности. Экономическая и политическая независимость работника обеспечиваются только тогда, когда он уверен, что в любое время иметь для себя подходящую работу и заработок.

Сбалансированность внешнеэкономических связей
особенно важно для стран, тесно интегрированных в мировое хозяйство. Сейчас международное экономическое сотрудничество является важным фактором повышения национального дохода и уровня жизни в стране.

Наряду с этими называют также другие экономические цели государства, например, справедливом распределении доходов и богатства, охране окружающей среды и тому подобное. Государственное регулирование экономики может касаться и отдельных периодов (фаз) экономического цикла, структуры хозяйства, инвестиционных процессов и т. п. Важными направлениями стимулирования государством экономического роста является поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства через налоговое регулирование, прямые или косвенные субсидии для отдельных отраслей и регионов , развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, поддержка фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Государство является также активным участником на рынке товаров и услуг. В отличие от потребительского рынка основная масса закупок государственных организаций осуществляется по предварительно заключенным контрактам. Понятно, когда государство выплачивает заработную плату многочисленным работникам государственных учреждений, то эти расходы правительства проявляются затем в виде спроса на потребительском рынке. Однако основная часть государственных расходов имеет вид правительственных заказов бизнес на производство различных товаров и услуг общенационального значения (строительство дорог, проведение фундаментальных исследований, разработки и производство оружия и т.п.). В этом случае работа осуществляется по контракту, в котором заранее, до производства продукции, оговариваются ее цены, количество и условия поставки, что создает стабильные условия для производителя.