Понятие и цели менеджмента

Понятие и цели менеджмента.Менеджмент

Предпринимательский успех зависит не только от экономических ресурсов, которые есть в распоряжении фирмы, но и от искусства сплочения всего производственного коллектива предприятия для достижения поставленных целей, от умения организовать эффективную реализацию товаров, действенного управления персоналом, финансами, производственными мощностями. Обеспечить это призван особый вид деятельности, который называется менеджментом (англ. тапа § е - управлять). В широком смысле менеджмент означает влияние на систему или деятельность для достижения определенных целей. В современной экономике понятие «менеджмент» широко употребляется наряду с понятием «управление».
Искусство менеджмента заключается прежде всего в налаживании четкой и эффективной организации работы, при которой соблюдается подчинения (субординация) руководителей разных уровней, выполнения их обязанностей, функционирование системы в целом. Менеджмент осуществляется через последовательное выполнение управленческих решений руководителя-менеджера.

Составляющие деятельности менеджера.

Каждый менеджер должен последовательно придерживаться главных составляющих управленческой деятельности: планирования, организации, мотивации и контроля. Планирование состоит в разработке планов и обеспечении их реализации. Оно определяет основные показатели развития производства и способы их достижения, а также решений, направленных на выполнение запланированного.

Планирование работы обычно рассчитано на определенный период (месяц, сезон, год), после чего проводят анализ его эффективности, определяющие достоинства и недостатки, которые учитываются в дальнейшем планировании.

Документ фирмы, где изложены основные направления ее дальнейшей деятельности, цели и ожидаемые результаты, называется бизнес-планом.

Организация - составная часть деятельности менеджера, суть которой заключается в координации действий выделенных структурных подразделений и достижении взаимного соответствия между ними. Организация как процесс предусматривает также улучшение структуры самого предприятия.

В зависимости от специализации предприятия практикуют создание различных организационных структур, в которых подразделения отличаются вариантами подчинения и связей между собой. При этом структурная совершенство должна сочетаться с должной мотивацией работников к труду.

Мотивация является процессом целенаправленного формирования заинтересованного отношения к труду и его результатам. В управленческой сфере, как известно, мотивация является одним из решающих факторов повышения эффективности деятельности. Меры, к которым может прибегать предприниматель с целью усиления мотивации, самые разнообразные: улучшение условий труда и всего производства, благодарность, премия, повышение по службе и, наоборот, выговор, штраф, снижение рабочего статуса как отрицательные стимулы к мотивации.

Наибольшей наградой для менеджера является достижение высокой результативности его деятельности, поскольку это способствует его самоутверждению как управленца, его карьере и зарплате. Выявлять эту результативность призван контроль.

Контроль в этом плане-это элемент менеджмента, которая предусматривает установление прямой и обратной связи между руководителем и исполнителем. Он - важный фактор эффективной трудовой деятельности и обеспечения реализации заданной управленческой программы. Суть контроля заключается в проверке соответствия между имеющимся и предполагаемым планом состоянием работы на предприятии.

Эффективного контроля можно достичь, только применяя его на всех стадиях производственного процесса. Для корректировки деятельности предприятия используется текущий контроль, а при оценке полученных результатов - итоговый контроль (аудит), на основе которого делают выводы об эффективности работы.

Уровни менеджмента

Деятельность менеджера имеет два основных уровня - стратегический и оперативный.

На стратегическом уровне менеджером определяются цель, задачи и основные направления деятельности предприятия на длительный период, а также средства и методы достижения поставленных целей. Этот уровень деятельности предусматривает определение видов продукции, которая будет выпускаться, рынков, на которых она будет продаваться, а также средств и задач менеджмента, которые обеспечат предполагаемый выпуск и сбыт продукции. Так формируется стратегия фирмы.

На оперативном уровне отдельно выясняются действия работников в течение конкретного периода. Определяются отдельные цели предприятия и менеджмента и люди, ответственные за их реализацию.

Личные качества современного менеджера.

Как руководитель и организатор, менеджер должен обладать определенными качествами, которые бы позволили ему направлять деятельность коллектива в нужное русло с максимальной эффективностью. Рассмотрим некоторые из этих качеств.

Умение реализовать индивидуальный подход к работникам. Каждый человек - это личность с присущими только ей особенностями. Менеджер должен знать наклонности своих сотрудников. Кого интересует быстрый заработок, других - большой, некоторым - постоянный заработок важнее, чем большой, кого устраивает стабильность положения фирмы, других интересует карьера или просто потребность в деятельном общении. Использования в интересах фирмы способностей и стремлений каждого работника является главной целью индивидуального подхода менеджера.

Коммуникабельность. Умение общаться - одна из предпосылок успеха. Как подчиненные, так и руководители или деловые партнеры благосклоннее относятся к людям, с которыми приятно общаться. Способность убеждать, искать компромиссы, сглаживать противоречия - основные характеристики хорошего менеджера.

Интеллект. Необходимым условием управленческого успеха являются высокие умственные способности менеджера. Умение всесторонне анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и принимать на основе этого правильные решения является залогом предпринимательского успеха.

Способность обучать и обучаться. Менеджер должен быть талантливым учителем для своих подчиненных. Ведь формирование знаний, умений и навыков у персонала - это, наконец, повышение их профессионального уровня, эффективности работы всего коллектива. Сам руководитель тоже должен постоянно ориентироваться в новых ситуациях, чтобы применять их в практике своей работы и нести эти знания другим сотрудникам своей фирмы.

Требовательность. Поставленная цель должна быть достигнута, иначе авторитет руководителя фирмы или ПРЕДПРИЯТИЕ может быть потерян.

Способность к взвешенному риску - еще одна черта менеджера, которая гарантирует избежание многих проблем, связанных с предпринимательской деятельностью. Предсказание последствий такого риска ценится очень высоко. 

Роберт Оуэн - новатор менеджмента Роберт Оуэн (1771-1856) был успешным фабрикантом, производителем текстиля. В начале XIX в. его фабрика была крупным предприятием в шотландском городе Нью-Ленарк. Бывший ее владелец обанкротился, и Р. Оуэн прежде попытался было нанять новых сотрудников, чтобы быстро обеспечить фабрику рабочей силой. Однако в начале Промышленной революции кандидаты в наемные работники имели или небольшой опыт работы, или вообще его не имели. Фабрикант обнаружил, что рабочие были в основном безынициативными, нерасторопных и нечестными. 

Р. Оуэн основал новую практику управления. Она предусматривала ежедневный или еженедельный учет запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции. Кроме того, фабрикант ввел систему контроля за трудом наемных рабочих. По итогам дня на рабочих местах для всеобщего обозрения устанавливались своеобразные знаки оценки работы сотрудников - деревянные дощечки разных цветов. Черный обозначал плохую работу. Выставляли и вели учет «оценок» мастера и контролеры. P. Оуэн был фанатичным поборником производственной дисциплины и стремился противодействовать беззаконию, что там зарождалось, однако его работники отнеслись к нововведениям без энтузиазма.

Р. Оуэн активно руководил внешними связями своего предприятия. Он вошел в состав деловой элиты Глазго, принимал участие в социальной и политической жизни города. Фабрикант использовал свои связи в верхних эшелонах власти и для подготовки документов о реформах в экономической системе. Он критически оценивал влияние индустриализации на положение рабочего класса, считая, что приобретение полезных навыков помогло бы выходцам из рабочих семей преодолеть нищету. Ради этого Оуэн организовал при фабрике детские сады для детей старше одного года, чтобы дать возможность работать обоим родителям, пропагандировал необходимость образования.

Целью теоретических и практических экспериментов Р. Оуэна было выявление новых способов организации экономической системы ради повышения заработной платы рабочих и гарантирования им занятости даже во время кризисов перепроизводства. Например, 1815 г. он убедил своих единомышленников в парламенте о необходимости принятия Закона о детском труде, согласно которому запрещалось бы использовать на фабриках труд детей до 10 лет, предлагал ограничить рабочий день десятью часами. Однако даже такие его предложения не были восприняты тогдашними фабрикантами. И это вскоре обернулось социальными катаклизмами и революциями.