Что такое рыночная инфраструктура

Что такое рыночная инфраструктура Рыночная инфраструктура

Различные виды рынков (рынок товаров, рынок труда, рынок земли, другие рынки) не существуют обособленно, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Для их эффективного функционирования необходима рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это разные учреждения, предприятия, организации, обслуживающие различные виды рынков, создают благоприятные условия для их эффективного функционирования. Это - биржи, банки, финансово-кредитные посредники, коммерческие фонды, страховые агентства, службы занятости, торговые и другие организации, каждая из которых действует в своей сфере. Рыночная инфраструктура значительно облегчает и упрощает обращение товаров, услуг, природных ресурсов, денег и ценных бумаг, позволяет целесообразнее распределять и использовать трудовые ресурсы, оптимально вкладывать и использовать капитал, создает безопасные условия для деятельности рыночных учреждений. 

Важную роль в рыночной инфраструктуре играют посредники. Поскольку рынок является местом сотрудничества двух основных субъектов - производителя и потребителя, движение товаров и услуг от производителя к покупателю требует не только определенного времени, но и значительных усилий опытных у й делу людей. Если всеми такими вопросами заниматься сам производитель, то эффективность его работы будет слишком низкой за значительных затрат времени и ресурсов. Лишнее время и ресурсы тратил бы и потребитель, ища необходимые ему товары и услуги. Поэтому на помощь им приходят посредники.

Посредники - это юридические или физические лица (фирмы или отдельные предприниматели), которые представляют интересы производителя и потребителя или действующие от их имени на различных видах рынков, их задача - приблизить двух основных участников рынка.

Особенности деятельности торговых посредников

Посредническая деятельность помогает продвигать товар к потребителю. Труд посредника, конечно, не является бесплатной. Вознаграждение за свою деятельность предприниматели в этой сфере получают в виде комиссионных выплат от одного из субъектов или за счет разницы между оптовыми и розничными ценами. Посредник покупает товары по оптовым ценам, которые ниже, а продает по розничным (выше).

Самыми распространенными видами торговых посредников являются брокеры, дистрибьюторы, дилеры и коммивояжеры.

Брокер специализируется на реализации определенных видов товаров и услуг и действует по поручению клиентов за оговоренное вознаграждение.

Дистрибьютор является официальным представителем фирмы. Он покупает право на распространение товара и получает прибыль за счет разницы между оптовыми ценами производителя и ценами продажи товара клиентам.

Дилер, в отличие от брокера, действует самостоятельно. Он перепродает товар, купленный за свой счет, получая прибыль от разницы между оптовыми ценами, по которым он покупает товар, и розничными ценами, по которым он этот товар сбывает.

Коммивояжер не только продает, но и поставляет товар или его образцы покупателям. Многие предприятия используют коммивояжеров, экономя средства на рекламу. Эффективность комов-яжерства заключается в том, что посредник сам не только описывает преимущества товара, но и демонстрирует их, часто предлагая бесплатные образцы клиентам.

Например, многие фирмы-производители косметических товаров и товаров бытовой химии реализуют продукцию только через коммивояжеров. Такая система называется многоуровневым маркетингом и базируется на прямых продажах.

В учреждения, занимающиеся посреднической деятельностью, относятся также аукционы, торговые дома, ярмарки, выставки, товарные биржи и т.д..

Аукционы (от лат. Audio - увеличение) - это публичные торги, где покупатели соревнуются за право покупки товара, выставленного на продажу. Товар, который выставляется на аукцион, имеет стартовую цену и обычно предлагается на продажу лотами (партиями).

Стартовая цена - минимально возможная цена, с которой начинается торг.

Лот (от франц. Lot - жребий, выигрыш) - неделимая единица товара. Лоты нумеруются и предлагаются к осмотру перед началом аукциона. Лот считается проданным после третьего удара молотка рецитатора (человека, проводящего торг) покупателю, который предложил наивысшую цену. На международных аукционах продаются меха, ценные породы древесины, породистые животные, антиквариат и редкие вещи, то есть товары с уникальными качествами.

Органы и судебные учреждения могут продавать с аукциона конфискованное имущество, а кредиторы - имущество должников, средства от которых поступают соответственно в государственный бюджет и на погашение долгов.

Торговые дома - это обычно дилерские фирмы, которые закупают крупные оптовые партии товара на предприятиях-производителях или в оптовых компаниях и реализуют мелким оптом и в розницу местным торговым посредникам или потребителям.

Ярмарка (от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) - форма продажи товара, которая организуется с определенной периодичностью, как правило, раз в год в определенном месте (нем. Mark означало в Средние века укрепленный административный округ). Украина издавна славится традициями ярмарке. Самый известный Сорочинская ярмарка на Полтавщине ежегодно собирает десятки тысяч продавцов и покупателей со всей Украины и из-за ее пределов. Ярмарка в селе Чубинском Киевской недавних пор стал одним из крупнейших рынков сельскохозяйственной техники в нашей стране.

Ярмарки устраиваются также для продажи определенного типа продукции, на которую повышается спрос или резко растет предложение. Например, школьная ярмарка проводят конце, лета, перед началом учебного года, а сельскохозяйственные устраиваются вскоре после сбора урожая или перед началом посевных работ (продажа семян, посадочного материала).

Выставки организуются с целью демонстрации образцов продукции, предлагаемой на продажу. Организаторы и участники выставок изучают спрос на товары, предложения и запросы потребителей, заключают сделки на поставки товаров. Преимущества выставок в том, что их участникам не нужно тратить средства на транспортировку товара, который, возможно, не найдет покупателя. Особенно это выгодно при проведении международных выставок.

Например, на последнем Международном аэрокосмическом салоне в г. Ле-Бурже приняли участие более 1800 участников из 43 стран, в частности, 130 представителей из Украины. Это крупнейший в мире смотр авиакосмической техники, на который собираются производители авиационной техники, космических кораблей и ракет, наземного аэродромного оборудования и авиаелектроникы. В национальной экспозиции Украины были представлены модели и натуральные образцы самолетов киевского авиазавода им. Антонова, Харьковского авиазавода, макеты новых двигателей Запорожского авиамоторного комплекса. Космическую отрасль Украины представили ГКБ «Южное», ПО «Южмашзавод» и др.. Были выставлены модели всемирно известных ракет-носителей «Зенит-ЗSL», «Зенит-28», «Циклон-4», «Днепр», космических аппаратов «Микрон», «Сич-1», «Океан», натуральные образцы спутниковых антенн , двигателей и прочее космическое оборудование.

В Киеве на базе бывшей ВДНХ создан постоянно действующий Экспоцентр Украины, где проводят общероссийские и международные выставки.

Торгово-промышленная палата - организация, целью которой является содействие налаживанию международных связей и внешней торговли. Именно торгово-промышленная палата содействует участию украинских предприятий и организаций в международных выставках и ярмарках. Она также часто выступает организатором таких мероприятий в Украине. рыночно-посредническая организация, где осуществляется оптовая торговля товарами по стандартным образцам. Реализация товара на биржах происходит, как правило, без предварительного осмотра, по образцам или стандартным описаниям при заранее установленных размерах минимальных партий.

С истории экономики.

В бельгийском городе Брюгге в XV в. биржей называли площадь, на которой собирались купцы из многих стран, поскольку город был расположен на пересечении европейских торговых путей. На площади находился дом знатного купца и менялы Ван де Бурсе, и вскоре площадь получила название «Где бурсы». Позднее этим словом стали называть учреждения, в которых осуществлялись торговые операции. В 1531 г. в городе Антверпене была создана первая биржу, механизм торгов на которой был приближен к современному. В 1549 г. возникла Лионская биржа. От 1608 одной из самых влиятельных становится Амстердамская товарная биржа. С XVIII в. больше биржевых сделок заключалось в Лондоне, а с XX в. на первое место по биржевым торгам вышли СЕНА.

Электронная торговля в современном информационном обществе

Электронная торговля с каждым годом растет. Она осуществляется через сеть Интернет. Сегодня покупка через всемирную электронную сеть становится все более выгодным способом приобретения товаров. Она позволяет экономить время, а во многих случаях - и деньги. В странах Европейского Союза, Северной Америки, не выходя из дома, можно купить все: от шариковой ручки до яхты или самолета. Основным инструментом расчетов за товары и услуги, приобретенные в этой сети, стала платежная карта.

Украина также стоит на пороге революционных изменений в технологиях продаж и оплаты. Поэтому мы предлагаем ознакомиться ближе с электронной торговлей.

В сети Интернет можно найти два типа виртуальных магазинов. Первые стали электронной версии уже существующих торговых предприятий и своеобразной витриной. На сайте такой торговой точки можно ознакомиться с ценами, характеристиками и фото товаров, а иногда и сделать заказ. Вторые с самого начала разрабатывались для использования в Интернете. Они могут обеспечивать не только заказ товара, но и платежные расчеты через эту сеть.

Приобретенный в виртуальном магазине товар можно оплатить различными способами: наличными курьеру при доставке, чеком в банке, а также платежной (пластиковой) карты. На Западе последний способ очень популярен. В ближайшие годы и Украине не избежать бурного развития электронных платежей. Уже сейчас, по данным Национального банка Украины, в нашей стране находится в обращении около 2,5 млн платежных карт разных платежных систем.

Для чего нужны эти обычные, на первый взгляд, кусочки пластика? Это - пропуск в мир электронных денег. Обращаться с такими деньгами гораздо удобнее и безопаснее, чем с обычной наличностью (потеря карточки не означает потери денег). С их помощью можно оплатить покупку в сети Интернет.

Механизм оплаты товара в сети с помощью карты (независимо от ее вида) прост. В банковских учреждениях, многих торговых организациях, даже просто на улице устанавливают специальные аппараты (банкоматы) для электронной оплаты за товары и услуги. Покупатель вводит в них пластиковую карту со своим кодом доступа к собственному вкладу в определенный банк. Такие банкоматы уже установлено, в частности, и в Киеве. Запрос автоматически поступает в банк (банк-эквайер), осуществляющий расчеты с магазином, а тот связывается с банком, который продал карточку. При разрешении магазина на операцию банк-эк-ваер переводит деньги со счета клиента на счет виртуального магазина и отправляет сообщение продавцу о том, что оплата произведена. Весь процесс длится две-три минуты.

Поддержку и разработку программ для безопасных операций через платежные карты выполняют такие гранды мирового рынка, как VISA, Microsoft, MasterCard, а также другие известные в мире компании.

Национальная система массовых электронных платежей (НСМЭП) - это внутренняя бага-тоемитентна платежная система, в которой расчеты за товары и услуги, получение наличных и другие операции осуществляются с помощью банковских платежных смарт-карт по технологии, разработанной Национальным банком Украины.

Целью создания НСМЭП является разработка и внедрение в Украине относительно дешевой, надежно защищенной, автоматизированной системы безналичных расчетов, которая, в основном, рассчитана на работу в режиме реального времени.

С внедрением НСМЭП граждане Украины смогут оплачивать товары и услуги в безналичной форме с помощью смарт-карт, а также хранить и накапливать сбережения в банках на текущих и карточных счетах. Таким образом, можно ожидать не только значительного расширения возможностей банковской системы Украины благодаря дополнительному привлечению средств населения, но и обеспечение благодаря работе НСМЭП дополнительных доходов граждан в виде процентов по лихвой на их банковских счетах.

Учитывая мировой опыт, в Украине должен быть эмитировано не менее 10 млн платежных карт, функционировать не менее 100 тыс. точек обслуживания платежных терминалов в торговле, на транспорте, в сфере услуг, банковских терминалов и банкоматов в банках.