Сущность и значение прибыли, его связь с выручкой от реализации

Сущность и значение прибыли, его связь с выручкой от реализацииПрибыль

Прибыль является основным стимулом создания и деятельности предприятия, ведь именно за счет него скупаются затраты на производство и сбыт товара, оплачивается труд работников. От его размеров зависят возможности предпринимателя в обеспечении собственной хозяйственной деятельности в условиях конкуренции. Вопрос о том, что производить, как производить, для кого производить, предприниматели в рыночных условиях определяют по основным ориентиром - прибылью.

На счета фирмы, которая продает свою продукцию, выполняет работы или оказывает услуги, постоянно поступают деньги. Эти средства называются выручкой предприятия, или выручкой от реализации товаров, работ и услуг. Разница между выручкой фирмы и ее затратами называется прибылью. Как упоминалось ранее, процесс производства завершается продажей товаров или услуг. Для предприятия продажа продукции свидетельствует, что она по потребительским свойствам, качеству и ассортименту отвечает потребностям и спросу покупателей. От величины выручки зависят объем прибыли предприятия и своевременность осуществления всех платежей, выплата зарплаты работникам, погашение банковских кредитов, возможности расширения производства.

Выручку от реализации товаров и услуг хозяйственные субъекты могут получать от самых разных видов деятельности.

Например предприятие «Альфа» реализовало 100 персональных компьютеров по 1 тыс. грн каждый, то есть выручка от продажи продукции составлял 100 тыс. грн.

Выручка от продажи продукции получает не только производственное предприятие, но и частный предприниматель, оказывающий услуги или выполняет работы, скажем, в сельском хозяйстве. Например, во время весенних полевых работ владелец трактора (он же и тракторист) М. решил заработать денег, обрабатывая людям земельные участки. Цена за вспашку - 1 грн за 0,01 га, за боронование - 0,8 грн, за посев зерновых - 0,8, за посадку картофеля - 3 грн.

На размеры прибыли влияет много различных факторов. Среди них важнейшими являются: уровень организации деятельности предприятия; цена сырья, труда; технологии, используемые при производстве продукции; объемы реализации; качество и конкурентоспособность продукции. Важным фактором выступает цена реализации товаров и услуг.

Какие виды прибыли?

В экономической науке и хозяйственной деятельности различают прежде балансовый бухгалтерская прибыль, нормальная прибыль и экономическую прибыль.

Как уже говорилось ранее, в общих издержек производства фирма относит все свои денежные расходы. Это так называемые явные издержки. Именно они отражаются в бухгалтерских документах как хозяйственные расходы. Соответственно и прибыль, что является разницей между выручкой и такими общими затратами, трактуется как хозяйственный прибыль, его также называют бухгалтерским или балансовым.
Следовательно, балансовая прибыль равна: выручка от реализации минус затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Кроме того, учитывая потребности развития бизнеса, предприниматель предполагает получить еще и минимальный - нормальная прибыль. Нормальная прибыль - это тот необходимый доход, который является своеобразным гарантом для существования фирмы в выбранном виде бизнеса.

С точки зрения предпринимателя нормальную прибыль состоит из нормативной отдачи на капитал и общепринятой в определенном виде бизнеса нормы предпринимательского дохода. Нормальная прибыль является ценой выбора предпринимателем именно этого вида бизнеса. Эта цена должна быть оправдана экономической эффективностью деятельности предпринимателя и быть не меньше так называемого упущенного дохода, который предприниматель может иметь в другой, более выгодной для себя сфере деятельности.

Предприниматель считает справедливым тот факт, что за вложенные в дело капитал и собственную предприимчивость он получает хотя бы минимально возможный - нормальный доход, возместит ему расходы на производство и потери от неиспользованных им возможностей в других сферах деятельности. Величина нормы конкретного прибыли определяется самим предпринимателем на основе анализа альтернативных возможностей вложения своего капитала и собственных предпринимательских усилий.

Если, скажем, капитал в 500 тыс. грн, размещенный на банковском счете, дает прибыль в 10% в год (50 тыс. грн), эти 10% (50 000) и будут альтернативной стоимостью предпринимательства, меньше которой прибыль не может быть. Иначе предприниматель разместит свой капитал в другом виде бизнеса, который будет приносить ему не менее 10% прибыли. Кроме того, когда предприниматель руководит собственным бизнесом, он теряет возможность иметь зарплату за свои услуги в другой фирме или ином виде бизнеса. Следовательно, и минимальная плата, которая необходима, чтобы оплатить его предпринимательские способности и получать отдачу от средств, вложенных в конкретном деле, как раз и будет нормой прибыли. Она указывает на степень самонаростания капитала.

Допустим, предприниматель знает, что когда вместо вложения средств в предприятие он положит деньги в инвестиционный фонд, то будет получать 8% годовых. При этом он уверен, что благодаря своей квалификации и способностям может выполнять работу или иметь дело, которое будет приносить прибыль эквивалентен 4% годового дохода от вложенного им капитала. Поэтому с учетом возможных затрат интеллектуальных и физических усилий прибыль в выбранном предпринимателем бизнесе в размере 12% от его капитала он считает нормальным и, наиболее вероятно, согласится вложить деньги в предприятие.

Хозяйственные расходы вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты предприятия. Разница между выручкой и экономическими издержками называется экономическим прибылью Именно экономическая прибыль является стимулом для вхождения новых предпринимателей в тот или иной вид бизнеса или выхода фирм из той сферы, где их бизнес оказался неприбыльным. Когда прибыль большой, на рынок проникают новые фирмы. Чтобы продать свою продукцию, предприятия вынуждены снижать цены или идти на дополнительные затраты для продвижения на рынке своих товаров или услуг. Прибыль вследствие этого снижается, приток конкурентов уменьшается, спрос и предложение стабилизируются вокруг точки рыночного равновесия.

Количество фирм, входящих или выходящих из определенного бизнеса, зависит от специфики производства и условий рынка. Все это вместе фактически определяет величину нормы прибыли и характер конкуренции. Поэтому, планируя развитие бизнеса, фирма зачастую стремится добиться не максимальной прибыли бы то ни стало, а придерживаться устоявшейся на конкретном рыночные нормы прибыли от реализации определенных товаров или услуг и обеспечить себе стабильные доходы.

Хозяйственный прибыль предприятия.

Вы уже знаете, что хозяйственный прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и хозяйственными расходами предприятия. Предприятие получает выручку от всех видов своей деятельности, например: от ценных бумаг, как проценты за вложенные деньги на счетах в банке, за участие в деятельности других предприятий, как плату за аренду имущества и т.п..

Эти деньги также составляют часть доходов предприятия.

Общая сумма прибыли от всех видов деятельности предприятия, которая отражается в его бухгалтерском балансе, называется, как уже упоминалось, балансовой прибылью. Но не вся эта прибыль остается в полном распоряжении предприятия, часть его идет на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет государства, а также штрафов, процентов за кредит и т.п.. Если все это вычесть от балансовой прибыли, получим чистую прибыль.

Рентабельность предприятия.

Конечно, прибыль - основной показатель работы предприятия. Величина прибыли, которую получает предприятие, при прочих равных условиях зависит прежде всего от объема продаж. Однако общие размеры прибыли не является достаточным основанием для оценки этой работы. Поэтому качество деятельности предприятия определяют по относительному показателю, каким является рентабельность.

Рентабельность (от нем. Rentabel - доходность) предприятия исчисляют как отношение его прибыли к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств предприятия (вложенного капитала), выраженное в процентах.

Кроме рентабельности предприятия, для выявления эффективности производства отдельных товаров вычисляют рентабельность продукции. Рентабельность продукции определяют как отношение прибыли от реализации конкретного товара к сумме затрат (полной себестоимости) на его производство.

C истории экономики.

Лучше продать большее количество продуктов производства с малым доходом, чем малое количество - с большим. Такой подход дает многим покупателям возможность покупать и обеспечивать работников хорошо оплачиваемой работой. Он обеспечивает стабильность производственного плана и сокращает время, когда на товар нет спроса, предотвращает непроизводительных расходов и убытков вследствие остановки производства.

Снижение цены не означает снижение доходов. Так, однажды, когда я понизил цену автомобиля на 80 дол., Меня спросили, не сократит это при выпуске 500 000 автомобилей в год доходы Общества на 40 млн дол. Конечно, это было бы так, если бы мы остановились на сбыте 500 000 автомобилей. Но это математический расчет не имеет ничего общего с делом, ибо без понижения цены продукта производства невозможно постоянно увеличивать оборот. А если предприятие не растет, то оно чахнет и требует нового капитала. Снижение цены увеличивает оборот с одновременным увеличением капиталовложений, а ожидаемая прибыль рассматривается как деньги, предназначенные для улучшения производства.

Наша прибыль благодаря скорости и объема сбыта был постоянно высоким, независимо от розничной цены в тот или иной момент. Однажды наша прибыль настолько превзошел наши ожидания, что мы добровольно вернули каждому покупателю по 50 дол.

Нельзя забывать, что каждый раз, когда цена автомобиля уменьшается без снижения качества, количество случайных покупателей возрастает. Многие люди, которых отпугивает цена в 440 дол., Готовы заплатить 360 долл.. за автомобиль. При цене в 440 дол. мы ожидали сбыть 500 000 автомобилей, а за 360 дол. можем реализовать до 800 000, правда, прибыль на каждом автомобиле меньше, зато объем выпуска и количество занятых большие. Мы, наконец, достигнем общей суммы прибыли, выше которой вообще достичь невозможно.