Издержки производства: их сущность, виды и структура

Издержки производства: их сущность, виды и структура Издержки производства

Часто мы являемся свидетелями того, что на одинаковые товары установлены разные цены, поэтому и задумываемся, чем это обусловлено. Причин может быть множество, а наиболее важные среди них - особенности производства продукции и затраты, которые с этим связаны. Ведь от общей суммы расходов и их структуры зависит, собственно, существование самого предприятия, а иногда и целой отрасли.

Цена любого товара, например холодильника, зависит прежде всего от особенностей его производства и затрат.

В расходы на производство товара входят: цена сырья и материалов, использованных для его изготовления; тепло и электроэнергия, амортизация (расходы, связанные с использованием средств производства и их износом), выплачена заработная плата и расходы для реализации товара на рынке, его укомплектования , упаковка и т.п.. Издержки производства показывают общий объем ресурсов, использованных для создания определенного объема продукции. Производство любой продукции сопровождается затратами различных видов: •  прямые затраты непосредственно связанные с выпуском определенного вида продукции или оказанием определенных услуг;

эксплуатационные расходы связанные с эксплуатацией оборудования, машин, транспортных средств, использованием и применением различных средств производства и предметов хозяйственного назначения в процессе производства данного товара;

расходы на оплату труда - это суммы выплат на заработную плату за выполненную работу рабочих и служащих. Все затраты живого труда и материальные затраты на производство продукции можно разделить на две большие группы:

постоянные расходы, которые предприятие осуществляет постоянно, потому что они связаны с обеспечением собственно производства и существенно не зависят от объемов производства (например, расходы на содержание зданий, обслуживание, содержание администрации и т.п.); 

переменные расходы непосредственно связаны и изменяются вместе с объемами производства (на приобретение материалов, сырья, полуфабрикатов, оплату труда рабочих и др.).. 

С ростом объемов производства увеличиваются прямые и затраты. Допустим, выпускник университета Валерий, хорошо усвоив программирования, решил организовать собственный бизнес: создать интересный компьютерный образ известных героев детских сказок и разработать для этого соответствующие игры для компьютеров. Он считает, что может производить и продавать около 200 экземпляров игры за год по 200 грн. Если его продукт будет пользоваться популярностью, он может увеличить объем выпуска, а следовательно, увеличить переменные затраты на приобретение материалов, транспортные расходы, использование труда дополнительно нанятых работников и т.п.. Если же покупатели не оценят исключительность новой игры, у фирмы Валерия может возникнуть ряд проблем: нереализованную продукцию нужно будет где хранить, вырастут внепроизводственные (связанные с реализацией продукции, организацией и стимулированием сбыта продукции) расходы, расходы на изучение рынка, рекламу, на выплату вознаграждений посредникам, представительские расходы. Если же игра потребует совершенствования, то увеличатся и операционные расходы, не связанные непосредственно с расширением производства, а к опытно-конструкторских работ, изобретательства, рационализации, создание экспериментальных моделей, организации выставок и т.д..

Добавим к приведенной классификации расходов, сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме виробництвастановить общие расходы. их еще называют валовыми.

Какова роль категорий «предельные издержки» и «предельный продукт» в достижении успехов предприятия?

Выделяют внешние (явные) издержки, которые принимают форму фактических денежных платежей за ресурсы, полученные от внешних поставщиков, и внутренние (неявные) - это затраты на использование ресурсов относительно упущенной выгоды. Они приобретают форму утраченного дохода от использования собственных ресурсов фирмы.

На основе предварительной рассказа может показаться, что для достижения успехов в бизнесе нужно только выпускать как можно больше продукции и продавать ее. Однако для повышения эффективности деятельности надо учитывать еще и такие показатели, как «предельные издержки» и «предельный продукт».

Например. Наш знакомый предприниматель Валерий, планируя расширение производства видеоигр, рассчитал, что материальные затраты (переменные в нашем случае) на один экземпляр игры составят 40 грн, постоянные - около 2000 грн в год. Работая самостоятельно, Валерий планировал выпускать ежегодно 200 экземпляров игры, но оказалось, что когда объем производства увеличился, то общие затраты растут непропорционально. Выяснилось, что общие расходы на 10 единиц игры составляют 400 грн, а на 11 единиц игры - 444 грн.

Производство каждой дополнительной единицы продукции влечет дополнительные расходы, которые называются предельными издержками.

В нашем примере предельные издержки 10-й единицы игры - 40 грн, а 11-й - 44 грн. Поэтому при планировании расширения производства необходимо рассчитать такой минимальный объем реализации продукции, при котором фирма не понесет убытки. Для этого используется понятие точки безубыточности, которая характеризует такой объем производства и реализации продукции, которому соответствует нулевая прибыль - выручка от реализации продукции равна общим затратам на ее производство и реализацию.

Еще один показатель, который позволяет проанализировать экономическое поведение фирмы, - предельный продукт - дополнительный продукт, произведенный с использованием дополнительной единицы какого из ресурсов при условии, что число всех остальных ресурсов остается неизменной.

Например, для расширения производства видеоигр предприниматель Валерий хочет нанять дополнительное количество работников (программистов). В этом случае меняется только число работающих. Пусть все они работают одинаково эффективно. Как меняются при этом объемы производства, увидим на примере табл. 13, где общий продукт - количество продукции, которую производят все работники, средний продукт - количество произведенной продукции, приходящейся на каждого работающего (общий продукт, деленный на количество работников).

Что такое себестоимость продукции и как она связана с доходами предприятия .

Задачи. Используя предыдущие примеры, попробуйте сделать вывод об успешности бизнеса предпринимателя по производству новой видеоигры. Назовите показатели, по которым вы пришли к таким выводам.

Одним из важнейших обобщенных показателей, который характеризует эффективность производства, является себестоимость продукции - сумма денежных затрат предприятия (фирмы) на производство и сбыт единицы продукции. От себестоимости продукции зависит конечный показатель деятельности предприятий - доходность. Поэтому важен анализ всех составляющих, формирующих себестоимость продукции, по их группам (статьям) и выявления резервов экономии - оптимального использования средств и средств. Себестоимость определяется как сумма совокупных расходов, поделенных на количество произведенной продукции, то есть как средние затраты на единицу продукции.