Основные субъекты экономического процесса

Основные субъекты экономического процесса. Экономический процесс
Экономика в значении «хозяйство» является системой всех учреждений, предприятий и методов, с помощью которых люди создают товары и оказывающих услуги. А хозяйствования, как часть экономического процесса, означает организованную целенаправленную производительную деятельность людей для удовлетворения экономических и близких к ним потребностей.

В хозяйственной деятельности участвуют множество участников: отдельные люди, их объединения, предприятия, учреждения, государственные организации, правительство и др..

Все, кто самостоятельно принимает и реализует экономические решения на свой риск, составляет хозяйственные планы и воплощает их в жизнь, относятся к субъектам хозяйствования. В зависимости от роли, целей и масштабов участия в экономическом процессе различают три основные группы экономических субъектов:

• домашние хозяйства (отдельные люди, семьи), которые являются владельцами частных средств и принадлежащего им имущества;

• предприятия (организации, корпорации, фирмы, компании), являющихся собственниками общих (корпоративных) денежных средств и имущества;

• государство (государственные учреждения, органы государственного управления и местного самоуправления) как обладатель государственных средств и государственного имущества.

Такое распределение отражает, в сущности, главные сферы экономической активности людей.

Домашние хозяйства - это обобщенный субъект сферы потребления, объединяющей на основе близких (родственных) связей граждан - физических лиц. Его главная экономическая функция - конечное потребление продуктов и услуг, производимых предприятиями, корпорациями, организациями, фирмами, компаниями.

Домашнее хозяйство - это экономический образ средней семьи, ведущей отдельное совместное хозяйство, имеет общее имущество, общие доходы и достаточно устойчивую структуру расходов.

Предприятия и организации бизнеса являются составными частями второй главной сферы экономической деятельности человека - деловой активности. Именно от успехов этой деятельности зависят непосредственные доходы домашних хозяйств.

Предприятия (фирмы, компании, корпорации, организации бизнеса) - это организации различных форм собственности (частные, совместные, кооперативные, государственные) и разных размеров, которые производят товары или предоставляют услуги с целью последующей их реализации на рынке для получения прибыли.

Предпринимательство, или бизнес - это любой вид инициативной непосредственной производительной деятельности с целью получения доходов, который предусматривает привлечение собственных денег или вложения в дело собственного капитала на собственный риск. Бизнес предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и собственную ответственность за результаты деятельности.

Основное назначение предприятий (организаций бизнеса) - производство всей совокупности товаров и услуг для домашних хозяйств и государственных учреждений и организаций с целью получения прибыли.

Государственные учреждения и организации - это некоммерческие бюджетные организации, осуществляющие государственное управление страной и экономикой на всех уровнях - от местного до общенационального (местные органы самоуправления, местные государственные администрации, администрация Президента Украины, министерства, Кабинет Министров - правительство Украины, Верховная Рада Украины) .

Экономический кругооборот.

Предприятия, домашние хозяйства и государство являются субъектами экономического кругооборота.

Экономический кругооборот - это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в различных сферах экономической деятельности. В круговороте выделяют финансовый (денежный) сектор и материальный, который охватывает движение товаров и услуг.

Предприятия производят, покупают, хранят и продают товары домашним хозяйствам или государственным организациям, повышают производительность производства, вкладывая новые инвестиции.

Домашние хозяйства и государственные учреждения потребляют, используя свои доходы, или экономят их, получают или предоставляют кредиты.

Государство через органы управления работает на обеспечение общественных потребностей, гарантирует национальную безопасность. Она выступает и как потребитель, и одновременно создает условия для экспортно-импортной деятельности предприятий, который объединяет национальную экономику с экономиками зарубежных стран.

Каждый из экономических субъектов ежедневно участвует в миллионах процессов экономического взаимодействия, является частью сложного экономического механизма.

В середине XVIII в. исследователи-экономисты сравнивали экономический цикл с системой кровообращения у человека.

Понятно, что почти каждый взрослый человек является сотрудником предприятия или государственной организации, будучи или производителем товаров или услуг, либо осуществляя управление. С другой стороны, каждый из нас как участник домашнего хозяйства потребляет товары и услуги, ради чего они создаются.

В процессе экономического взаимодействия каждый субъект хозяйствования стремится реализовать свои интересы. Домашние хозяйства стремятся обеспечить максимальное количество благ в своих доходов. Они ставят приоритет свои потребности и осуществляют расходы для покупки товаров и услуг. Предприятия (фирмы) стремятся максимизировать прибыль, но имеют также другие мотивы деятельности: расширить сферу влияния, увеличить масштабы производства и т.д..

Государственные учреждения призваны обеспечивать общенациональные интересы, которые способствуют росту богатства нации. Все эти задачи важны тем, что от них зависят общества, положение в стране и страны в мире, рациональное использование природных и других ресурсов, сохранение достижений истории, культуры и традиций жизнедеятельности и производства.

Однако нельзя считать экономику гигантским часами, которые отсчитывают расходы ресурсов, а «человека экономического» - калькулятором, что руководствуется только денежными мотивами, определяя соотношение потребностей и возможностей для их реализации. Об этом очень метко заметил американский миллиардер Джордж Сорос: «Какой должна быть организация общества, как люди должны прожить свою жизнь - эти вопросы не должны решаться на основании рыночных ценностей».

Собственность экономических субъектов. Формы собственности.

Положение и роль в экономике каждого ее участника определяется его отношением к собственности на экономические ресурсы и факторы производства.

Собственность - это совокупность прав отдельного человека, группы людей, государства относительно владения, распоряжения и использования ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных), которые позволяют создавать экономические блага.

В общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими субъектами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Неравномерность этих процессов, разное отношение людей к экономическим ресурсам как к своим или чужим во все времена приводило расслоение населения на богатых и бедных.

Собственником могут быть: отдельный человек, семья, группа людей, трудовой коллектив, жители села, города, района, менеджеры предприятий, местные органы власти, правительство, все граждане страны и др..

Согласно Конституции Украины каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результате мы своей интеллектуальной, творческой деятельности, никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности незыблемо. Вместе использование собственности не может наносить ущерб правам, свободам и достоинству других граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию.

Каждой системе хозяйствования свойственны определенные формы собственности:

В условиях натурально-общинного уклада земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ.

В мелкотоварного производства преобладает индивидуальная и семейная частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде крестьянина, ремесленника.

В условиях крупного промышленного производства господствует частная собственность на производственные ресурсы с использованием наемного труда.

В условиях административно-командной экономики, которая была господствующей во времена бывшего СССР, основная доля производственных ресурсов была собственностью государства. Меньшая их доля формально принадлежала производственным кооперативам (колхозам, артелям). Распределение производимых благ осуществляли государственные органы и он мало зависел от непосредственных результатов труда людей.

Сейчас в большинстве стран мира выделяют две основные формы собственности: частную и государственную, которые имеют много разновидностей и существуют в различных соотношениях.

С развитием экономики доля государственной собственности меняется: в развитых индустриальных странах она составляет менее 10%. В развивающихся странах и имеют переходную экономику, этот показатель колеблется в пределах 11-40%. Частная собственность является стержнем рыночной экономики.

В кризисные периоды государственная собственность является опорой частного предпринимательства (например, кризис 1929-1933 pp. В США, послевоенное, переходный периоды во многих странах Европы). Важное ее значение в инфраструктуре и трудоемких отраслях, в борьбе с безработицей.

Именно соотношение этих форм собственности определяет особенности хозяйствования, а часто и уровне и темпах развития страны. Сущность экономической системы

Совокупность определенным образом упорядоченных и скоординированных экономических процессов и видов экономической деятельности в обществе на основе существующих отношений собственности и хозяйственных механизмов производства, распределения, обмена и потребления созданного продукта называется экономической системой.

Изменения форм и отношений собственности и связанных с ними процессов производства и потребления экономических благ обусловили возникновение и развитие различных экономических систем.

Традиционно - укладная экономическая система характеризуется тем, что все экономические проблемы в ней решаются в соответствии с устоявшимся, священных обычаев, религиозных, общинных или кастовых традиций. Организация и управление хозяйством в таких системах осуществляется на основе решений вождей, старейшин или феодалов. Для производственных процессов здесь характерно использование примитивных технологий, ведение натурального или общинного хозяйства. Потребности людей удовлетворяются преимущественно на уровне жизненной необходимости. Имущественное неравенство приводит кастовое расслоение общества.

Традиционная экономика была распространена на начальных исторических этапах развития цивилизации. В современном мире она сохранилась в некоторых странах Азии, Африки, Океании.

От конца XVIII до начала XX в. в Европе и Америке существовала экономика свободной конкуренции. Ее главные черты - личная свобода участников экономической деятельности, частная собственность на экономические ресурсы, наличие огромного количества производителей и продавцов и конкуренции между ними. В ходе триьалого развития экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику различных моделей, характерную для развитых стран XX в.

Конец XX - начало XXI в. ознаменовался формированием черт нового, иостиндустриального, информационного общества в развитых странах мира. Для него характерны: изменения в структуре производства и потребления; возрастание роли услуг и непроизводственного сектора в экономике; высокий образовательный уровень населения; творческое отношение к труду; новые уровни и масштабы общения; усиление внимания к сохранению окружающей среды; гуманизация экономики, ее направленность на человека и развитие личностного потенциала; широкое использование информационных систем и технологий (рис. 34, 35); глобализация хозяйственной деятельности.

Долгие годы XX в. в СССР, социалистических странах Центральной Европы и Азии и в некоторых других государствах царила, как уже отмечалось, администра-тивно-командная экономическая система с присущими для нее. Среди них - государственная собственность на все виды экономических ресурсов, жесткое централизованное планирование экономических процессов; управление всеми предприятиями из центра - специальных государственных учреждений; государственный контроль за процессами производства и распределения продукции; отсутствие самостоятельности хозяйственных субъектов и свободных рыночных отношений. Центральные плановые органы определяли также структуру и объемы производства продукции, распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов, цены на товары и услуги, размеры заработной платы и тому подобное.

Такая система не могла адекватно реагировать на изменения в развитии общества и стимулировать заинтересованность хозяйствующих субъектов в результатах производства. Она вызвала отставание экономических показателей почти во всех отраслях хозяйства от достижений в развитых странах мира.