Структурные связи потребительской кооперации и АПК

Потребительская кооперация и АПК органически взаимосвязаны единственным воспроизводственным процессом и находятся в разносторонней зависимости друг от друга. Поэтому место потребительской кооперации в системе экономических отношений в значительной степени определяется той ролью, которую она играет в развитии и функционировании АПК.

Однако современный переходный этап характеризуется резким ослаблением роли потребительской кооперации в становлении АПК страны, накоплением негативных явлений во всех сферах их сотрудничества, общим падением уровня эффективности взаимодействия.

Причин такого положения много. Одна из них - просчеты в структурной политике, которые приводят к деформации структуры АПК и разрушение структурных связей его взаимосвязанных сфер, в том числе и потребительской кооперации.

Из рис. 1 видно, что потребительская кооперация очень тесно связана с функциональной, отраслевой, организационно-хозяйственной и социально-экономической структурами АПК.

Функциональная структура АПК. В характеристике структуры АПК ведущую роль играет функциональный аспект. Функциональная структура отражает соотношение стадий воспроизведения ресурсами, структурой продукта и темпами воспроизводства. Анализ этой струк туры наиболее объективно можно осуществить на основе конечного продукта АПК. Распределение конечного продукта на части по месту создания отображает сферы и экономические отношения, возникающие в процессе воспроизводства.

По данным исследований функциональная структура конечного продукта АПК состоит из следующих сфер:

И сфера - производство средств производства для всех сфер АПК.

ИИ сфера - сельскохозяйственное производство.

ИИИ сфера - производство продуктов и товаров из сельскохозяйственных ской сырья.

ИV сфера - реализация продукции АПК (сфера обращения).

V сфера - производственно-технологическое обслуживание АПК.

Названы сферы образуют единый законченный технологический цикл. Потребительская кооперация, наряду с другими сферами обращения, прежде всего должна обеспечить конечную стадию цикла, т.е. реализацию конечного продукта.

Опосредующих обмен, потребительская кооперация не только дово-дить товары потребителям и реализует форму их стоимости, но и обеспечивает непрерывность и повторение процесса воспроизводства в более широких масштабах. В этом заключается ее важнейшая роль в функциональной структуре АПК.

Однако за последние годы роль потребительской кооперации в функциональной структуре резко снизилась. Если в 1990 г. ее доля в реализации конечного продукта АПК составила 23%, то сегодня она существенно снизилась. Это в равной степени относится как к аграрной продукции, так и к продукции, которая перерабатывается.

Вместо потребительской кооперации обмен все более опосредуется торговыми посредниками, фирменной торговлей и другими малоперспективными и несовершенными субъектами. Все это приводит к серьезным деформациям воспроизводственного процесса, его общего торможения.

Усиление роли потребительской кооперации, прежде всего в функциональной структуре АПК, связано прежде всего с углублением интеграции ее товаропроводящих каналов в АПК. Речь идет о кооперативную торговлю и заготовительную систему.

Вместе с тем необходимо всесторонне развивать товарно-денежные от синими, перевести обмен с натуральной, бартерной основе на денежную. По данным статистики, доля бартера в обмене продукции АПК колеблется от 3,0 до 59%.

Отраслевая структура АПК. Если функциональный анализ позволяет характеризовать АПК как систему воспроизводства его конечного продукта, то отраслевой позволяет выделить АПК как конкретную совокупность ность технологически, организационно и экономически взаимосвязанных ных отраслей, которые функционируют в рамках единой системы связей.

Потребительская кооперация, как уже отмечалось, представлена ??главным образом в IV сфере, которая объединяет отрасли товарного обращения. Следует подчеркнуть, что доля продукции АПК составляет более 3/4 кооператив ного товарооборота. Отсюда следует, что основная масса материальных и трудовых затрат в кооперативной торговле связана с реализацией конечного продукта агропромышленного комплекса.

Будучи многоотраслевой хозяйственной системой, потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта АПК, но и непосредственно создает его. На базе сельскохозяйственного сырья кооперативное производство выпускает ежегодно продукции на 0,7-0,8 млрд грн. Значительная часть сельскохозяйственной продукции приходится до необходимого товарного вида на предприятиях общественного питания. Продукты собственного производства кооперативных предприятий общественного питания составляет не менее 0,2 млрд грн. в год.

Говоря о месте потребительской кооперации в отраслевой структуре АПК, нужно учесть и объем заготовок. Заготовительный оборот, который охватывает главным образом продукцию сельского хозяйства, достигает 0,4 млрд грн. в год.

В целом почти все 30 отраслей и подотраслей деятельности потребительской кооперации непосредственно связаны с отраслевой структурой АПК и дополняют ее.

В перспективе усилится межотраслевая взаимодействие в сферах торгов ли, заготовок, а также производственно-технологического обслуживания АПК. Вместе создаются предпосылки для организационно-хозяй ственного оформления ассоциаций, кооперативов, корпораций на базе объединения предприятий с однородной деятельностью, но разных по ведомственной принадлежности, т.е. происходит трансформация организационно-хозяйственной структуры АПК.

Организационно-хозяйственная структура АПК. Эта структура включает в себя совокупность организационных форм, которые функционируют в АПК. Она насчитывает более 40 тыс. формирований только в аграрной и перерабатывающей сферах.

Важное место в общей совокупности хозяйственных единиц занимают организации и предприятия потребительской кооперации. Их количество превышает 30 тыс. единиц, из которых: 18,5 тыс. продовольственных магазинов, более 280 оптовых баз, 450 заготовительных организаций и закупочно-сбытовых баз, 11 тыс. предприятий общепитания, 2,7 тыс. перерабатывающих предприятий и производств, более 930 продовольственных рынков. Кроме того, сюда можно отнести значительное количество предприятий транспорта и строительства.

Хозяйственные единицы составляют основу интегрированных и кооперированных формирований: агропромышленных предприятий (АПП) и агропромышленных объединений (АПО).

Потребительская кооперация слабо представлена ??в организационных формах производства, основанных на агропромышленной интеграции. Согласно мало развиты и ее взаимосвязи. Заготовительные и торговые кооперативные организации выступают преимущественно в роли оптовых покупателей сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции. К организации межотраслевого оборота они почти не привлекаются.

Другой организационной формой межотраслевого характера является межхозяйственное объединения. Его создание основано на принципах межхозяйственного кооперирования. Все субъекты, входящие в состав объединения, сохраняют ведомственную принадлежность, хозяйственную и юридическую самостоятельность. Они только принимают участие своими средствами в создании объектов для совместной эксплуатации или организации тех или иных видов совместной деятельности. В 1998 г. межхозяйственные предприятия и кооперативы АПК насчитывали всего 7 тыс. оды ниц. В их составе потребительская кооперация участия почти не принимает.

Однако межхозяйственное кооперирование является очень перспективной формой организации, особенно в условиях раздробленного производства. В ближайшее время можно ожидать интенсивное развитие кооперативов с участием потребительской кооперации. Речь прежде всего о кооперативы сбытовые, маркетинговые, сервисные, производственные, где возможности и потенциал потребительской кооперации имеют свои преимущества.

Социально-экономическая структура АПК. Социально-экономическая структура АПК по своему содержанию и составу очень сложная. Она включает совокупность социальных групп населения, типов хозяйств независимо от форм собственности, видов поселений и социальных сфер. Эта структура является наиболее динамичной.

В АПК занято более 7 млн ??человек. Однако трудовые ресурсы составляют только ядро. Более глубокий анализ требует рассмотрения всех социальных групп населения непосредственно связанных с АПК. Речь прежде всего о сельское население, которое превышает 16 млн человек.

Учет дифференциации населения в социальной структуре АПК имеет важное значение для потребительской кооперации, которая обслуживает около 20 млн человек, в том числе более 70% трудовых ресурсов АПК. Оно заключается в повышении роли системы в обеспечении потребностей населения различными товарами, реализации доходов работников АПК, повышении их культурно-бытового уровня, сближении условий жизни и труда в сельском хозяйстве и промышленности.

Другой аспект социально-экономической структуры народнохозяйственного агропромышленного комплекса - это формы собственности.

В состав АПК входят сотни тысяч предприятий, основанных на различных формах собственности: коллективной, государственной, частной. В него также входят личные подсобные хозяйства. Под влиянием интеграционных процессов происходит сближение форм собственности, их взаимопроникновение и слияние.

Таким образом, можно утверждать, что структура АПК многомерна. Анализ главных ее аспектов (функционального, отраслевого, организационно-хозяйственного и социально-экономического) всесторонне выявляет место и роль потребительской кооперации в народнохозяйственном агропромышленном комплексе и вместе с тем дает возможность определить основные проблемы и направления совершенствования и повышения эффективности структурных связей.